Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Виноградовой О.В, судей Евтифеевой О.Э, Пушкаревой Н.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Андреевой Ирины Валерьевны на решение Кировского районного суда г. Томска от 3 февраля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Томского областного суда от 12 мая 2023 г.
по административному делу N 2а-65/2023 по административному исковому заявлению Андреевой Ирины Валерьевны к Департаменту ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области, Региональной комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, администрации Советского района Города Томска о признании незаконным решения об отказе в переносе сроков капитального ремонта многоквартирного жилого дома, возложении обязанности по переносу срока проведения капитального ремонта многоквартирного дома, заслушав доклад судьи Виноградовой О.В, объяснения Андреевой И.В,
УСТАНОВИЛА:
Андреева И.В. обратилась с исковым заявлением к Региональному фонду капитального ремонта многоквартирных домов Томской области о признании незаконным решение, выраженное в протоколе заседания Региональной комиссии N 1 от 4 февраля 2021 г, в части отказа в переносе срока проведения капитального ремонта внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения многоквартирного дома, находящегося по адресу: "адрес" возложении на Департамент ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области, администрацию Советского района Города Томска обязанности по переносу сроков проведения капитального ремонта внутридомовых инженерных систем в многоквартирном доме, указав в обоснование заявленных требований, что является собственником жилого помещения в данном многоквартирном жилом доме, техническое состояние внутридомовой инженерной системы теплоснабжения, инженерные системы горячего и холодного водоснабжения, системы водоотведения в котором находятся в аварийном состоянии. Замена этих систем запланирована только в 2050 г, в связи с чем, собственниками помещений многоквартирного дома на общем собрании принято решение о переносе сроков капитального ремонта на 2023-2025 гг. с соответствующим обращением в Региональную комиссию, по результатам рассмотрения которого Региональной комиссии принято решение об отказе во внесении изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Томской области, в части переноса на 2023-2025 гг. срока капитального ремонта внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома. С учетом состояния инженерных систем истец полагает отказ в переносе сроков проведения ремонта незаконным.
Решением Кировского районного суда г. Томска от 3 февраля 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Томского областного суда от 12 мая 2023 г, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе Андреева И.В. ставит вопрос об отмене судебных актов, указывая на нарушение судами норм материального и процессуального права. Полагает, что судами не дана оценка техническому состоянию внутридомовой инженерной системы теплоснабжения, техническому состоянию внутридомовых инженерных систем горячего и холодного водоснабжения, техническому состоянию системы водоотведения. С учетом данных о проценте износа элементов внутридомовой инфраструктуры (80-90 %), подтвержденного экспертным заключением, в отсутствие доказательств обратного, полагает необходимым перенос сроков капитального ремонта, с целью недопущения возникновения предельно-допустимых нагрузок на инфраструктурные элементы инженерных систем и вытекающей отсюда сохранностью физико-механических свойств и эксплуатационного состояния многоквартирного дома. Считает необоснованной при анализе финансирования работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме за счет средств государственной поддержки ссылку ответчика на часть 4 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее также - ЖК РФ), поскольку речь идет о переносе сроков капитального ремонта систем горячего и холодного водоснабжения, а не о ремонте подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме. Считает необоснованным приведенную ответчиком аналогию пп. "а" подпункта 4 пункта 10 постановления Администрации Томской области от 10 сентября 2018 г..N 346А с частью 4.1 статьи 170 ЖК РФ, о том, что данный пункт постановления фактически повторяет часть 4.1 статьи 170 ЖК РФ. Указывает, что часть 4.1 статьи 170 ЖК РФ подлежит применению при перечислении взносов на капитальный ремонт на специальный счет. Учитывая, что собственниками многоквартирного "адрес" производится перечисление взносов на капитальный ремонт в виде обязательных прав собственников помещений, считает, что данные аналогии не относятся к настоящему делу.
Полагает необоснованными выводы суда о том, что собственниками многоквартирного дома фактически принято решение по формированию фонда капитального ремонта на специальном счете, поскольку собственниками производятся перечисления взносов на капитальный ремонт на счета регионального оператора Фонда "Региональный Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Томской области" в виде обязательных прав собственников помещений. Считает, судом не было принято во внимание и не дана правовая оценка экспертному заключению от 5 декабря 2019 г..ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии", являющемуся достоверным доказательством.
В судебном заседании административный истец настаивала на доводах кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены, в судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, заслушав административного истца, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судом первой и апелляционной инстанций.
Правовые отношения в области проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются статьями 166 - 191 раздела IX "Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" Жилищного кодекса Российской Федерации.
Правовые и организационные основы своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Томской области, установлены постановлением Администрации Томской области от 5 октября 2015 г. N 356 а, приказом Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области от 15 октября 2015 г. N 51. Постановлением Администрации Томской области от 10 2018 N 346а утверждены Правила принятия решений о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Томской области.
При рассмотрении административного дела установлено, что административный истец Андреева И.В. является собственником жилого помещения в спорном многоквартирном доме, расположенном по адресу: "адрес" Управление указанным многоквартирным домом осуществляет управляющая организация общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Союз". Согласно письму ООО "Компания "Союз" от 11 июля 2022 г. за период со 2 ноября 2021 г. по 2 июля 2022 г. в аварийную службу организации поступило 27 обращений жильцов по поводу протечек из труб водоснабжения и водоотведения. В соответствии с заключением общества с ограниченной ответственностью "ТомСтрой" NА-163А-ИС-О по результатам обследования технического состояния внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения многоквартирного дома, проведенного в 2020 г, состояние инженерных систем признано аварийным.
В соответствии со статьей 4 Закона Томской области от 7 июня 2013 г. N 116-03 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Томской области" Администрация Томской области в сфере организации проведения капитального ремонта на территории Томской области осуществляет полномочия по утверждению региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Постановлением Администрации Томской области от 30 декабря 2013 г. N 597а утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Томской области. В соответствии с программой капитальный ремонт систем теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения и водоотведения многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес" запланирован на 2047-2049 гг.
На общем собрании собственников названного многоквартирного жилого дома от 20 декабря 2020 г. принято решение о переносе сроков проведения работ по ремонту общего имущества дома на периоды 2023-2025 гг.
Решением Региональной комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, занесенным в протокол N 1 от 4 февраля 2021 г, отказано во внесении изменений в региональную программу капитального ремонта (в части переноса срока) в связи с недостаточностью средств регионального оператора для финансирования капитального ремонта, решение принято после проведенного ранжирования сведений о состоянии домов.
Оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, руководствуясь статьями 168, 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Томской области, суды отказали в удовлетворении заявленных требований ввиду отсутствия финансовой возможности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в более ранние сроки по отношению к срокам, установленным региональной программой капитального ремонта.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
Учитывая нормы права, регулирующие спорные правоотношения, регламентирующие возможность внесения изменений в региональную программу при условии достаточности средств регионального оператора для финансирования капитального ремонта в соответствии с решением собственников помещений либо при условии достаточности средств фонда капитального ремонта, собранных собственниками помещений в данном многоквартирном доме, для проведения капитального ремонта, судебная коллегия кассационного суда полагает верными выводы судов, с учетом информации о сумме оплат, внесенных собственниками квартир, представленную Фондом "Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Томской области", по состоянию на 5 декабря 2022 г. (2 471 559, 25 руб.), а также расчета предельной стоимости работ по капитальному ремонту систем теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения и водоотведения на 2021 год, в соответствии с которым на эти цели необходимо 16 675 089, 84 руб, и соглашается с выводами нижестоящих судов о том, что решение собственников о проведении капитального ремонта, не зависящее от сроков, установленных региональной программой, только при условии достаточного количества средств для финансирования капитального ремонта, не достигнуто собственниками спорного дома, в связи с чем основания для удовлетворения требований отсутствуют. Принятие решения в отсутствие такой возможности нарушает права жителей тех многоквартирных домов, капитальный ремонт которых на основании объективных критериев формирования региональной программы и ее ежегодной актуализации признан наиболее приоритетным, чем спорных домов.
Вопреки доводам кассационной жалобы, обстоятельства, имеющие значение для разрешения требований, судами установлены полно и правильно. Приведенные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения судами, получили надлежащую правовую оценку и мотивированно отклонены.
По существу доводы кассационной жалобы аналогичны позиции административного истца в судах первой и апелляционной инстанций, основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, выводов судебных инстанций не опровергают и не влекут отмену судебных актов по настоящему делу, при рассмотрении которого не допущено нарушений, являющихся безусловным основанием для отмены судебных постановлений. Иные, приведенные доводы, не являются основанием для отмены судебных актов, поскольку направлены на переоценку доказательств, представленных суду, и на несогласие с выводами суда первой, апелляционной инстанций по результатам их оценки, что в соответствии с частью 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит и основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке являться не может.
Существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права судами не допущено.
На основании изложенного выше, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда г. Томска от 3 февраля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Томского областного суда от 12 мая 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Кассационной определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок и порядке, предусмотренные положениями статьей 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 19 декабря 2023 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.