Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Виноградовой О.В.
судей Пушкаревой Н.В, Евтифеевой О.Э, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации городского округа "Город Чита" на решение Черновского районного суда г. Читы от 28 февраля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 10 мая 2023 г.
по административному делу N 2а-259/2023 по административному исковому заявлению заместителя прокурора Черновского района города Читы в интересах неопределённого круга лиц к МБОУ "Начальная общеобразовательная школа N 37", администрации городского округа "Город Чита" о возложении обязанностей, заслушав доклад судьи Виноградовой О.В, объяснения представителя администрации городского округа "город Чита" Абраменковой Е.А, прокурора Кадошникова С.О,
УСТАНОВИЛА:
заместитель прокурора Черновского района г. Читы, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился с административным иском об оборудовании оконных блоков здания МБОУ "Начальная общеобразовательная школа N 37" (далее также - МБОУ "НОШ N 37") замками безопасности, предотвращающими травматизм и возможность выпадения детей из окон и финансировании указанных мероприятий. Полагает, что отсутствие мер по оборудованию окон здания школы устройствами, предотвращающими падение детей из окон, свидетельствуют о нарушении обеспечения охраны здоровья обучающихся во время пребывания в здании образовательного учреждения, указывает, что отсутствие замков безопасности является нарушением законодательства об образовании и противодействии терроризму.
Решением Черновского районного суда г. Читы от 28 февраля 2023 г. требования удовлетворены, на МБОУ "НОШ N 37" возложена обязанность в течение пяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать окна замками безопасности, установленными в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок в соответствии с требованиями законодательства, на администрацию городского округа "Город Чита" (далее также - Администрация) возложена обязанность в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести финансирование на оборудование оконных блоков здания МБОУ "НОШ N 37" замками безопасности, предотвращающими травматизм и возможность выпадения детей из окон. Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 10 мая 2023 г. по административному делу произведена замена административного ответчика МБОУ "Начальная общеобразовательная школа N 37" на его правопреемника - МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 33".
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 10 мая 2023 г. решение Черновского районного суда г. Читы от 28 февраля 2023 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация городского округа "Город Чита", повторяя доводы апелляционной жалобы, просит отменить судебные акты, ссылаясь на отсутствие у администрации источника покрытия дополнительных расходов на финансирование указанных работ, принятие бюджета с дефицитом, наличие у городского округа "Город Чита" муниципального долга, сформированность муниципального задания и невозможность его изменения в целях перераспределения средств ввиду их утверждения, не осуществление МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 33" коммерческой деятельности и отсутствие у него самостоятельных денежных средств.
В судебном заседании представитель административного ответчика настаивала на удовлетворении кассационной жалобы. Прокурор поддержал доводы возражений, представленных в письменном виде.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, заслушав представителя административного ответчика и прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Из положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Основанием для удовлетворения таких требований является несоответствие оспариваемых решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). В силу положений статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность представления суду доказательств, подтверждающих законность оспариваемых действий, возложена на административного ответчика.
Как установлено при рассмотрении административного дела, прокуратурой Черновского района г. Читы проведена проверка исполнения законодательства в сфере защиты прав и свобод несовершеннолетних при организации обучения в МБОУ "Начальная общеобразовательная школа N 37", расположенной по адресу: г. Чита ул. Строителей, д.25, в части обеспечения безопасных условий обучения и воспитания несовершеннолетних.
В соответствии с Уставом МБОУ "Начальная общеобразовательная школа N 37" учредителем данного образовательного учреждения является городской округ "Город Чита". Функции и полномочия учредителя осуществляются администрацией городского округа "Город Чита", от имени которой действует комитет образования администрации городского округа "Город Чита" (пункт 1.4 Устава).
Собственником имущества МБОУ "Начальная общеобразовательная школа N 37" является городской округ "Город Чита", в лице администрации городского округа "Город Чита" (пункт 1.5 Устава).
По результатам проведенной проверки установлено, что в нарушение требований действующего законодательства в МБОУ "Начальная общеобразовательная школа N 37" 90 окон, в том числе 55 пластиковых, не оборудованы замками безопасности, предотвращающими травматизм и возможность выпадения детей из окон.
25 октября 2022 г. заместителем прокурора Черновского района г. Читы в адрес данного образовательного учреждения внесено представление, рассмотренное в установленном порядке, в ответе на который указано на отсутствие денежных средств для исполнения требований прокурора.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями пункта 13 части 1 статьи 16, пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктов 3 и 5 части 1 статьи 9, пункта 2 части 6 статьи 28, пунктов 3, 15 части 3 статьи 28, пункта 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", пунктов 1, 5.1.1, 5.1.8 ГОСТ 23166-99 Блоки оконные. Общие технические условия, введенного в действие Постановлением Госстроя России от 6 мая 2000 г. N 41, правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 17 июня 2004 г. N 12-П, от 12 апреля 2005 г. N 142-О, от 13 июня 2006 г. N 194-О, от 2 ноября 2006 г. N 540-О и от 10 октября 2013 г. N 1591-О, исследовав и оценив в порядке статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, исходил из того, что отсутствие замков безопасности на окнах МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 37" свидетельствует о необеспечении образовательным учреждением безопасности пребывания в нем несовершеннолетних, нарушении предусмотренных законом условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья учащихся, а также прав несовершеннолетних на благоприятные условия обучения; отметив также, что исполнение вышеприведенных законоположений является обязанностью как образовательного учреждения по созданию безопасных условий обучения, так и органов местного самоуправления по осуществлению финансирования соответствующих мероприятий.
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с выводами районного суда указал, что обязанность обеспечить финансирование мероприятий по оборудованию оконных блоков замками безопасности в здании МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 37" обоснованно возложена на администрацию городского округа "Город Чита", являющуюся исполнительно-распорядительным органом, наделенным в соответствии с Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения.
Суд кассационной инстанции не усматривает оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
Согласно положениями статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том. числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь; и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу пунктов 3 и 15 части 3 статьи 28 Федерального закона N 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии- с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны здоровья. Частью 7 статьи 28 этого же Федерального закона предусмотрено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников организации. Согласно пунктом 8 части 1 статьи 41 Федерального закона N 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся в числе прочего включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с пунктами 1, 7 статьи 2 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одними из основных принципов противодействия терроризму является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно подпункту "а, б" пункта 17 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 2 августа 2019 г. N 1006, антитеррористическая защищенность объектов (территорий) независимо от категории обеспечивается, в том числе, путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта.
Постановлением Госстроя России от 6 мая 2000 г. N 41 введён в действие ГОСТ 23166-99 "Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия" (далее - ГОСТ 23166-99), требования которого являются обязательными.
В пункте 5.1.1 ГОСТ 23166-99 указано, что оконные блоки должны соответствовать требованиям настоящего стандарта, стандартов на конкретные виды изделий и изготавливаться по конструкторской и технологической документации, утверждённой в установленном порядке. Оконные блоки должны быть безопасными в эксплуатации и обслуживании. Для обеспечения безопасности, в целях предотвращения травматизма и возможности выпадения детей из окон в детских, дошкольных и школьных учреждениях оконные блоки должны быть укомплектованы замками безопасности, установленными в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок в соответствии с требованиями законодательства (пункт 5.1.8 ГОСТ 23166-99).
Пунктом 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа отнесено создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ в целях решения вопросов муниципального значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Согласно пунктам 3 и 5 части 1 статьи 9 Федерального закона N 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесено создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
С учетом приведенных норм права судебная коллегия суда кассационной инстанции полагает обоснованными, правильными, постановленными с верным применением норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, соответствующими обстоятельствам дела и исследованным доказательствам выводы нижестоящих судебных инстанций о наличии правовых оснований для удовлетворения иска при наличии у административного ответчика обязанности по организации указанных мероприятий, не оспариваемой последним и подтвержденной нормами законодательства.
Ссылки административного ответчика на дефицит бюджета муниципального образовании, его плановый характер, невозможность субсидирования бюджетного учреждения для исполнения настоящего судебного акта, отсутствие у образовательного учреждения собственных денежных средств отклоняется судебной коллегией кассационного суда, поскольку исполнение возложенной судом на административных ответчиков в целях обеспечения безопасности пребывания несовершеннолетних детей в образовательном учреждении обязанности не может быть поставлено в зависимость от их финансовых возможностей административных ответчиков. В данном случае безопасность детей, представляющая собой конституционную ценность, встроенную в общую систему безопасности личности, общества, государства, должна быть обеспечена системой условий и гарантий, направленных на недопущение, минимизацию или исключение посягательств на права, свободы ребенка, его жизнь и здоровье.
Доводы кассационной жалобы по сути направлены на переоценку доказательств, представленных суду, и на несогласие с выводами судебных инстанций по результатам их оценки, что в соответствии с частью 3 статьи 329 КАС РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит и основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке не может являться.
Нарушений процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Черновского районного суда г. Читы от 28 февраля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 10 мая 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 25 декабря 2023 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.