Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Виноградовой О.В.
судей Никулиной И.А, Евтифеевой О.Э, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Марковского муниципального образования на решение Иркутского районного суда Иркутской области от 5 апреля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 19 июля 2023 г.
по административному делу N 2а-884/2023 по административному исковому заявлению прокурора Иркутского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Марковского муниципального образования о признании незаконным бездействия по не заключению концессионного соглашения в отношении тепловой сети, обязании заключить концессионное соглашение в отношении тепловой сети, заслушав доклад судьи Виноградовой О.В, объяснения представителя Администрации Марковского муниципального образования Погодаевой Е.И, прокурора Кадошникова С.О,
УСТАНОВИЛА:
по результатам проверки соблюдения законодательства при распоряжении муниципальной собственностью администрацией Марковского муниципального образования (далее также - Администрация) прокуратурой Иркутского района выявлено нарушение административным ответчиком требований Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ), выразившееся в непринятии мер по передаче объектов теплоснабжения в установленном законом порядке.
Прокурор Иркутского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением (с учетом уточнения) о признании незаконным бездействие администрации Марковского муниципального образования по незаключению концессионного соглашения в отношении тепловой сети, собственником которой является муниципальное образование и возложении обязанности по заключению такого соглашения.
Доводы прокурора сводятся к тому, что для эксплуатации объектов коммунальной инфраструктуры законом установлен специальный порядок и их передаче должно предшествовать заключение концессионного соглашения, которое в настоящем случае отсутствует.
Решением Иркутского районного суда Иркутской области от 5 апреля 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 19 июля 2023 г, административные требования удовлетворены, признано незаконным бездействие администрации Марковского муниципального образования по не заключению концессионного соглашения в отношении тепловой сети, протяженностью 1792 м, кадастровый номер N, расположенной по адресу: "адрес". На администрацию Марковского муниципального образования в течение 1 (одного) года с даты вступления решения суда в законную силу возложена обязанность заключить концессионное соглашение в отношении тепловой сети, протяженностью 1792 м, кадастровый номер N, расположенной по адресу: "адрес"
В кассационной жалобе Администрация просит судебные акты отменить, указывая, что действующим законодательством предусмотрена возможность передачи объектов теплоснабжения унитарным предприятиям на праве хозяйственного ведения, чему не была дана оценка судом апелляционной инстанции. Полагает, возложение обязанности на Администрацию обязанности по заключению концессионного соглашения свидетельствует о вмешательстве суда в деятельность органов местного самоуправления в нарушение норм со статьями 10 и 12 Конституции Российской Федерации. Настаивает, что прокуратурой не приведено доказательств ненадлежащего оказания услуг по теплоснабжению в условиях иных форм эксплуатации тепловых сетей, без заключения концессионного соглашения, о чем свидетельствует и отсутствие жалоб жителей муниципального образования. Полагает выводы судов сделаны в отсутствие анализа норм Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", совокупность которых допускает возможность передать в хозяйственное ведение "данные изъяты" Марковского муниципального образования спорую тепловую сеть. Считает, судами не учтена возможность заключения договоров аренды без проведения торгов с лицом, обладающим правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в том числе не дана оценка мероприятиям, проводимым Администрацией в целях заключения таких договоров с гарантирующим поставщиком тепловой энергии на территории Марковского муниципального образования - "данные изъяты" Полагает выводы судов о возможности передачи прав владения и (или) пользования тепловой сети исключительно на основании концессионного соглашения неверным и противоречащим нормам действующего законодательства.
В судебном заседании представитель административного ответчика просила кассационную жалобу удовлетворить. Прокурор поддержал доводы представленных возражений.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя административного ответчика, прокурора, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами допущены.
Как установлено при рассмотрении административного дела, в собственности Марковского муниципального образования находится тепловая сеть, протяжностью 1 792 м, с кадастровым номером N, расположенная по адресу: "адрес".
В соответствии с постановлением администрации Марковского муниципального образования - администрации городского поселения от 19 мая 2023 г. N N вышеуказанная тепловая сеть передана МУП "Водоканал" Марковского муниципального образования на праве хозяйственного ведения, зарегистрированного в установленном порядке в ЕГРН.
Разрешая административный спор и удовлетворяя заявленные прокурором, действующим в интересах неопределенного круга лиц, требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 16, 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 3, 4, 13, 21 - 27 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", статьи 28.1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", пришел к выводу о возможности передачи права владения и (или) пользования названными объектами исключительно на основании концессионных соглашений. В силу законодательства о концессионных соглашениях, с момента поступления имущества в муниципальную собственность администрация Марковского муниципального образования обязана была в установленном законом порядке предпринять меры по организации конкурса на право заключения концессионного соглашения, выступив самостоятельно с инициативой о заключении таких соглашений и создав необходимые условия для их заключения в наиболее ранние сроки. Конкурсные процедуры, необходимые для заключения концессионного соглашений в отношении спорных объектов административным ответчиком не проводились.
С указанными выводами нельзя согласиться, поскольку они постановлены при неполном выяснении значимых для дела обстоятельств.
Особенности передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, определены в статье 41.1 Закона N 416-ФЗ.
Части 1, 2, 3 названной статьи устанавливают, что передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона (часть 1).
Осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа водоснабжения населения и водоотведения посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением случаев передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или) объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации (часть 2).
Выбор способа передачи прав владения и (или) пользования в отношении объектов водоснабжения и водоотведения (аренда или концессионное соглашение) законодатель связывает с датой ввода таких объектов в эксплуатацию. Иные способы передачи прав применительно к объектам водоснабжения и водоотведения отраслевым законодательством не предусмотрены.
В случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) (часть 3).
Как следует из указанной выше нормы, выбор способа передачи прав владения и (или) пользования объектами жилищно-коммунального назначения (аренда или концессионное соглашение) законодатель связывает с датой ввода указанных объектов в эксплуатацию.
Данные требования исключают произвольный выбор органом власти и органом местного самоуправления формы конкурса и формы договора в отношении рассматриваемых объектов.
Следовательно, юридически значимым обстоятельством для разрешения спора является установление даты ввода в эксплуатацию спорной сети, однако, судебными инстанциями данное обстоятельство не установлено, относимых и допустимых доказательств, подтверждающих данный факт в материалы дела не представлено, в судебных актах имеется указание лишь на год завершения строительства, что не является идентичным понятию ввода в эксплуатацию, выписка из ЕГРН таких данных также не содержит, техническая или иная документация в материалах дела отсутствует.
Поскольку судами не в полном объеме установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, судебные акты первой и апелляционной инстанций подлежат отмене, а административное дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду необходимо установить дату ввода в эксплуатацию тепловой сети, протяженностью 1792 м, кадастровый номер N, проверить и дать оценку доводам административного ответчика о наличии права в силу закона на передачу в хозяйственное ведения и эксплуатацию спорного имущества в рамках хозяйственной деятельности МУП "Водоканал" Марковского муниципального образования, либо на заключение договора аренды, и после установления всех значимых для разрешения административного иска обстоятельств, применив нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения, разрешить административный иск по существу.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Иркутского районного суда Иркутской области от 5 апреля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 19 июля 2023 г. отменить, направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 13 декабря 2023 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.