Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Булычева С.Н., рассмотрев жалобу защитника И.А. Веретенниковой, действующей на основании доверенности в интересах акционерного общества "Группа Илим", на вступившее в законную силу решение судьи Иркутского областного суда от 2 мая 2023г., вынесенное в отношении акционерного общества "Группа Илим" (далее - АО "Группа Илим", общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора Братского отдела государственного экологического надзора МУ Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории N N от 25 ноября 202 г. АО "Группа Илим" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа 200 000 рублей.
Решением судьи Братского городского суда Иркутской области от 26 апреля 2022 г. постановление должностного лица административного органа отменено, дело в отношении АО "Группа Илим" прекращено на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ ввиду отсутствия события административного правонарушения.
Решением Иркутского областного суда от 26 июля 2022 г. решение судьи Братского городского суда Иркутской области от 26 апреля 2022 г. отменено, дело возвращено на новое рассмотрение тому же городскому суду.
Решением судьи Братского городского суда Иркутской области от 11 октября 2022 г, оставленным без изменения решениемрешением судьи Иркутского областного суда от 14 декабря 2022 г, постановление должностного лица административного органа отменено, дело в отношении АО "Группа Илим" прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
Постановлением судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 10 марта 2023г. решение судьи Иркутского областного суда от 14 декабря 2022 г. отменено, дело возвращено на новое рассмотрение тому же областному суду.
Решением судьи Иркутского областного суда от 2 мая 2023г. решение судьи Братского городского суда Иркутской области от 11 октября 2022 г. и постановлением государственного инспектора Братского отдела государственного экологического надзора МУ Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории N N от 25 ноября 2021 г. отменены, производство по делу прекращено на основании п. 6 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ ввиду истечения срока привлечения лица к административной ответственности.
В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник общества настаивает на отмене решения областного суда от 2 мая 2023г, приводя доводы о его незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 4 ст. 8.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.45 настоящего Кодекса.
Согласно ч.6 ст. 56 Водного кодекса РФ запрещается сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Положениями п. 1 ч.6 ст. 60 Водного кодекса РФ установлен запрет при эксплуатации водохозяйственной системы осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
Из материалов дела следует, что на основании решения территориального отдела водных ресурсов по Иркутской области Енисейского бассейнового водного управления от 21 августа 2017 г. АО "Группа Илим" имеет в пользовании водный объект рыбохозяйственного значения высшей категории - "данные изъяты". Согласно разрешению Управления Росприроднадзора по Иркутской области N N, выданному на основании приказа того же органа от 16 октября 2017 г. N N, обществу разрешен сброс в водохранилище сточных и дренажных вод с соблюдением допустимой концентрации и количества загрязняющих веществ в выпуске воды N 1.
По результатам административного расследования должностное лицо административного органа пришло к выводу о виновности общества по ч.4 ст. 8.13 КоАП РФ, установив 13 сентября 2021г. осуществление обществом сброса в водный объект сточных вод, в которых содержание опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водный объект.
Городской суд, отменяя постановление должностного лица административного органа и прекращая производство по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, сослался на существенное нарушение порядка собирания доказательств по делу, предусмотренных нормами КоАП РФ, а также проведение выездной проверки в нарушение требований Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ).
Областной суд отменяя судебное решение, указал, что проверочные мероприятия, предусмотренные Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ, не проводились, что повлекло неполноту и необъективность судебной оценки обстоятельств дела и незаконность судебного решения. Поскольку сроки, предусмотренные для данной категории дел ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ истекли на день рассмотрения дела областным судом, а постановление об административном наказании отменено и производство по делу прекращено городским судом, областной суд пришел к выводу, что оснований для направления дела на новое рассмотрение в целях обсуждения вопроса о виновности АО "Группа Илим" не имеется, а потому судебный акт и постановление должностного лица административного органа подлежат отмене, производство по делу прекращению на основании п.6 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Не согласиться с выводами областного суда оснований не имеется.
Из решения городского суда следует вывод о нарушении порядка проведения 9 сентября 2021г. такого контрольного (надзорного) мероприятия как выездное обследование, вместе с тем указан вывод о проведении с грубым нарушением выездной проверки водного объекта, что повлекло незаконность возбуждения дела об административном правонарушении.
Противоречия в выводах городского суда связано с тем, что оставлено без внимания распоряжение руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования N N от 5 июля 2021г, согласно которому территориальным органам Росприроднадзора в период с июля по октябрь 2021г. поручено организовать работу по наблюдению за экологическим состоянием водных объектов и их водоохранных зон, в том числе на реке Ангара, в рамках Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ.
В ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований поручено применить такие контрольные действия как визуальный осмотр (обследование), инструментальный контроль (лабораторные исследования, измерения и испытания), в том числе отбор проб воды производить с периодичностью, установленной в приложении N 2 к распоряжению (2-3 раза в месяц).
При таких условиях городскому суду следовало запросить у административного органа материалы контрольного (надзорного) мероприятия для исследования и проверки на предмет соблюдения требований положений ч.3 ст. 26.2 КоАП РФ о доказательствах, полученных в ходе осуществления государственного контроля (надзора).
При таких условиях выводы городского суда о незаконном возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования органом государственного контроля (надзора) преждевременны. При этом вывод городского суда о том, что при отборе проб воды 9 сентября 2021г. в нарушение положений ст. 25.7 КоАП РФ незаконно не были привлечены понятые, что лишает полученные результаты исследования проб воды и последующего (в рамках административного расследования) экспертного заключения достоверности, противоречит обстоятельствам дела, не основан на положениях Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ, Положении о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре), утвержденном постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021г. N 1096.
Ранее, в решении от 26 июля 2022г, областной суд, отменяя предыдущее решение городского суда от 26 апреля 2022г, указывал на неверные исследование городским судом обстоятельств дела и их судебную оценку, основанную на неправильном применении процессуальных норм и норм права.
Указания вышестоящей судебной инстанции при новом рассмотрении дела не были выполнены городским судом, противоречия не устранены.
Пи таких условиях не имеется оснований полагать обжалуемый судебный акт незаконным и подлежащим отмене.
Вместе с тем обжалуемый судебный акт подлежит изменению, поскольку Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ не содержит такого понятия как проведение "проверочных мероприятий", потому они не регламентированы указанным Федеральным законом. Из материалов дела следует, что в соответствии с п.1 ч.3 ст. 56 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ было проведено такое контрольное (надзорное) мероприятие как наблюдение за соблюдением обязательных требований без взаимодействия с контролируемым лицом.
Руководствуясь ст.ст.30.13 и 30.17 КоАП РФ, судья
постановил:
решение судьи Иркутского областного суда от 2 мая 2023г. изменить, исключив вывод о непроведении по делу проверочных мероприятий, регламентируемых Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ, в остальной части оставить без изменения, жалобу защитника - без удовлетворения.
Судья С.Н. Булычева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.