Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 2 сентября 2010 г. по делу N А14-5420/2009
(извлечение)
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 декабря 2010 г. N ВАС-15091/10 в передаче настоящего дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от главы крестьянского (фермерского) хозяйства З.А.Е. - З.А.Е. - глава крестьянского (фермерского) хозяйства, паспорт, от Администрации Каширского муниципального района Воронежской области - С.А.С. доверенность от постоянная - представитель, 27.06.2010 N 1/28/06,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации Каширского муниципального района Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 16.02.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2010 по делу N А14-5420/2009, установил:
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства З.А.Е. обратился в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением (с учетом уточнения) о признании незаконным отказа Администрации Каширского муниципального района Воронежской области в предоставлении в аренду земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 634,8460 га (кадастровый номер 36:13:00 00 000:0281, местоположение установлено относительно ориентира Воронежская область, Каширский район, расположенного в границах участка) и обязании последней заключить договор аренды данного земельного участка на срок 49 лет.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 16.02.2010 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2010 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить указанные судебные акты в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, 20.02.2009 З.А.Е. обратился в Администрацию Каширского муниципального района Воронежской области с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет за плату земельных участков, в том числе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения площадью 634,8460 га (кадастровый номер 36:13:00 00 000:0281, местоположение установлено относительно ориентира Воронежская область, Каширский район, расположенного в границах участка) для создания крестьянского (фермерского) хозяйства в целях производства сельскохозяйственной продукции.
В заявлении также были указаны: виды деятельности вновь создаваемого КФХ; наличие сельскохозяйственной техники и инвентаря; порядок создания КФХ и количество предполагаемых работников.
Письмом Администрации от 23.03.2009 (исх. N 726) З.А.Е. было сообщено, что испрашиваемый спорный участок площадью 634,8460 га будет предоставляться в аренду путем проведения торгов.
27 марта 2009 года в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей была внесена запись о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого является З.А.Е. (свидетельство серия 36 N 003151237).
Последний 02.04.2009 повторно обратился в Администрацию Каширского муниципального района и дополнительно сообщил о регистрации 27.03.2009 крестьянского (фермерского) хозяйства, приложив соответствующие свидетельство о регистрации и выписку из ЕГРИП.
Администрацией Каширского муниципального района Воронежской области в предоставлении вышеуказанного земельного участка главе КФХ З.А.Е. отказано со ссылкой на то, что 14.01.2009 поступило заявление от главы КФХ Р.Г.Д. о предоставлении этого же земельного участка в аренду сроком на 49 лет, что, по мнению органа местного самоуправления, является основанием для предоставления испрашиваемого земельного участка в аренду только по результатам торгов.
Не согласившись с отказом в предоставлении земельного участка, глава КФХ З.А.Е. обратился в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
Принимая обжалуемые судебные акты, суды обеих инстанций обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оспариваемые действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны судом незаконными при одновременном несоответствии их закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, предусмотрен статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Согласно пункту 1 названной статьи Закона, граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны:
1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение);
2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);
3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);
4) срок аренды земельных участков;
5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);
6) предполагаемое местоположение земельных участков.
Пунктом 2 статьи 12 Закона предусмотрено, что к заявлению должно быть приложено соглашение, заключенное между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.
В случае создания фермерского хозяйства одним гражданином заключение соглашения не требуется (ст. 4 Закона N 74-ФЗ).
Фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 5 Закона N 74-ФЗ).
Согласно пунктам 3, 4, 5 статьи 12 Закона N 74-ФЗ, орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в пункте 3 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия указанного в пункте 4 настоящей статьи решения.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, глава КФХ З.А.Е. обратился в Администрацию Каширского муниципального района с заявлением о предоставлении земельного участка как лицо, изъявившее желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство.
Указанное заявление оформлено с соблюдением требований статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
До обращения заявителя в орган местного самоуправления испрашиваемый земельный участок был постановлен на кадастровый учет.
При таких обстоятельствах спора Администрация Каширского муниципального района обязана была осуществить процедуры по предоставлению З.А.Е. спорного земельного участка, предусмотренные статьей 12 Федерального закона N 74-ФЗ.
Как следует из материалов дела, основанием для отказа З.А.Е. в предоставлении земельного участка послужило наличие второго заявления, поступившего от главы КФХ Р.Г.Д., который также испрашивал спорный участок для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
По мнению органа местного самоуправления, при поступлении заявлений от двух глав КФХ, испрашивающих один и тот же земельный участок, предоставление такого участка должно осуществляться путем проведения торгов с целью соблюдения основных принципов земельного законодательства - справедливость, публичность, открытость и равный доступ к предоставлению земельных участков.
Указанные доводы Администрации обоснованно отклонены судом, так как документально не подтверждены.
Имеющееся в материалах дела заявление главы КФХ Р.Г.Д. от 14.01.2009, адресованное Главе администрации Каширского муниципального района, не содержит сведений, предусмотренных статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ.
По своему содержанию указанное заявление носит характер переписки с органом местного самоуправления.
Выводы суда в этой части, подтвержденные имеющимися в деле доказательствами, переоценке в суде кассационной инстанции не подлежат.
Кроме того, Администрацией Каширского муниципального района не были представлены суду какие-либо доказательства, свидетельствующие о том, что заявление главы КФХ Р.Г.Д. от 14.01.2009 о предоставлении спорного земельного участка в установленном порядке было рассмотрено и по нему принималось решение.
При этом, приняв решение об отказе главе КФХ З.А.Е. в предоставлении испрашиваемого земельного участка по мотиву необходимости проведения торгов, органом местного самоуправления не совершалось каких-либо действий, направленных на проведение торгов.
На основании изложенного, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о том, что Администрацией в предоставлении земельного участка по причине необходимости проведения торгов отказано неправомерно.
Учитывая изложенное, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 16.02.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2010 по делу N А14-5420/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как установлено судом и подтверждается материалами дела, глава КФХ З.А.Е. обратился в Администрацию Каширского муниципального района с заявлением о предоставлении земельного участка как лицо, изъявившее желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство.
Указанное заявление оформлено с соблюдением требований статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
До обращения заявителя в орган местного самоуправления испрашиваемый земельный участок был постановлен на кадастровый учет.
При таких обстоятельствах спора Администрация Каширского муниципального района обязана была осуществить процедуры по предоставлению З.А.Е. спорного земельного участка, предусмотренные статьей 12 Федерального закона N 74-ФЗ.
...
По мнению органа местного самоуправления, при поступлении заявлений от двух глав КФХ, испрашивающих один и тот же земельный участок, предоставление такого участка должно осуществляться путем проведения торгов с целью соблюдения основных принципов земельного законодательства - справедливость, публичность, открытость и равный доступ к предоставлению земельных участков.
...
Имеющееся в материалах дела заявление главы КФХ Р.Г.Д. от 14.01.2009, адресованное Главе администрации Каширского муниципального района, не содержит сведений, предусмотренных статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 2 сентября 2010 г. по делу N А14-5420/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании