Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Парасотченко М.А, судей Мартыновой Н.Н. и Бетрозовой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Морозовой И.Г. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым, поступившей с делом 15 ноября 2023 года, на решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 27 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 11 июля 2023 года
Заслушав доклад судьи Парасотченко М.А, выслушав представителя истца по доверенности Потапова А.Н, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Морозова И.Г. обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Алуште Республики Крым (после правопреемства - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым) о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия.
Требования мотивированы тем, что в связи с наличием стажа педагогической деятельности (льготного стажа) более 25 лет она обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алуште Республики Крым с заявлением от 12 апреля 2021 года о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алуште Республики Крым от 8 июля 2021 года истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, ввиду отсутствия требуемого специального стажа педагогической деятельности не менее 25 лет. В решении указано, что педагогический стаж истца составляет 4 года 9 месяцев 6 дней.
Истец Морозова И.Г. не согласилась с решением ответчика об исключении из специального педагогического стажа следующих периодов ее работы: с 1 ноября 1999 года по 10 ноября 2002 года, с 16 ноября 2002 года по 1 октября 2012 года, с 6 октября 2012 года по 31 декабря 2014 года, с 1 января 2015 года по 19 августа 2019 года, с 20 августа 2020 года по 31 марта 2021 года.
Часть периодов работы истца приходилась на территории Автономной Республики Крым, в период действия законодательства Украины, которым не предусмотрено условие включения в специальный (льготный) педагогический стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, наличие в профессионально-технических учебных заведениях, техникумах, колледжах не менее 50 процентов обучающихся в возрасте до 18 лет.
До 19 ноября 2014 года истец работала мастером производственного обучения в профессионально-техническом учебном заведении, а с 19 ноября 2014 года преподавателем в колледже, что подтверждается актом документальной проверки первичных документов, подтверждающих работу в условиях, дающих право на досрочное назначение пенсии.
В акте документальной проверки первичных документов, подтверждающих работу в условиях, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии истцу, условие о наличии обучающихся детей в возрасте до 18 лет не менее 50 процентов в периоды с 1 января 2000 года по 31 декабря 2020 года, соблюдено.
Просила суд признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алуште Республики Крым об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости от 8 июля 2021 года N 124939/21 в части невключения в специальный педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы в должности преподавателя: с 1 ноября 1999 года по 10 ноября 2002 года, с 16 ноября 2002 года по 1 октября 2012 года, с 6 октября 2012 года по 31 декабря 2014 года, с 1 января 2015 года по 19 августа 2019 года, с 20 августа 2020 года по 31 марта 2021 года.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алуште Республики Крым включить в специальный педагогический стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы в должности преподавателя: с 1 ноября 1999 года по 10 ноября 2002 года, с 16 ноября 2002 года по 1 октября 2012 года, с 6 октября 2012 года по 31 декабря 2014 года, с 1 января 2015 года по 19 августа 2019 года, с 20 августа 2020 года по 31 марта 2021 года.
Решением Алуштинского городского суда Республики Крым от 27 июня 2022 года исковые требования Морозовой И.Г. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Алуште Республики Крым о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии удовлетворены. Суд постановилпризнать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Алуште Республики Крым от 8 июля 2021 года N 124939/21 в части невключения Морозовой И.Г. в специальный педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости периодов работы с 1 ноября 1999 года по 10 ноября 2002 года, с 16 ноября 2002 года по 1 октября 2012 года, с 6 октября 2012 года по 31 декабря 2014 года, с 1 января 2015 года по 19 августа 2019 года, с 20 августа 2020 года по 31 марта 2021 года.
Суд обязал Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Алуште Республики Крым включить Морозовой И.Г. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы с 1 ноября 1999 года по 10 ноября 2002 года, с 16 ноября 2002 года по 1 октября 2012 года, с 6 октября 2012 года по 31 декабря 2014 года, с 1 января 2015 года по 19 августа 2019 года, с 20 августа 2020 года по 31 марта 2021 года.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 11 июля 2023 года (в протокольной форме) произведена замена ответчика Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 11 июля 2023 года решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 27 июня 2022 года изменено: исключены из учета специального стажа Морозовой И.Г. периоды отпусков без сохранения заработной платы с 1 января 2015 года по 19 августа 2019 года, в остальной части решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым - без удовлетворения.
В кассационной жалобе представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым просит отменить решение суда первой и апелляционной инстанций, в связи с нарушением норм материального права, неправильного толкования закона и определения обстоятельств, имеющих значение для дела, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что исходя из положений пункта 14 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей (в целях определения права на включение такого стажа работы - в стаж для досрочного установления страховой пенсии по старости), специальный педагогический стаж истца подлежит исчислению, исходя из общего количества учащихся в учреждении, то есть данная норма закона не предусматривает никакой дифференциации на исчисление учащихся только в определенном подразделении, курсе, классе, группе и т.д, в которых осуществляет работу отдельный педагог.
По мнение кассатора, данные обстоятельства не установлены судом, у Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Крым "Романовский колледж индустрии гостеприимства" не получены данные о количестве учащихся в возрасте до 18 лет в периоды с 1 ноября 1999 года по 10 ноября 2002 года, с 16 ноября 2002 года по 1 октября 2012 года, с 6 октября 2012 года по 31 декабря 2014 года, с 1 января 2015 года по 19 августа 2019 года, с 20 августа 2020 года по 31 марта 2021 года и их соотношение к общему количеству учащихся за этот период времени.
На кассационную жалобу ответчика истцом Морозовой И.Г. поданы возражения, в которых указано на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, а также необоснованность и несостоятельность доводов кассационной жалобы, с просьбой рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Истец Морозова И.Г, представитель ответчика - Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым, представитель третьего лица - Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Крым "Романовский колледж индустрии гостеприимства", в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебные извещения вручены адресатам.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, либо с помощью иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истца по доверенности Потапова А.Н, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебных постановлений суда первой и апелляционной инстанций в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, отсутствуют.
Судебными инстанциями установлено и подтверждается материалами дела, что Морозова И.Г, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 12 апреля 2021 года обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алуште Республики Крым с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алуште Республики Крым от 8 июля 2021 года N 124939/21 Морозовой И.Г. отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости, так как педагогический стаж составил 4 года 9 месяцев 6 дней, при необходимых 25 годах, что не дает право на досрочное пенсионное обеспечение (том 1 л.д. 13-15).
В расчет специального стажа не включены следующие периоды работы в Алуштинском филиале Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Крым "Романовский колледж индустрии гостеприимства":
с 1 сентября 1992 года по 2 июля 1993 года (периоды учебы в профессионально-техническом училище N 32 г. Алушты, в связи с отсутствием педагогической деятельности до поступления в учебное образовательное учреждение);
с 11 ноября 2002 года по 15 ноября 2002 года, с 2 октября 2012 года по 5 октября 2012 года, с 21 апреля 2016 года по 23 апреля 2016 года, с 18 апреля 2017 года по 22 апреля 2017 года, с 20 июня 2018 года по 20 июня 2018 года, с 12 сентября 2018 года по 25 сентября 2018 года, с 20 августа 2019 года по 19 августа 2020 года (отпуск без сохранения заработной платы);
с 1 ноября 1999 года по 10 ноября 2002 года, с 16 ноября 2002 года по 1 октября 2012 года, с 6 октября 2012 года по 31 декабря 2014 года, с 1 января 2015 года по 31 марта 2021 года (работа при несоблюдении условия обучения не менее 50 процентов детей в возрасте до 18 лет).
Истец Морозова И.Г, обращаясь в суд, указывала, что выводы ответчика об исключении спорных периодов работы в Алуштинском филиале Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Крым "Романовский колледж индустрии гостеприимства" с 1 ноября 1999 года по 10 ноября 2002 года, с 16 ноября 2002 года по 1 октября 2012 года, с 6 октября 2012 года по 31 декабря 2014 года, с 1 января 2015 года по 31 марта 2021 года противоречат имеющимся письменным доказательствам и нормам материального права.
В трудовой книжке имеются записи о том, что Морозова (Коваленко) И.Г. 26 января 1995 года принята на должность мастера производственного обучения профессионального технического училища N 32 г. Алушта, с 1 ноября 2012 года переведена на должность мастера производственного обучения в Алуштинский филиал КРПТУЗ "Симферопольское высшее профессиональное училище ресторанного сервиса и туризма", 1 сентября 2015 года переведена на должность преподавателя специальных дисциплин, с 1 января 2018 года должность преподавателя специальных дисциплин переименована как преподаватель первой категории учебно-производственного отдела (том 1 л.д. 16-18).
Актом Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алуште Республики Крым N 49 от 2 июля 2012 года документальной проверки первичных документов, подтверждающих работу в условиях, дающих право на досрочное назначение пенсии установлено следующее: по сведениям в профтехучилище в 2000 г. из 90 выпускников дети до 18 лет составили 50 человек, в 2001 г. из 52 выпускников дети до 18 лет - 30 человек, 2002 г. нет сведений, 2003 г. из 95 выпускников дети до 18 лет - 49 человек, 2004 г. из 99 выпускников дети до 18 лет - 50 человек, 2005 г. из 77 выпускников дети до 18 лет - 42 человека, 2006 г. из 110 выпускников дети до 18 лет - 55 человек, 2007 г. из 91 выпускника дети до 18 лет - 70 человек, 2008 г. из 115 выпускников дети до 18 лет - 72 человека, 2009 г сведения о зачислении 31 учащегося на базе 11 классов, 2010 г. из 113 выпускников дети до 18 лет - 86 человек, 2011 г. из 78 выпускников дети до 18 лет - 59 человек, 2021 г. из 84 выпускников дети до 18 лет - 47 человек, 2013 г. - 19 учащихся, из них до 18 лет - 13 человек, 2014 г. - 38 учащихся, из них до 18 лет - 33 человека, 2015 г. - 44 учащихся, из них до 18 лет - 30 человек, 2016 г. - 50 учащихся, из них до 18 лет - 41 человек, 2017 г. - 79 учащихся, из них до 18 лет - 41 человек, 2018 г. - 82 учащихся, из них до 18 лет - 44 человека, 2019 г. - 81 учащихся, из них до 18 лет - 35 человек, 2020 г. - 75 учащихся, из них до 18 лет - 60 человек (том 1 л.д. 129-131).
В справке, представленной Алуштинским филиалом Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Крым "Романовский колледж индустрии гостеприимства" от 2 ноября 2022 года отражен факт обучения в филиале колледжа не менее 50 процентов детей в возрасте до 18 лет за период с 2001 по 2021 год (том 2 л.д. 29).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 10 июля 2023 года решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 18 апреля 2023 года отменено в части отказа в удовлетворении исковых требований Морозовой И.Г. к Государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению Республики Крым "Романовский колледж индустрии гостеприимства" об обязании совершить определенные действия. По делу принято новое решение, которым исковые требования Морозовой И.Г. удовлетворены. Суд апелляционной инстанции обязал Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым "Романовский колледж индустрии гостеприимства" произвести корректировку сведений индивидуального (персонифицированного) учета Морозовой И.Г. с указанием кода особых условий труда "27-пд" за период работы с 1 января 2015 года по 31 декабря 2018 года. Решение постановлено не приводить в исполнение в связи с его фактическим исполнением (том 2 л.д. 76-83).
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о включении в специальный страховой стаж педагогической деятельности периодов работы истца Морозовой И.Г. с 1 ноября 1999 года по 10 ноября 2002 года, с 16 ноября 2002 года по 1 октября 2012 года, с 6 октября 2012 года по 31 декабря 2014 года, с 1 января 2015 года по 31 марта 2021 года, исходя из доказанности обстоятельств обучения в Алуштинском филиале Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Крым "Романовский колледж индустрии гостеприимства" не менее 50 процентов детей в возрасте до 18 лет, руководствуясь положениями Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067.
Судом первой инстанции отмечено, что во время действия на территории Республики Крым законодательства Украины, которое не предусматривало в качестве условия включения в специальный педагогический стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, соблюдение условий, аналогичных условиям, указанным в пункте 14 Правил, утвержденных постановлением Правительства от 29 октября 2002 года N 781, а поэтому периоды работы истца с 1 ноября 1999 года по 10 ноября 2002 года, с 16 ноября 2002 года по 1 октября 2012 года, с 6 октября 2012 года по 31 декабря 2014 года, исключены ответчиком неправомерно.
Проверяя законность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суд Республики Крым согласилась с обоснованностью выводов суда первой инстанции, указав, что при определении права на пенсию истца Морозовой И.Г. в льготном исчислении необходимо исходить из количества несовершеннолетних учеников Алуштинского филиала Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Крым "Романовский колледж индустрии гостеприимства", поскольку определяющим при разрешении вопроса о специальном стаже педагога является статус учреждения, в котором проходит его трудовая деятельность (школа, центр образования, профессиональное училище, иное учреждение среднего профессионального образования (учебное заведение), изменив решение суда первой инстанции в части исключения из учета специального стажа истца периодов отпусков без сохранения заработной платы с 1 января 2015 год по 19 августа 2019 года.
Суд апелляционной инстанции, ссылаясь на выводы, изложенные в апелляционном определении судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 10 июля 2023 года об обязании Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Крым "Романовский колледж индустрии гостеприимства" произвести корректировку сведений индивидуального (персонифицированного) учета Морозовой И.Г. с указанием кода особых условий труда "27-пд" за период работы с 1 января 2015 года по 31 декабря 2018 года, указал на подтверждение льготного характера работы истца в указанное время.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда находит приведенные выводы суда первой и апелляционной инстанций основанными на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Пунктом 3 статьи 28 указанного Федерального закона предусмотрено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7 - 13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 14 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, работа за период с 1 ноября 1999 года в должностях, указанных в списке, в вечерних (сменных) общеобразовательных школах, открытых (сменных) общеобразовательных школах, в центрах образования, в вечерних (сменных) профессиональных училищах и в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) засчитывается в стаж работы при условии обучения в указанных учреждениях не менее 50 процентов детей в возрасте до 18 лет.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии также определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 указанного закона). Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 закона). Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 закона).
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "м" пункта 1 постановления Правительства N 665 при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Действующим с 1 января 2002 года Списком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, в пункте 1 раздела "Наименование должностей" предусмотрена должность преподавателя в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средние специальные учебные заведения), в том числе колледжах всех наименований.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что работа за период с 1 ноября 1999 года в должностях, указанных в списке, в вечерних (сменных) общеобразовательных школах, открытых (сменных) общеобразовательных школах, в центрах образования, в вечерних (сменных) профессиональных училищах и в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) засчитывается в стаж работы при условии обучения в указанных учреждениях не менее 50 процентов детей в возрасте до 18 лет.
Частью 1 статьи 11 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлено, что граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с этим федеральным конституционным законом или приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки, а также на охрану здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Данным положениям корреспондирует часть 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", предусматривающая, что с 1 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 26 октября 2017 года N 2333-О указал, что положения частей 1 и 3 статьи 11 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" направлены на достижение целей интеграции Республики Крым и города федерального значения Севастополя в Российскую Федерацию в части правового регулирования социальной защиты посредством распространения на названную выше категорию граждан предусмотренных законодательством Российской Федерации гарантий обеспечения пенсиями, пособиями и мерами социальной поддержки с предоставлением возможности реализации социальных прав в объеме не ниже приобретенного в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города Севастополя на момент их принятия в состав Российской Федерации.
До 1 января 2015 года истец Морозова И.Г. осуществляла педагогическую деятельность на территории Республики Крым в период действия законодательства Украины.
В соответствии с пунктом "е" статьи 55 Закона Украины "О пенсионном обеспечении" от 5 ноября 1991 года N 1788-ХП работники образования имеют право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста при наличии специального стажа работы не менее 25 лет в соответствии с Перечнем, который утверждается в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.
Как установлено Перечнем заведений и учреждений образования, охраны здоровья и социальной защиты и должностей, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Украины от 4 ноября 1993 года N 909, право на пенсию за выслугу лет имеют работники общеобразовательных учебных заведений, военных общеобразовательных учебных заведений, музыкальных и художественных школ (учителя, логопеды, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, преподаватели, сурдопедагоги, тифлопедагоги, воспитатели, заведующие и инструкторы слуховых кабинетов, директора, заведующие, их заместители по учебно-воспитательной, учебно-производственной части или работы по производственному обучению, заведующие учебной и учебно-воспитательной частью, социальные педагоги (организаторы внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми), практические психологи, педагоги-организаторы, мастера производственного обучения, руководители кружков, секций, студий и других форм кружковой работы. Работа по специальности в заведениях, учреждениях, предусмотренных этим перечнем, дает право на пенсию за выслугу лет независимо от формы собственности или ведомственной принадлежности учреждений и организаций.
В пунктах 14 и 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.
В соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Согласно материалам дела, в спорные периоды работы Морозовой И.Г. (с 2000 года по 2021 год) в Алуштинском филиале Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Крым "Романовский колледж индустрии гостеприимства" обучалось более 50 процентов учащихся до 18 лет, как и в период с 2001 года по 2021 год в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Республики Крым "Романовский колледж индустрии гостеприимства".
Доводы кассационной жалобы о неправильном толковании судами пункта 14 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, судом кассационной инстанции признаются необоснованными.
Истец Морозова И.Г. в периоды с 1 ноября 1999 года по 10 ноября 2002 года, с 16 ноября 2002 года по 1 октября 2012 года, с 6 октября 2012 года по 31 декабря 2014 года осуществляла трудовую деятельность в должности педагога на территории Автономной Республики Крым, в период действия законодательства Украины, не предусматривавшего условие включения в специальный (льготный) педагогический стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии, наличие в учебном учреждении не менее 50 процентов обучающихся в возрасте до 18 лет.
С 1 января 2015 года за гражданами Украины, постоянно проживающими на территории Республики Крым, сохранено право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации, с возможностью реализации социальных прав в объеме не ниже приобретенного в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым на момент ее принятия в состав Российской Федерации.
Таким образом, в педагогический (льготный) стаж истца Морозовой И.Г. судебными инстанциями обоснованно включены периоды работы с 1 ноября 1999 года по 10 ноября 2002 года, с 16 ноября 2002 года по 1 октября 2012 года, с 6 октября 2012 года по 31 декабря 2014 года, без учета условия обучения в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Республики Крым "Романовский колледж индустрии гостеприимства" не менее 50 процентов детей в возрасте до 18 лет.
Кроме того, поскольку работодателем внесены корректирующие сведения в отчет о страховом стаже истца Морозовой И.Г. за период с 1 января 2015 года по 31 декабря 2018 года, с указанием кода особых условий труда, то данные периоды обоснованно включены судом в специальный страховой стаж педагогической деятельности.
В отношении периода работы истца Морозовой И.Г. в Алуштинском филиале Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Крым "Романовский колледж индустрии гостеприимства" с 1 января 2019 года по 31 марта 2021 года, не включенного ответчиком в специальный страховой стаж педагогической деятельности по причине отсутствия сведений об обучении в учебном учреждении не менее 50 процентов детей в возрасте до 18 лет, суд кассационной инстанции соглашается с выводами судебных инстанций о его включении в педагогический стаж, исходя из следующего.
В пунктах 20 и 21 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" даны понятия: организации, осуществляющие образовательную деятельность, - образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом; педагогический работник - это физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" для осуществления образовательной деятельности организацией в ее структуре создается специализированное структурное образовательное подразделение, деятельность которого регулируется положением, разрабатываемым и утверждаемым такой организацией.
Алуштинский филиал Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Крым "Романовский колледж индустрии гостеприимства" является структурным подразделением Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Крым "Романовский колледж индустрии гостеприимства".
В соответствии с Положением об Алуштинском филиале Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Крым "Романовский колледж индустрии гостеприимства" от 2022 года, следует, что данный филиал не является отдельным юридическим лицом, однако выполняет государственное задание в соответствии с видами своей деятельности (том 2 л.д. 84-92).
Местонахождение филиала: Республика Крым, г. Алушта, ул. Ялтинская, д.19.
Согласно пункту 1.6.1 Положения основным видом деятельности филиала является образовательная деятельность по профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования.
Также для достижения целей создания филиала он имеет право осуществлять приносящую доход деятельность, если это не противоречит федеральным законам, служит достижению целей, ради которых он создан. Доход, полученный от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество, поступают в оперативное управление колледжа в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставными целями (пункт 1.6.3).
Согласно пункту 1.8 Положения филиал является обособленным подразделением Колледжа и осуществляет свою деятельность от его имени.
В соответствии с пунктом 1.21 Положения основными функциями филиала являются организация учебного процесса, разработка учебных планов, графиков учебного процесса и т.п.
Пунктом 3.3 Положения определено, что организацию приема в филиал осуществляет приемная комиссия филиала в порядке, установленном правилами приема, утверждаемыми директором Колледжа.
Таким образом, Алуштинский филиал Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Крым "Романовский колледж индустрии гостеприимства" - это отдельное образовательное учреждение, которое осуществляет образовательную деятельность по профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования.
Учитывая, что работодателем указан код особых условий труда Морозовой И.Г. за период работы с 1 января 2015 года по 31 декабря 2018 года в Алуштинском филиале Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Крым "Романовский колледж индустрии гостеприимства", а трудовые функции и условия работы истца с 1 января 2019 года по 31 марта 2021 года остались неизменными, то рассматриваемый период правильно включен судом в специальный страховой стаж педагогической деятельности.
Доводы жалобы ответчика о неразрешении судом апелляционной инстанции ходатайства о приобщении дополнительных доказательств, опровергаются материалами дела.
Так, согласно протоколу судебного заседания суда апелляционной инстанции от 11 июля 2023 года, в ходе рассмотрения апелляционной жалобы ответчика разрешено ходатайство о процессуальном правопреемстве и приобщении к материалам дела акта документальной проверки от 3 июля 2023 года, которое удовлетворено.
Рассматривая дело в кассационном порядке, судебная коллегия находит выводы суда первой и апелляционной инстанций подробно мотивированными, подтвержденными исследованными и надлежаще оцененными доказательствами, соответствующими установленным обстоятельствам дела, требованиям норм материального и процессуального права. Оснований не согласиться с ними не имеется.
Доводы кассационной жалобы по существу повторяют позицию стороны ответчика в ходе рассмотрения дела, которая была проверена и получила надлежащую судебную оценку, нашедшую отражение в оспариваемых судебных постановлений; сводятся к несогласию с выводами судов в связи с иной оценкой доказательств, при этом их не опровергают, о нарушении норм материального и процессуального права, в том числе регулирующих порядок сбора, исследования и оценки доказательств, не свидетельствуют.
Несогласие с выводами суда, в связи с иной оценкой доказательств, иное мнение о характере разрешения спора, в силу части 1 статьи 379.7, части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не могут служить в качестве основания для отмены судебного постановления нижестоящей судебной инстанции в кассационном порядке.
Предусмотренные частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для удовлетворения кассационной жалобы не установлены.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 27 июня 2022 года, с учетом изменений внесенных апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 11 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 11 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым - без удовлетворения.
Председательствующий М.А. Парасотченко
Судьи Н.Н. Мартынова
Н.В. Бетрозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.