Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Евтифеевой О.Э.
судей Пушкаревой Н.В, Виноградовой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Республики Алтай, поданную 2 ноября 2023 г. на решение Верховного Суда Республики Алтай от 14 июля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 4 октября 2023г, по административному делу N 3а-41/2023 по административному исковому заявлению Диятова Урмата Александровича о взыскании компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Заслушав доклад судьи Евтифеевой О.Э,
УСТАНОВИЛА:
Диятов У.А. обратился в Верховный Суд Республики Алтай с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 200 000 рублей, а также взыскании судебных расходов по оплате услуг представителя в размере 7 000 рублей и государственной пошлины в размере 300 рублей.
В обоснование требований указано, что Диятов У.А. относится к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 14.05.2018 на Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай возложена обязанность предоставить административному истцу жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории г. Горно-Алтайска Республики Алтай, площадью не ниже установленных социальных норм. На момент подачи административного иска решение не исполнено, что нарушает гарантированное Конституцией Российской Федерации право административного истца на жилище, а также право на исполнение судебного акта в разумный срок.
Решением Верховного Суда Республики Алтай от 14.07.2023, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 04.10.2023, административное исковое заявление Диятова У.А. удовлетворено частично, с Республики Алтай в лице Министерства финансов Республики Алтай за счет средств республиканского бюджета в пользу Диятова Урмата Александровича взыскана компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 30 000 рублей, расходы по уплате государственной пошлины при подаче административного искового заявления в размере 300 рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 7 000 рублей. В остальной части административных требований отказано.
В кассационной жалобе Министерство финансов Республики Алтай ставит вопрос об отмене решения республиканского суда и апелляционного определения, как постановленных при неправильном применении норм материального права, принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование жалобы, повторяя позицию, изложенную в ходе рассмотрения дела в судах первой и апелляционной инстанций, указывают, что общая продолжительность исполнения судебного акта, с учетом предмета исполнения, особенностей бюджетного процесса и контрактной системы закупок, не выходит за рамки срока, который может быть признан неразумным. На длительность неисполнения решения суда повлияли отсутствие соответствующих жилых помещений, возросшая цена жилья, рост количества лиц из числа детей-сирот, имеющих правовые основания для обеспечения их жильем, невыделение дополнительных финансовых средств из федерального бюджета на указанные цели. Полагают, что уполномоченными органами Республики Алтай приняты все возможные меры, направленные на исполнение решения суда по обеспечению жильем детей-сирот. Кроме того, указывают, что в длительном неисполнении решения суда отсутствует вина Министерства финансов Республики Алтай, поскольку Министерство финансов Республики Алтай не является уполномоченным органом на совершение установленных законом действий по обеспечению жильем детей-сирот. Полагает, что Министерство финансов Республики Алтай является ненадлежащим административным ответчиком. В материалах дела отсутствуют доказательства, обосновывающие размер заявленной компенсации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 30.04.2010 N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее также - Закон о компенсации) граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники, а также подозреваемые, обвиняемые, подсудимые, осужденные, оправданные, потерпевшие, гражданские истцы, гражданские ответчики в уголовном судопроизводстве, в предусмотренных федеральным законом случаях другие заинтересованные лица при нарушении их права на судопроизводство в разумный срок, в том числе лица, не являющиеся подозреваемыми, обвиняемыми или лицами, несущими по закону материальную ответственность за их действия, при нарушении разумного срока применения меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество, или права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 258 КАС РФ при рассмотрении административного искового заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок суд устанавливает факт нарушения права административного истца на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок исходя из доводов, изложенных в административном исковом заявлении, содержания принятых по делу судебных актов, из материалов дела и с учетом таких обстоятельств, как достаточность и эффективность осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов и общей продолжительности неисполнения судебного акта.
Согласно части 2 статьи 2 Закона о компенсации размер компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости.
С учетом указанных правовых норм в их правовой взаимосвязи установление факта нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок является основанием для присуждения компенсации.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 60 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2016 N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" в каждом конкретном случае суду надлежит обеспечивать индивидуальный подход к определению размера компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок. Размер компенсации должен определяться судом с учетом требований лица, обратившегося в суд с заявлением, обстоятельств дела или производства по исполнению судебного акта, по которым допущено нарушение, продолжительности нарушения, наступивших вследствие этого нарушения последствий, их значимости для лица, обратившегося в суд с заявлением о компенсации (часть 2 статьи 2 Закона о компенсации).
Содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6.1 настоящей статьи (часть 1 статьи 36 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").
Судами установлено, следует из материалов дела, а также материалов гражданского дела N 2-1258/2018, материалов исполнительного производства N-ИП, что решением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 14.05.2018 по гражданскому делу N 2-1258/2018 на Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай возложена обязанность предоставить Диятову У.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории г. Горно-Алтайска Республики Алтай. Решение суда вступило в законную силу 18.07.2018.
Исполнительный лист, выданный судом 15.08.2018, предъявлен взыскателем к исполнению 29.08.2018.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств и розыску Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Алтай (далее - МОСП по ИОИП и розыску УФССП России по Республике Алтай) от 29.08.2018 возбуждено исполнительное производство N-ИП в отношении Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай. Должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Решением Верховного суда Республики Алтай от 03.12.2019 взыскана с Республики Алтай в лице Министерства финансов Республики Алтай за счет средств республиканского бюджета в пользу Диятова У.А. компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в сумме 20 000 рублей.
Решением Верховного суда Республики Алтай от 28.12.2021 взыскана с Республики Алтай в лице Министерства финансов Республики Алтай за счет средств республиканского бюджета в пользу Диятова У.А. компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в сумме 50 000 рублей.
27.06.2022 судебным приставом-исполнителем составлен протокол об административном правонарушении в отношении должника по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.
10.12.2022 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о назначении нового срока исполнения требований исполнительного документа до 30.12.2022.
11.01.2023 судебным приставом-исполнителем составлен протокол об административном правонарушении в отношении должника по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.
31.03.2023 заместителем начальника отделения органов дознания УФССП России по Республике Алтай вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении Тупикина В.В.
14.05.2023 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о назначении нового срока исполнения требований исполнительного документа до 26.06.2023.
07.07.2023 судебным приставом-исполнителем составлен протокол об административном правонарушении в отношении должника по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.
Судами установлено также, что исполнительное производство в указанный период не приостанавливалось, судебные акты об отсрочке или рассрочке исполнения решения либо об изменении порядка и способа исполнения решения не принимались, однако несмотря на перечисленные меры, решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 14.05.2018 не исполнено должником до настоящего времени.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, с которым согласился апелляционный суд, установив, что на момент вынесения решения суда первой инстанции (14.07.2023) продолжительность исполнения решения Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 14.05.2018 со следующего дня после принятия решения Верховного Суда Республики Алтай от 28.12.2021 о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок (29.12.2021) составила 1 год 6 месяцев 16 дней, общий срок исполнения решения суда с момента вступления решения в законную силу (18.07.2018) - 4 года 11 месяцев 26 дней, проанализировав действия должника по исполнению судебного акта, обстоятельства его неисполнения, пришел к выводу о том, что длительность исполнения решения Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 14.05.2018 является чрезмерной, не связана с действиями административного истца, а также с наличием чрезвычайных или непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах (непреодолимой силой), в связи с чем, не отвечает требованию разумности.
Принимая во внимание обстоятельства, связанные с неисполнением судебного решения, недостаточность и неэффективность мер, принятых органами, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта, период бездействия должника, длительность неисполнения судебного акта, степень сложности исполнительного производства, личность административного истца, обстоятельства дела, по которому было допущено нарушение и значимость последствий неисполнения для административного истца, при определении размера компенсации, суды пришли к выводу, что сумма компенсации в размере 30 000 руб. отвечает принципам разумности, справедливости. Кроме того, учитывая характер и категорию спора, продолжительность рассмотрения административного дела, процессуальное поведение сторон, объем и качество выполненной представителем административного истца работы, количество и содержание подготовленных им процессуальных документов, степень участия представителя Бунькова А.С. в судебном заседании при рассмотрении настоящего дела, учитывая требования разумности и соблюдения прав лиц, участвующих в деле, суд полагал возможным взыскать в пользу Диятова У.А. расходы по оплате услуг представителя в сумме 7 000 рублей, подтвержденных надлежащими доказательствами и по уплате государственной пошлины размере 300 рублей.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов правильными, соответствующими обстоятельствам дела и требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Доводы кассационной жалобы о том, что Министерство финансов Республики Алтай является ненадлежащим административным ответчиком о нарушении судами норм права, не свидетельствуют.
В соответствии с частью 3 статьи 4 указанного выше федерального закона компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, если такое нарушение было допущено органом или организацией, финансируемыми за счет средств соответствующего бюджета, либо должностным лицом этого органа или этой организации.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 5 Закона о компенсации судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации либо судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями субъекта Российской Федерации, должностных лиц, государственных служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.
Пунктом 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2016 N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" прямо предусмотрено, что в резолютивной части решения о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок указывается на взыскание денежных средств с соответствующего публично-правового образования в лице соответствующего финансового органа за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правильно применили специальные нормы и разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, регулирующие вопросы взыскания компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, указав на Министерство финансов Республики Алтай, как на надлежащего административного ответчика, которое в соответствии с полномочиями, установленными "Положением о Министерстве финансов Республики Алтай и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Алтай", утвержденным Постановлением Правительства Республики Алтай от 15.11.2018 N 356, является финансовым органом Республики Алтай, осуществляющим составление и организацию исполнения республиканского бюджета Республики Алтай.
Размер компенсации определен судами в соответствии с требованиями статьи 2 Закона о компенсации, исходя из установленных по делу обстоятельств, по которому допущено длительное неисполнение судебного акта, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости.
Изложенные в кассационной жалобе доводы о том, что в длительном неисполнении решения суда отсутствует вина Министерства финансов Республики Алтай, не могут быть приняты во внимание, так как в силу части 3 статьи 1 Закона о компенсации присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию заявителя по спору, не опровергают выводы судов, не подтверждают существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, направлены на переоценку установленных обстоятельств и основаны на ошибочном толковании положений законодательства применительно к фактическим обстоятельствам дела, ввиду чего не могут служить достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
С учетом изложенного, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены и изменения судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы, кассационная жалоба Министерства финансов Республики Алтай удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Алтай от 14.07.2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 04.10.2023. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок и порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 21 декабря 2023 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.