Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Пушкаревой Н.В, судей Виноградовой О.В, Евтифеевой О.Э, рассмотрела в открытом судебном заседании с использование систем видео-конференц-связи кассационные жалобы Губернатора Забайкальского края, Законодательного собрания Забайкальского края, поданные через суд первой инстанции 27 октября 2023 г. и 7 ноября 2023 г, на решение Забайкальского краевого суда от 2 мая 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 9 августа 2023 г.
по административному делу N 3а-22/2023 по административному исковому заявлению первого заместителя прокурора Забайкальского края о признании недействующими со дня вступления решения суда в законную силу положений части 1, абзаца 2 части 3 статьи 9 Закона Забайкальского края от 14 декабря 2016 г. N 1421-ЗЗК "Об отдельных вопросах обеспечения деятельности лиц, замещающих государственные должности Забайкальского края".
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Пушкаревой Н.В, объяснения Дорожковой Л.В, представляющей интересы Законодательного собрания Забайкальского края, Родионовой Е.В, представляющей интересы Губернатора Забайкальского края, поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения прокурора пятого отдела (апелляционно - кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кадошникова С.О, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
первый заместитель прокурора Забайкальского края Мухаметов Э.Р, действуя в защиту неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими со дня вступления решения суда в законную силу: части 1 статьи 9 Закона Забайкальского края N 1421-ЗЗК в той части, в которой предоставляет лицам, замещавшим государственные должности на профессиональной постоянной основе и не достигшим пенсионного возраста и (или) не потерявшим трудоспособность в период осуществления ими своих полномочий, право на ежемесячную доплату к пенсии; абзаца 2 части 3 статьи 9 Закона Забайкальского края 1421-ЗЗК в той части, в которой предоставляет лицам, замещавшим государственные должности на профессиональной основе сроком менее 6 лет ежемесячную доплату к пенсии более 55 процентов от среднемесячного денежного вознаграждения.
Требования мотивированы тем, что в настоящее время в действующей системе нормативных правовых актов отдельного федерального закона, предметно регулирующего спорные правоотношения, не принято. Единственным нормативным правовым актом, регулирующим спорные правоотношения на федеральном уровне, является Указ Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 г. N 854 "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы" (далее - Указ Президента Российской Федерации N 854), которым установлены конкретные размеры доплат к пенсиям с учетом стажа замещения государственных должностей. Оспариваемая норма Закона Забайкальского края 1421-ЗЗК устанавливает более высокий размер ежемесячной денежной доплаты в сравнении с лицами, замещавшими государственные должности Российской Федерации. При этом ежемесячные доплаты к пенсии, установленные оспариваемым законом, являются дополнительной социальной гарантией, которую субъект вправе реализовать лишь при условии надлежащего финансирования из бюджета края и в пределах размеров доплат, которые установлены на федеральном уровне для лиц, замещавших государственные должности Российской Федерации. Также прокурор указывает, что абзац 2 части 3 статьи 9 Закона Забайкальского края 1421-ЗЗК противоречит Указу Президента Российской Федерации N 854, устанавливает более льготные условия, больший процент выплаты лицам, замещавшим должности сроком от пяти до шести лет.
Решением Забайкальского краевого суда от 2 мая 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 9 августа 2023 г, административное исковое заявление удовлетворено частично. Признан не действующим со дня вступления решения суда в законную силу абзац 2 части 3 статьи 9 Закона Забайкальского края 1421-ЗЗК в той части, в которой предоставляет лицам, замещавшим государственные должности на профессиональной основе сроком менее шести лет ежемесячную доплату к пенсии более 55 процентов от среднемесячного денежного вознаграждения. В удовлетворении требования о признании недействующей со дня вступления решения суда в законную силу части 1 статьи 9 Закона Забайкальского края N 1421-ЗЗК в той части, в которой предоставляет лицам, замещавшим государственные должности на профессиональной постоянной основе и не достигшим пенсионного возраста и (или) не потерявшим трудоспособность в период осуществления ими своих полномочий, право на ежемесячную доплату к пенсии, отказано.
В кассационной жалобе Губернатор Забайкальского края и Законодательное собрание Забайкальского края ставят вопрос об отмене судебных актов в части удовлетворения требований.
Относительно доводов кассационных жалоб прокуратурой Забайкальского края принесены возражения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в пределах доводов кассационной жалобы пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения допущены по настоящему делу.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что Закон Забайкальского края от 14 декабря 2016 г. N 1421-ЗЗК "Об отдельных вопросах обеспечения деятельности лиц, замещающих государственные должности Забайкальского края" (далее - Закон Забайкальского края N 1421-ЗЗК) принят Законодательным Собранием Забайкальского края 14 декабря 2016 г. и опубликован на официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края (http://право.забайкальский край.рф) 15 декабря 2016 г.
Закон действует в редакциях Законов Забайкальского края от 4 декабря 2017 г. N 1536-ЗЗК, 4 декабря 2017 г. N 1537-ЗЗК, 28 декабря 2017 г. N 1560-ЗЗК, 30 апреля 2020 г. N 1823-ЗЗК, 7 декабря 2022 г. N 2126-ЗЗК, опубликованных на официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края (http://право.забайкальский край.рф) 5 декабря 2017 г, 5 декабря 2017 г, 28 декабря 2017 г, 30 апреля 2020 г, 8 декабря 2022 г. соответственно.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона Забайкальского края N 1421-ЗЗК лица, замещавшие государственные должности, имеют право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности) с учетом положений настоящей статьи при условии прекращения полномочий, предусмотренных федеральными законами, Уставом Забайкальского края и законами Забайкальского края.
Размер ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) за время замещения государственной должности от трех лет и до окончания полного срока полномочий составляет 55 процентов от среднемесячного денежного вознаграждения, в течение одного полного срока полномочий и более - 75 процентов (абзац 2 части 3 статьи 9 Закона Забайкальского края N 1421-ЗЗК).
Признавая в оспариваемой части нормативный акт недействующим, суды пришли к выводу, что его содержание противоречит абзацу 2 пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 г. N 854 "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы", которым ежемесячная доплата к пенсии лицам, замещавшим государственную должность Председателя Правительства Российской Федерации, при замещении ими государственных должностей Российской Федерации от трех до шести лет установлена в размере 55 процентов, шесть лет и более - 75 процентов месячного денежного вознаграждения Председателя Правительства Российской Федерации. Ежемесячная доплата к пенсии иным лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации от трех до шести лет, установлена в размере 55 процентов, от шести до десяти лет - 75 процентов, от десяти до пятнадцати лет - 85 процентов, пятнадцать лет и более - 95 процентов месячного денежного вознаграждения по соответствующей государственной должности Российской Федерации за вычетом сумм фиксированной выплаты к установленной им страховой пенсии по старости (инвалидности) и повышений фиксированной выплаты к пенсии по старости (инвалидности) (абзац 3).
Руководствуясь пунктом 10 указанного выше Указа, суды указали, что абзац 2 части 3 статьи 9 Закона Забайкальского края N 1421-ЗЗК Законодательным Собранием Забайкальского края, которым лицам, замещавшим государственные должности Забайкальского края на профессиональной основе сроком менее шести лет, установлена ежемесячная доплата к пенсии более 55 процентов от среднемесячного денежного вознаграждения, что противоречит положениям абзаца 2 пункта 1 Указа Президента Российской Федерации N 854, где ежемесячная доплата к пенсии лицам, замещавшим государственную должность Председателя Правительства Российской Федерации, при замещении ими государственных должностей Российской Федерации сроком до шести лет устанавливается в размере 55 процентов. И поскольку оспариваемые положения закона субъекта Российской Федерации устанавливают иной, больший объем социальных гарантий для перечисленных в нем лиц, по сравнению с названными гарантиями, установленными Указом Президента Российской Федерации N 854, он вступил в противоречие с нормативным актом, имеющим большую юридическую силу.
С данными выводами нельзя согласиться ввиду нижеследующего.
В силу положений пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, при этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в силу положений части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Данное право закреплено в части шестой статьи 5 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" и условиями предоставления данных гарантий является наличие у лица, которому они предоставляются статуса ранее замещавшего должности субъекта Российской Федерации в течении срока, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, а также определение законом субъекта Российской Федерации условий и порядка их предоставления, при финансировании данного расходного обязательства за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Следовательно, установление указанной гарантии, в соответствии с приведенной выше нормой федерального закона в определённом законом субъекта Российской Федерации объеме и порядке, не вступает в противоречие с нормами материального права, регулирующими возникшие правоотношения.
Выводы судов о несоответствии абзаца 2 части 3 статьи 9 Закона Забайкальского края N 1421-ЗЗК содержанию Указа Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 г. N 854 "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы" ошибочны, поскольку пункт 10 данного нормативного акта указывает на его рекомендательный характер. Кроме того определенные данным Указом периоды замещения государственных должностей для установления размера ежемесячной доплаты от трех до шести лет, отражают временные особенности функционирования исполнительной власти федерального уровня (статья 81 Конституции Российской Федерации), в то время как период замещения государственных должностей Забайкальского края, установленный нормативными актами данного субъекта Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации ограничен иным периодом времени, составляющим пять лет (статьи 40 Устава Забайкальского края, принятого Законодательным Собранием Забайкальского края 11 февраля 2009 г.).
При таких данных принятые по настоящему делу судебные акты в обжалованной части подлежат отмене, ввиду неправильного применения норм материального права, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований.
На основании изложенного, руководствуясь 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Забайкальского краевого суда от 2 мая 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 9 августа 2023 г. отменить в части удовлетворения требований.
В отменённой части принять новый судебный акт. В удовлетворении требований о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу абзаца 2 части 3 статьи 9 Закона Забайкальского края от 14 декабря 2016 г. N 1421-ЗЗК "Об отдельных вопросах обеспечения деятельности лиц, замещающих государственные должности Забайкальского края" отказать.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 26 декабря 2023 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.