Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Евтифеевой О.Э.
судей Виноградовой О.В, Пушкаревой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации Мамонтовского района Алтайского края, поданную 25 октября 2023 г, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 22 сентября 2023 г, по административному делу N 2а-47/2023 по административному исковому заявлению прокурора Мамонтовского района Алтайского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия Администрации Мамонтовского района Алтайского края, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Евтифеевой О.Э, объяснения прокурора Рубана А.В, поддержавшего доводы, изложенные в возражениях,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Мамонтовского района Алтайского края, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Мамонтовский районный суд Алтайского края с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия администрации Мамонтовского района Алтайского края по непринятию мер по созданию муниципального жилищного фонда социального использования в количестве, достаточном для обеспечения граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии со списком очередности граждан по Мамонтовскому району, о возложении обязанности создать муниципальный жилищный фонд социального использования в количестве, достаточном для обеспечения граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии со списком очередности граждан по Мамонтовскому району в очередности, зафиксированной на дату внесения решения суда; о возложении обязанности принять меры к расширению муниципального жилищного фонда социального использования путем принятия мер к организации строительства муниципального жилищного фонда при условии выделения бюджетных средств на указанные цели в ходе формирования бюджета МО "Мамонтовский район" Алтайского края на соответствующий год согласно положениям бюджетного законодательства, в течение десяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование требований указано, что прокуратурой Мамонтовского района в 2022 году проведена проверка соблюдения требований жилищного законодательства администрацией Мамонтовского района Алтайского края, по результатам которой установлено, что лица, поставленные в очередь на предоставление жилья по договорам социального найма, жилыми помещениями в порядке статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не обеспечивались, жилищный фонд в муниципальном образовании отсутствует, что на протяжении длительного периода времени свидетельствует о бездействии ответчика, ведет к нарушению жилищных прав неопределенного круга лиц.
Решением Мамонтовского районного суда Алтайского края от 15.06.2023 в удовлетворении административных требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 22.09.2023 решение Мамонтовского районного суда Алтайского края от 15.06.2023 отменено, принято новое решение о частичном удовлетворении требований, признано незаконным бездействие администрации Мамонтовского района Алтайского края, выразившееся в непринятии надлежащих мер к созданию жилищного фонда социального использования; на администрацию Мамонтовского района Алтайского края возложена обязанность в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить наличие жилищного фонда социального использования на территории муниципального района в объеме не менее 12 жилых помещений, отвечающих санитарным и техническим требованиям, сообщив об исполнении решения суду первой инстанции и административному истцу в течение 10 рабочих дней со дня исполнения. В остальной части административные исковые требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе администрация Мамонтовского района Алтайского края ставит вопрос об отмене апелляционного определения, как принятого с нарушением норм материального и процессуального права, оставлении в силе решения суда первой инстанции.
В обоснование жалобы указывают, судом апелляционной инстанции необоснованно приобщены к материалам дела документы, представленные прокуратурой, которые не были представлены при рассмотрении материалов дела в суде первой инстанции, ходатайств о приобщении каких - либо дополнительных доказательств не заявлялось. Выражая несогласие с выводами суда апелляционной инстанции, настаивают на наличии в материалах дела доказательств, свидетельствующих о наличии жилищного фонда на территории муниципального района. Полагают, указание суда апелляционной инстанции на образование количественного показателя жилья в жилищном фонде Администрации (12 жилых помещений) не основано на законе, вместе с тем, судом апелляционной инстанции необоснованно не приняты во внимание доводы об отсутствии финансирования, о недостаточности в бюджете Администрации Мамонтовского района средств для расширения муниципального жилого фонда.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены. Об уважительности причин неявки не известили, об отложении рассмотрения кассационной жалобы не заявляли. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, заслушав объяснения прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, представленных прокуратурой Алтайского края, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера были допущены судом апелляционной инстанции.
Отменяя решение районного суда, которым в удовлетворении требований было отказано, и принимая новое решение об удовлетворении требований, судебная коллегия областного суда указала, что 2010 году в собственности администрации района и сельсовета находилось 9 жилых помещений, которые могли быть предоставлены по договорам социального найма, далее количество помещений постоянно уменьшалось и составило в 2022 году на дату обращения прокурора в суд 3 жилых помещений (по "адрес", в "адрес", предоставленное по договору социального найма в 2020 году; "адрес", требующее ремонта и поэтому свободное; по "адрес", предоставленное по договору социального найма в 2011 году), вместе с тем, муниципальный жилищный фонд при переходе жилых помещений в иную собственность (частную) или иной фонд (специализированный) не восполняется органами местного самоуправления, меры к увеличению количества жилых помещений в целях предоставления по договорам социального найма, в том числе доказательств проведения капитального ремонта имеющегося жилого помещения, приобретения, строительства жилья, направления заявок органам государственной власти Алтайского края на софинансирование реализации соответствующих полномочий, не представлено.
Вместе с тем, судебной коллегией Алтайского краевого суда не принято во внимание следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
В силу части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, вводят местные налоги и сборы, решают иные вопросы местного значения, а также в соответствии с федеральным законом обеспечивают в пределах своей компетенции доступность медицинской помощи.
Согласно части 1 статьи 129 Конституции Российской Федерации прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции. Полномочия и функции прокуратуры Российской Федерации, ее организация и порядок деятельности определяются федеральным законом.
В части 1 статьи 1 Федерального закона от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" указано, что с соответствии с Конституцией Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления в их совокупности входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории.
Принципами деятельности органов, входящих в единую систему публичной власти в субъекте Российской Федерации установлены частью 1 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" являются, в числе прочего: единство системы публичной власти; согласованное функционирование и взаимодействие органов публичной власти на федеральном, региональном, муниципальном уровнях; разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную; разграничение предметов ведения и полномочий между уровнями публичной власти; признание и гарантированность местного самоуправления, его самостоятельность в пределах своих полномочий и осуществление на всей территории Российской Федерации; самостоятельное осуществление органами публичной власти своих полномочий.
В силу статьи 49 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов и имущественные права муниципальных образований, а муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности. Часть 1 статьи 50 указанного федерального закона закрепляет перечень имущества, которое может находиться в собственности муниципальных образований и которое предназначено или необходимо для: решения вопросов местного значения, установленных данным Федеральным законом; осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, и осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке части 4 статьи 15 этого Федерального закона; обеспечения деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными актами представительного органа муниципального образования; решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения; решения вопросов местного значения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14, частью 3 статьи 16 и частями 2 и 3 статьи 16.2 данного Федерального закона и осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частями 1 и 1.1 его статьи 17.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе: составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, утверждение и исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального района (пункт 1); владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района (пункт 3).
В соответствии со статьями 14 (пункт 6 части 1) и 16 (пункт 6 части 1) к вопросам местного значения городского, сельского поселения, а также, соответственно, муниципального, городского округа, отнесено обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии с Уставом муниципального образования Мамонтовский район Алтайского края, принятого решением Мамонтовского районного Совета народных депутатов Алтайского каря от 30.03.2015 N 5, вопросы местного значения сельских поселений данного муниципального района, предусмотренные пунктами 4-8, 11, 13, 13.1, 15, 20, 22-24, 26, 27, 31, 32, 33.1-34, 37, 38, 39 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации решаются органами местного самоуправления муниципального района.
Бюджетные полномочия муниципальных образований установлены статьей 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации, к которым отнесены, в частности: составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета; установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования.
Статьей 14 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления отнесено: учет муниципального жилищного фонда (пункт 1); ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (пункт 3); ведение учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования (пункт 3.1); предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда (пункт 5).
В силу пункта 3 части 2 статьи 19 ЖК РФ муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
При этом, жилищный фонд социального использования - совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, а также предоставляемых гражданам по договорам найма жилищного фонда социального использования жилых помещений государственного, муниципального и частного жилищных фондов, что установлено пунктом 1 части 3 статьи 19 ЖК РФ.
Порядок предоставления жилых помещений социального использования установлен Жилищных кодексом Российской Федерации.
Из указанных норм права в их правовой взаимосвязи следует, что формирование жилищного фонда органом местного самоуправления, в том числе в целях предоставления гражданам, в установленном порядке признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий и постановленных на учет, отнесено к вопросам местного значения, реализация которых носит постоянный характер, в пределах реализации которых местное самоуправление наделено самостоятельностью. Реализация указанных полномочий, в том числе по формированию жилищного фонда социального использования, не может быть ограничена каким-либо сроком. Выводы судебной коллегии апелляционной инстанции о наличии оспариваемого бездействия при отсутствии каких - либо данных, свидетельствующих о наличии источников приобретения имущества, как путем приобретения в муниципальную собственность, строительства, а также иными способами, и непринятия мер по их использованию, не могут быть признаны обоснованными. Из представленных в ходе рассмотрения дела доказательств таких обстоятельств не следует.
Само по себе наличие граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе принятых на учет до 01.03.2005, не свидетельствует о наличии оснований для возложения на административного ответчика обязанности в течение 2 лет обеспечить наличие жилищного фонда социального использования в объеме не менее 12 жилых помещений, поскольку как указано выше, какой - либо срок выполнения спорной обязанности законодательством не предусмотрен, данных, свидетельствующих о бездействии не представлено. Поскольку жилые помещения лицам, состоящим на учете на улучшение жилищных условий, предоставляются в порядке очередности, фактически судебный акт направлен на определение срока обеспечения граждан, состоящих на учете (12 очередников), что законом не предусмотрено.
С учетом изложенного, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что апелляционное определение не может быть признано законным и обоснованным, оснований для отмены правильного по существу судебного акта районного суда об отказе в удовлетворении требований в пределах избранного заявителем способа защиты права, в том числе неопределенного круга лиц, не имелось, решение районного суда следует оставить в силе.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 22 сентября 2023 г. отменить, оставить в силе решение Мамонтовского районного суда Алтайского края от 15 июня 2023 г.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок и порядке, предусмотренные статями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 26 декабря 2023 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.