Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Евтифеевой О.Э.
судей Виноградовой О.В, Пушкаревой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Муниципальное бюджетное учреждение "Комбинат по благоустройству г. Улан - Удэ" (далее - МБУ "КБУ г. Улан-Удэ"), поданную 1 ноября 2023 г, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 26 апреля 2023 г, по административному делу N 2а-3752/2022 по административному исковому заявлению МБУ "КБУ г. Улан-Удэ" к Государственной инспекции труда в Республике Бурятия о признании незаконным акта проверки и предписания.
Заслушав доклад судьи Евтифеевой О.Э, объяснения представителя МБУ "КБУ г. Улан - Удэ" Шаглаевой Д.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Бурятия Криницына А.Е, возражавшего в удовлетворении кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
МБУ "КБУ г. Улан-Удэ" обратилось в Железнодорожный районный суд г. Улан - Удэ Республики Бурятия с административным исковым заявлением о признании незаконными: акта выездной проверки N N от 23.06.2022 и предписания главного государственного инспектора труда в Республике Бурятия Криницына А.Е. N от 23.06.2022.
В обоснование требований указано, что актом выездной проверки, проведенной в рамках контрольного мероприятия от 23.06.2022 N в МУБ "КБУ г. Улан - Удэ" государственным инспектором (по правовым вопросам) Криницыным А.Е, в соответствии с решением государственной инспекции труда в Республике Бурятия о проведении проверки от 07.06.2022 N истцу было выдано предписание, которым обязан в срок до 08.07.2022 устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативно правовых актов, содержащих нормы трудового права, а именно устранить нарушения требований части 2 статьи 214 Трудового кодекса Российской Федерации при эксплуатации здания ремонтно-механических мастерских (далее - здание РММ), расположенных на территории МБУ "КБУ г. Улан-Удэ" на "адрес" целях исполнения предписания пункта 1 ранее выданного предписания от 28.04.2021 N
В акте указано, что в отчете об инженерном обследовании, принадлежащего МБУ "КБУ г. Улан - Удэ" здания РММ от марта 2022 года, выполненном индивидуальным предпринимателем Барским И.М. имеются ссылки на ГОСТ 22690-88 "Бетоны". Определение прочности механическими методами не разрушающего контроля", применение которого в качестве национального стандарта прекращено 01.04.2016, а также, что инженерное обследование проведено без соблюдения процедуры, установленной Постановлением Правительства РФ от 17.05.2017 N 577 "Об утверждении Положения о признании объектов капитального строительства, за исключением многоквартирных домов, аварийными и подлежащими сносу в целях принятия решения о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления".
Указывают, что из технического отчета об инженерном обследовании от марта 2022 года, выполненного индивидуальным предпринимателем Барским И.М. видно, что в списке использованной им технической документации и литературы значится действующий ГОСТ 22690-2015, а приведенный в тексте отчета ГОСТ 22690-88 не применялся, что указывает на опечатку в тексте отчета, о чем даны пояснения в письме за исх. N от 24.06.2022, копия которого была представлена в адрес органа государственного контроля 07.07.2022 и получена им 08.07.2022.
Процедура инженерного обследования, установленная Постановлением Правительства РФ от 17.05.2017 N 577 не может быть применена в отношении здания РММ, поскольку его не планируется сносить, оно не расположено на территории, в отношении которой планируется принять решение о ее комплексном развитии по инициативе органа места самоуправления. Иных замечаний к отчету об инженерном обследовании у органа государственного контроля нет. Полагает, орган государственного контроля обязан был учитывать содержащиеся в нем выводы, поскольку отчет является актуальным, достоверным, выполнен надлежащим лицом.
Согласно данному отчету техническое состояние здания (его литер), в целом, оценивается как работоспособное с интенсивной деградацией к ограниченно работоспособному, степень износа несущих элементов определена как удовлетворительная, конструктивные элементы в целом пригодны для эксплуатации, но требуют некоторого капитального ремонта, здание пригодно к эксплуатации, сооружение соответствует требованиям Федерального закона от 30.12.2019 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", угрозы внезапного разрушения не выявлено, угрозы жизни и здоровью граждан не определено, с учетом выявленных повреждений и дефектов здание следует квалифицировать как работоспособное, подлежащее капитальному ремонту. Согласно ГОСТ 31937-2011 "Здания и сооружения, правила обследования и мониторинга технического состояния", работоспособное техническое состояние, это категория технического состояния, при которых некоторые из числа оцениваемых контролируемых параметров не отвечают требованиям проекта или норм, но имеющиеся нарушения требований в конкретных условиях эксплуатации не приводят к нарушению работоспособности, и необходимая несущая способность конструкций и грунтов основания с учетом влияния имеющихся дефектов и повреждений обеспечивается.
В настоящей момент здание имеет статус "работоспособное", т.е. оно еще не достигло статуса "ограничено работоспособное", которое предшествует статусу "аварийное".
Однако, орган государственного контроля эти выводы проигнорировал и, не будучи экспертом в данной области, безосновательно руководствовался только выводами, содержащимися в инженерном обследовании ООО "СИБПРОЕКТ" 2014 г, приводя в акте выездной проверки в качестве доказательства не в полной мере обеспеченной безопасности работников учреждения при эксплуатации здания РММ - указанные в этом обследовании недостатки, оценив их в акте как нарушения в части аварийности здания.
Отсутствие антисейсмических поясов и категорийности кладки здания РММ не указывает на его аварийность. Также состояние его деревянных конструкций кровель строительных объемов в существующем виде не представляет угрозы их внезапного разрушения и обрушения. Не обладая специальными познаниями, инспектор государственного контроля Криницын А.Е, единолично проводя 20.06.2022 осмотр здания РММ, безосновательно оценил в акте некие следы на здании - как результат климатических повреждений в боксе РММ (при этом не указывая, почему эти повреждения оцениваются как признаки аварийности), а кирпичную кладку наружных стен его пристройки - как имеющую повреждения, при этом вновь не обосновал, по какой причине они свидетельствуют об аварийности.
Государственный инспектор не имел законных оснований указывать в акте эти факторы в качестве профессиональных рисков, поскольку такие риски могут быть установлены только экспертами, специализирующимися на оценивании профессиональных рисков труда, но данная выездная проверка проводилась без участия экспертов в области строительства и экспертов в области специальной оценки условий труда.
В акте указано, что оценка профессиональных рисков после 01.04.2022 не проводилась, однако такая оценка проводится один раз в пять лет. Приведенное в акте замечание о том, что в Перечне по исключению, снижению или контролю уровня рисков от 01.04.2021 отсутствуют отметки об исполнении мероприятия, излишним, чрезмерным, поскольку форма перечня не позволяет вносить в неё такие сведения, и отсутствие такой отметки в перечне не означает, что мероприятия не исполняются: во избежание обрушения наземных конструкций оборудование проходит ежедневное обследование и техобслуживание до начала рабочего дня и по окончании, в связи с чем проставление отметок в перечне об исполнении мероприятия является нецелесообразным.
Несмотря на то, что индивидуальный предприниматель Барский И.М. не считает описанные ООО "Сибпроект" недостатки здания РММ признаком его аварийности, МБУ "КБУ г. Улан-Удэ", действуя в рамках статьи 9.2. Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", осуществляет мероприятия по их устранению.
Кроме того, указано, что предписание подлежит отмене в связи с указанием короткого срока его выполнения - 15 дней, что делает его заведомо неисполнимым, учитывая организационно-правовую форму контролируемого лица - муниципальное бюджетного учреждение, которое может действовать только по муниципальному заданию, определяемому учредителем с выделением субсидий на его выполнение, предоставляемых из местного бюджета по решению депутатов Улан-Удэнского городского совета депутатов, которые, руководствуясь Бюджетным кодексом РФ могут принять решение по субсидированию только в период, предшествующий бюджетному году.
В связи с наличием приведенных обязанностей и прав в отношении истца и принадлежащего ему здания РММ, 06.04.2022 с участием уполномоченных органов был осуществлен осмотр здания РММ, при котором его состояние не было обнаружено аварийным, в связи, с чем истцом принято решение о возобновлении его эксплуатации с 06.04.2022 о чем уведомлены присутствовавшие при осмотре Комитеты и Государственная инспекция труда в Республике Бурятия.
Полагают акт и предписание незаконными, поскольку истцом были приняты все меры для исполнения ранее выданного предписания.
Решением Железнодорожного районного суда г. Улан - Удэ Республики Бурятия от 09.11.2022, административные требования удовлетворены частично, признано незаконным, предписание Государственной инспекцией труда в Республики Бурятия N- N от 23.06.2022. В удовлетворении остальной части административных требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 26.04.2023 решение Железнодорожного районного суда г. Улан - Удэ Республики Бурятия от 09.11.2022 отменено, по делу вынесено новое решение об отказе в удовлетворении требований.
В кассационной жалобе МБУ "КБУ г. Улан - Удэ" ставит вопрос об отмене апелляционного определения, как принятого с нарушением норм материального права, указывают на взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.
В обоснование жалобы указывают на несогласие с выводом суда апелляционной инстанции о нарушении статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации при эксплуатации Учреждением здания РММ. Указывает, что не приняты во внимание доводы о нарушениях, допущенных при составлении предписания. Необоснованным полагают вывод суда о необязательности участия эксперта при проведении выездной (контрольной) проверки государственным инспектором труда. Настаивают, что предписание не отвечает критериям ясности, доступности, исполнимости. Полагают, что условия труда на рабочих местах работников МБУ "КБУ г. Улан - Удэ" при эксплуатации здания РММ соответствуют государственным нормативным требованиям охраны труда, что указывает на отсутствие нарушений требований части 2 статьи 214 Трудового кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы административного дела, заслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судом апелляционной инстанции.
Судами установлено и следует из материалов дела, Государственной инспекцией труда в Республике Бурятия в ходе проведения плановой проверки соблюдения требований трудового законодательства в МБУ "КБУ г. Улан-Удэ" составлен акт проверки N- N от 28.04.2021 и выдано предписание N от 28.04.2021, которым государственным инспектором предписано устранить нарушения обязательных требований (7 пунктов).
Пунктом 1 предписания N от 28.04.2021 МБУ "КБУ г. Улан-Удэ" обязали устранить нарушение требований статьи 212 ТК РФ путем обеспечения безопасности работников организации при эксплуатации нежилого здания, расположенного на территории МБУ "КБУ г. Улан-Удэ" в срок до 14.05.2021.
Согласно предписанию установлено, что в нарушение требований статьи 212 ТК РФ работодателем не обеспечена безопасность работников организации при эксплуатации нежилого здания, расположенного на территории МБУ "КБУ г. Улан-Удэ" вследствие квалификации фактического технического состояния указанного здания как аварийного. Согласно инженерному обследованию ООО "Сибпроект" от 2014 года: отсутствуют антисейсмические швы между строениями Литера А и Литер А1, а также между строениями Литера АЗ и Литерами А2 и АЗ, пристроенная часть здания Литера АЗ исполнена одноэтажной с незамкнутой коробкой стен. Бетонная отмостка по периметру здания отсутствует, обнаружены неравномерные деформации фундаментов, гидроизоляция фундамента отсутствует. Наружные стены имеют климатические разрушения в подоконной, цокольной и карнизной частях здания, в кирпичной кладке обнаружены сквозные трещины длиной до 6, 5 метров. Кладка стен здания не достигает 2 категории по сейсмическим свойствам. Армирование угловых и рядовых простенков, мест примыкания стен не обнаружено, антисейсмические пояса в уровне перекрытий отсутствуют, опирание балок и ригелей выполнено непосредственно на шлакобетонные стены здания, также отсутствуют связи в продольном и поперечном направлении, не проведено антипирирование деревянных элементов перекрытия и элементов стропильной системы. Отсутствует крепления элементов стропильной системы здания к нижерасположенным конструкциям, фактически они опираются на монолитное железобетонное перекрытие, что вкупе веса теплоизолятора ведет к превышению расчетных нагрузок на перекрытие. Фактическое техническое состояние здания квалифицировано как аварийное. Реконструкция обследуемого здания представляется нецелесообразной.
Вступившим в законную силу решением Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 01.02.2022 по делу N 2а-265/2022 в удовлетворении требований о признании незаконным пункта 1 предписания N N от 28.04.2021 отказано.
Из мотивировочной части указанного решения Железнодорожного районного суда г. Улан - Удэ от 01.02.2022 следует, что на основании приказа МБУ "КБУ г. Улан-Удэ" от 12.08.2021 было обеспечено перемещение работников категории "слесари" из здания РММ на "адрес" в здание "Бокс N 2" на "адрес". Указанное свидетельствует о том, что эксплуатация здания РММ прекращена.
04.05.2022 в Государственную инспекцию труда в Республике Бурятия поступили сведения о возобновлении эксплуатации здания РММ с 06.04.2022.
На основании мотивированного представления, принято решение от 07.06.2022 N о проведении внеплановой выездной проверки от 07.06.2022, срок проверки установлен с 9 июня по 23 июня 2022 г, целью проверки является - осуществление надзора за соблюдением обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, исполнение предписания от 28.04.2021.
Проведение внеплановой выездной проверки согласовано с прокуратурой Республики Бурятия 08.06.2022.
О начале проведения внеплановой выездной проверки извещены МБУ "КБУ г. Улан-Удэ" и саморегулируемая организация региональная ассоциация "Строители ТПП РБ".
При проведении выездной проверки установлено, что МБУ "КБУ г. Улан-Удэ" мер по устранению критических недостатков фактического технического состояния здания РММ как аварийного, указанных в инженерном обследовании ООО "Сибпроект", не принято, пункт 1 предписания от 28.04.2021 не выполнен, о чем составлен акт выездной проверки от 23.06.2022.
Государственной инспекцией труда в Республике Бурятия по итогам проверки выдано предписание N от 23.06.2022, которым предписано устранить нарушение требований части 2 статьи 214 ТК РФ при эксплуатации нежилого здания, расположенного на территории МБУ "КБУ г. Улан-Удэ" (здание РММ - "адрес") в целях исполнения пункта 1 ранее выданного предписания от 28.04.2021.
Решением руководителя Государственной инспекции труда в Республике Бурятия N от 13.07.2022 по жалобе на предписание, а также решением заместителя руководителя Государственной инспекции труда N от 22.07.2022 по жалобе на акт проверки, в удовлетворении жалоб МБУ "КБУ г. Улан-Удэ" отказано.
Отменяя решение районного суда, которым предписание Государственной инспекцией труда в Республике Бурятия N от 23.06.2022, было признано незаконным, судебная коллегия республиканского суда исходила из того, что проверка проведена уполномоченным должностным лицом, на основании решения о проведении внеплановой проверки, контрольное (надзорное) мероприятие согласовано с прокуратурой Республики Бурятия, составленные по итогам проверочных мероприятий акт выездной проверки и предписание отражают результаты проверки, выявленные нарушения, проведение контрольного мероприятия соответствует положениям пункта 5 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле и муниципальном контроле в Российской Федерации", а также абзацу 5 подпункта "а" пункта 3 Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля". Принимая во внимание, что недостатки, установленные при обследовании здания в 2014 г. и в 2022 г. фактически идентичны, не устранены, судебная коллегия пришла к выводу о наличии оснований для отказа в удовлетворении требований, поскольку достаточным основанием для выдачи оспариваемого предписания является установленный факт неисполнения ранее выданного предписания от 28.04.2021, законность которого (пункт 1) проверена в судебном порядке, оспариваемые акт выездной проверки от 23.06.2022 и предписание от 23.06.2022, соответствуют требованиям закона, нарушений прав и законных интересов МБУ "КБУ г. Улан- Удэ", при проведении проверки должностными лицами государственной инспекции труда, не допущено.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы суда апелляционной инстанции правильными.
Доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебного акта суда апелляционной инстанции, поскольку его выводов не опровергают, основаны на неверной оценке заявителем установленных судом обстоятельств дела.
Согласно статьи 214 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также эксплуатации применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов.
Принимая во внимание, что каких - либо сведений о приведении мероприятий по исполнению предписания, выданного 28.04.2021, в части выявленных нарушений при эксплуатации здания РММ не представлено ни в ходе проведения проверки, ни в ходе рассмотрения настоящего дела судом, доводы МБУ "КБУ г. Улан - Удэ" об отсутствии нарушений требований статьи 214 Трудового кодекса Российской Федерации не могут быть приняты во внимание, поскольку фактически направлены на оспаривание обстоятельств, установленных вступившим в законную силу решение суда, которым дана оценка законности ранее выданного предписания, исполнение которого являлось предметом спорной внеплановой проверки, по результатам которой выдано предписание.
Ссылка государственного инспектора труда на Постановление Правительства РФ от 17.05.2017 N 577 "Об утверждении Положения о признании объектов капитального строительства, за исключением многоквартирных домов, аварийными и подлежащими сносу в целях принятия решения о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления", не может свидетельствовать о незаконности оспариваемого предписания, поскольку установлено, и не опровергнуто в ходе рассмотрения дела, что здание РММ является аварийным.
Нарушений при проведении проверки, которые могут повлечь незаконность акта и предписания, доводы заявителя не подтверждают, на что обоснованно было указано судом апелляционной инстанции.
С учетом изложенного, в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены апелляционного определения по доводам, изложенным в кассационной жалобе, кассационная жалоба МБУ "КБУ г. Улан-Удэ" удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 26 апреля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 22 декабря 2023 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.