Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Черемисина Е.В, судей Мишиной И.В, Лукьяновой Т.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Зыкова Алексея Александровича на решение Красноярского краевого суда от 10 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 17 августа 2023 года
по административному делу N 24OS0000-01-2023-000014-79 (N 3а-171/2023) по административному исковому заявлению Зыковой Галины Георгиевны, Зыкова Алексея Александровича об оспаривании решения Норильского городского Совета депутатов Красноярского края от 27 января 2015 года N В/4-459Э.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Черемисина Е.В, выслушав объяснения представителя административного истца Зыкова А.А. Антонова А.В, поддержавшего кассационную жалобу, возражения представителя Норильского городского Совета депутатов Красноярского края Селезневой Е.А, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Маслаковой О.Г. об оставлении судебных актов без изменения, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Норильским городским Советом депутатов Красноярского края 27 января 2015 года принято решение N В/4-459 "Об утверждении Положения об арендной плате за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования город Норильск, и об определении коэффициентов для расчета арендной платы за использование на территории муниципального образования город Норильск земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования город Норильск, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" (далее - Решение N В/4-459).
Пунктом 6 приложения 3 к Решению N В/4-459 установлен коэффициент, учитывающий категорию арендатора (К2) применяемый при определении размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования город Норильск, и за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена для категории арендаторов "прочие" - 1.
Зыкова Г.Г, Зыков А.А. обратились с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия пункта 6 приложения 3 Решения N В/4-459 в части установления коэффициента K2 в размере 1 в отношении категории арендатора "Прочие".
В обоснование требований указано, что коэффициент установлен в отсутствие экономического обоснования, с нарушением норм земельного законодательства и законодательства об оценочной деятельности, нарушает их права и интересны как пользователей земельных участков. В связи с необоснованно установленным коэффициентом с административных истцов за период с 04 июня 2018 года по 28 мая 2021 года взыскана сумма арендной платы, в размере 1769098, 68 руб, что нарушает их права.
В судебном заседании представитель Норильского городского Совета депутатов, главы города Норильска, администрации г. Норильска Селезнева Е.А. административный иск не признала.
В заключении прокурор Даценко О.А. полагала требования административного искового заявления не подлежащими удовлетворению.
Решением Красноярского краевого суда от 10 мая 2023 года, в редакции определения об исправлении описки от 13 июня 2023 года, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 17 августа 2023 года решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба Зыкова А.А. - без удовлетворения.
Зыков А.А. 29 сентября 2023 года обратился в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, поступившей 24 октября 2023 года, в которой просит судебные акты отменить, административные исковые требования удовлетворить.
В возражениях прокуратуры Красноярского края и Норильского городского Совета депутатов содержатся просьбы об оставлении обжалуемых судебных актов без изменения, кассационной жалобы - без удовлетворения.
Рассмотрев административное дело в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия не установиланаличие предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нарушений, влекущих отмену или изменение судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что такого рода нарушений при рассмотрении настоящего дела судами не допущено.
Как установлено судом первой инстанции, оспариваемый правовой акт обладает нормативным характером, принят Норильским городским Советом депутатов Красноярского края в пределах предоставленных полномочий, опубликован в установленном законом порядке, не нарушает и не ограничивает права, свободы и законные интересы административных истцов, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Суд апелляционной инстанции с указанными выводами согласился, признав их основанными на правильном применении норм права.
В кассационной жалобе заявитель выражает несогласие с выводами судов по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и в апелляционной жалобе.
С доводами заявителя согласиться нельзя исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В силу части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 этой статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом может быть принято решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Согласно пункту 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
К числу таких принципов относятся: принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке; принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя.
Приложением N 3 к Решению N В/4-459 установлен коэффициент (К2), учитывающий категорию арендатора, применяемый при определении размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования город Норильск, и за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Пунктом 6 данного приложения для категории арендаторов "Прочие" установлен коэффициент в размере "1".
Оценив данное положение, оспариваемое административными истцами, суды верно указали, что размер коэффициента равный "1" на размер исчисления арендной платы непосредственно не влияет.
При этом возможность пересмотра оспариваемого нормативного правового акта в целях установления по категории арендаторов "Прочие" пониженного коэффициента, что могло бы нести экономический смысл для административных истцов, не имеет нормативного обоснования.
С учетом изложенного суды пришли к обоснованным выводам о том, что указанный коэффициент не может быть расценен как не отвечающий принципам экономической обоснованности и предсказуемости, не нарушает права и законные интересы административных истцов.
Выводы судов основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют установленным судами обстоятельствам дела, нарушений норм процессуального права, влекущих пересмотр судебных актов в кассационном порядке, судами не допущено, в этой связи кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Красноярского краевого суда от 10 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 17 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Зыкова Алексея Александровича - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное определение изготовлено 15 декабря 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.