Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Евтифеева О.Э.
судей Виноградовой О.В, Пушкаревой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Вечкановой Веры Вениаминовны, Шадрина Анатолия Филатовича, Шаманского Юрия Валерьевича, Московских Марины Викторовны, Дёмина Дмитрия Юрьевича, Макрушиной Лилии Семёновны, поданную 27 октября 2023 г, кассационную жалобу Дёмина Дмитрия Юрьевича, поданную 26 ноября 2023 г, на решение Иркутского областного суда от 1 февраля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 12 июля 2023 г.
по административному делу N 3а-41/2023 по административному исковому заявлению Вечкановой Веры Вениаминовны. Шадрина Анатолия Филатовича. Шаманского Юрия Валерьевича. Московских Марины Викторовны, Дёмина Дмитрия Юрьевича. Макрушиной Лилии Семёновны о признании нормативного правового акта недействующим.
Заслушав доклад судьи Евтифеевой О.Э, объяснения представителя Правительства Иркутской области Смертиной О.А, поддержавшей доводы, изложенные в возражениях, заключение прокурора Самойлова А.А, полагавшего судебные акты законными и обоснованными,
УСТАНОВИЛА:
постановлением Правительства Иркутской области от 17.09.2019 N 556-пп "О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем" (далее - Постановление N 556-пп) утверждены: Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее - Положение N 1) и Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения (далее - Положение N 2).
Указанное постановление опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации Иркутской области http//www.ogirk.ru 17.07.2019, официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 17.07.2019 (номер публикации N), а также в общественно-политической газете "Областная" N 81, 22.07.2019.
Постановлением Правительства Иркутской области от 20.12.2019 N 1110-пп "О внесении изменений в Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения", внесены изменения в Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее - Постановление N 1110-пп).
Постановление N 1110-пп опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 25.12.2019; официальном интернет-портале правовой информации Иркутской области http://www.ogirk.ru, 26.12.2019.
Вечканова В.В, Шадрин А.Ф, Шаманский Ю.В, Московских М.В, Дёмин Д.Ю, Макрушина Л.С. обратились в Иркутский областной суд с административными исковыми заявлениями о признании недействующим Постановления N 1110-пп, как несоответствующего положениям статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", статей 7, 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Требования мотивированы тем, что внесенные изменения Постановлением N 1110-пп, предусматривающие дополнительные условия представления социальной выплаты на приобретение жилья в виде обязательства о безвозмездном отчуждении пострадавшего в результате затопления жилого помещения (жилого дома, а также земельного участка, на котором оно расположено) в собственность Иркутской области или муниципальную собственность, являются незаконными, нарушающими их право собственности, как получателей такой социальной выплаты, так как они принуждаются к отчуждению принадлежащего им имущества. Полагают, что такое условие ухудшает их положение по отношению к другим лицам, ранее получившими такую социальную выплату по аналогичным основаниям без выполнения условия отчуждения пострадавшего от наводнения жилого помещения (жилого дома, а также земельного участка, на котором он находится) в собственность Иркутской области или муниципальную собственность.
Полагают, что во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 03.07.2019 N 316 "О мерах по ликвидации последствий наводнения на территории Иркутской области" субъекту Российской Федерации предоставлено только право разработать механизм (последовательность совершения действий полномочными органами и гражданами) предоставления на установленных Правительством Российской Федерации требованиях к названной категории граждан и в утвержденных им же размерах мер социальной поддержки. Устанавливать дополнительные условия предоставления социальной выплаты для приобретения в собственность жилого помещения, на строительство жилья или на участие в долевом строительстве многоквартирного дома, они не вправе.
Иркутская область вышла за пределы своих полномочий, изменив установленные федеральным законодательством условия предоставления мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим от наводнения.
Решением Иркутского областного суда от 01.02.2023, оставленным без изменения апелляционным определением Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 12.07.2023, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Вечканова В.В, Шадрин А.Ф, Шаманский Ю.В, Московских М.В, Дёмин Д.Ю, Макрушина Л.С, ставят вопрос об отмене судебных актов, как принятых с нарушением норм материального права, на основе неполной оценке доказательств по делу, принятии по делу нового решения о признании недействующим с момента вступления в законную силу Постановления Правительства Иркутской области от 20.12.2019 N 1110-пп "О внесении изменений в Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены, в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения вызванного сильными дождями прошедшими в июне-июле 2019 на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения".
В обоснование кассационной жалобы заявители настаивают на несогласии с установлением дополнительных условий для предоставления мер социальной поддержки пострадавшим в следствие чрезвычайной ситуаций (наводнения) гражданам, в виде безвозмездного отчуждения принадлежащего им на праве собственности имущества (земельного участка, жилого помещения) в собственность Иркутской области или муниципальную собственность, как нарушающими их права, в том числе на право собственности.
В кассационной жалобе Дёмин Д.Ю. ставит вопрос об отмене судебных актов, принятии по делу нового решения об удовлетворении требований.
Доводы кассационной жалобы Дёмина Д.Ю, повторяют позицию заявителей по спору, изложенную в поданной ранее жалобе. Настаивает, что об обязательном соблюдении условия по отчуждению принадлежащего на праве собственности имущества в собственность Иркутской области или муниципальную собственность, при предоставлении социальной выплаты (получение социального сертификата), не был уведомлен, судом при вынесении оспариваемых судебных актов, не были учтены фактические обстоятельства дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены. Административные истцы Вечканова В.В, Шадрин А.Ф, Шаманский Ю.В, Московских М.В, Дёмин Д.Ю, Макрушина Л.С, просили рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационных жалоб, возражений, представленных Министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, правительством Иркутской области, прокуратурой Иркутской области, заслушав заключение прокурора, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Конституция Российской Федерации не закрепляет конкретные меры социальной защиты, их объем и условия предоставления тем или иным категориям граждан. При этом законодательные (представительные) органы государственной власти субъекта Российской Федерации обладают дискрецией при реализации ими права устанавливать дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (часть третья статьи 26.3-1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", действующего в период принятия оспариваемого постановления).
В соответствии со статьей 26.3.1 данного федерального закона органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе осуществлять расходы за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов).
Общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера установлены Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ).
Согласно статье 18 Федерального закона N 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на меры социальной поддержки при причинении ущерба их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Порядок, условия, виды и размер компенсаций и социальных гарантий (мер социальной поддержки) для граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации регионального характера, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Президент Российской Федерации определяет в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (подпункт "а" статьи 8 Федерального закона N 68-ФЗ).
Указом Президента Российской Федерации от 03.07.2019 N 316 "О мерах по ликвидации последствий наводнения на территории Иркутской области" наводнение на территории Иркутской области признано чрезвычайной ситуацией федерального характера и установлен особый уровень реагирования (пункт 1). Правительству Российской Федерации поручено: обеспечить выделение из федерального бюджета средств на капитальный ремонт поврежденного жилья и определить порядок выделения указанных средств; решить вопрос о выделении гражданам, чьи жилые помещения признаны в установленном порядке непригодными для проживания в результате наводнения на территории Иркутской области, средств из федерального бюджета на строительство и (или) на приобретение нового жилья; обеспечить завершение формирования списков граждан, пострадавших от наводнения на территории Иркутской области, и выплату им до 10 августа 2019 года денежных средств в полном объеме; обеспечить разработку и утверждение до 15.08.2019 пообъектного плана, предусматривающего обеспечение граждан, лишившихся жилых помещений, жилыми помещениями (пункты "а", "б", "и", "к" пункта 3).
Во целях исполнения поручения Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2019 N 916 утверждены "Правила предоставления иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Иркутской области в целях софинансирования расходных обязательств Иркутской области по финансовому обеспечению оказания мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 г. на территории Иркутской области" (далее - Правила).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.07.2019 N 1566-р поручено выделить в 2019 году Минстрою России из резервного фонда Правительства Российской Федерации бюджетные ассигнования в целях предоставления иного межбюджетного трансферта бюджету Иркутской области на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки.
Правила устанавливают цели и закрепляют порядок и условия предоставления иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Иркутской области в целях софинансирования расходных обязательств Иркутской области по финансовому обеспечению оказания мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате наводнения.
Пунктом 9 Правил определено, что порядок и условия предоставления социальных выплат гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, на приобретение или строительство ими жилых помещений на территории Иркутской области или осуществление такими гражданами капитального ремонта поврежденных жилых помещений, передачи гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, жилых помещений, на финансовое обеспечение приобретения или строительства которых предоставляется трансферт, устанавливаются высшим исполнительным органом государственной власти Иркутской области.
Согласно статье 64 Устава Иркутской области Правительство Иркутской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Иркутской области.
В силу положений статьи 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации относятся к бюджетным полномочиям названного публично-правового образования. При этом органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе самостоятельно определять направления расходования денежных средств своего бюджета (статья 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия субъекта Российской Федерации.
Судами установлено, Вечканова В.В. обратилась с заявлением на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилья 16.09.2019, Шадрин А.Ф. - 27.11.2019, Московских М.В. - 17.03.2020, Шаманский О.В. - 09.12.2019, Демин Д.Ю. - 29.11.2019, Макрушина Л.С. - 23.03.2020, то есть после завершения формирования списков граждан, пострадавших от наводнения на территории Иркутской области во исполнение Указа Президента Российской Федерации 03.07.2019 N 316 "О мерах по ликвидации последствий наводнения на территории Иркутской области", носившего срочный характер.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь указанными выше нормами, а также Законом Иркутской области от 12.01.2010 N 1-оз "О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области", Законом Иркутской области от 10.07.2014 N 90-ОЗ "О сетевом издании, учреждаемом для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти Иркутской области, иной официальной информации", Законом Иркутской области от 18.11.2009 N 82/48-оз "О Правительстве Иркутской области" пришел к выводу, что оспариваемое Постановление N 1110-пп принято Правительством Иркутской области в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением требований к виду и форме, порядка принятия и опубликования, прав административных истцов не нарушает.
Судебная коллегия апелляционного суда с выводами суда первой инстанции согласилась, указав, что меры социальной поддержки, принимаемые с целью обеспечения граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях после 10.08.2019, являются мерами социальной поддержки предоставляемыми за счет средств бюджета Иркутской области, определение оснований, порядка, размера и условий их реализации относится к полномочиям субъекта Российской Федерации, внесение изменений являлось не произвольным, было обусловлено бюджетными возможностями Иркутской области.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов об отказе в удовлетворении требований по существу правильными. Доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, повторяют позицию заявителей по спору, не подтверждают существенных нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, основаны на ошибочном толковании заявителями положений законодательства, регулирующими спорные правоотношения.
В соответствии с частью 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
В соответствии с положениями статьи Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений (пункт 2); в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (пункт 3).
В силу части 1 статьи 17 ЖК РФ жилое помещение предназначено для проживания граждан.
Согласно части 1 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Принимая во внимание, что целью правого регулирования является установление порядка реализации гражданами жилищных прав, социальная выплата предоставляется гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, соответственно на приобретение или строительство жилого помещения, т.е. гражданам, жилые помещения которых не могут быть использованы по назначению и утратили свои свойства, установление спорного условия не влечет нарушение прав административных истцов, не противоречит актам, имеющим большую юридическую силу.
Отсутствие в Указе Президента РФ от 03.07.2019 N 316 "О мерах по ликвидации последствий наводнения на территории Иркутской области" и Постановлении Правительства РФ от 18.07.2019 N 916 "Об утверждении Правил предоставления иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Иркутской области на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 г. на территории Иркутской области" оспариваемое заявителями условия обусловлено различием в целях и предмете правового регулирования, не свидетельствует о наличии в Постановлении N 1110-пп условий, ухудшающих положение заявителей.
Приведенные заявителями в кассационных жалобах доводы являлись предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов, основанием для отмены судебных актов являться не могут, кассационные жалобы Вечкановой Веры Вениаминовны, Шадрина Анатолия Филатовича, Шаманского Юрия Валерьевича, Московских Марины Викторовны, Дёмина Дмитрия Юрьевича, а так же Дёмина Дмитрия Юрьевича, поданной самостоятельно, Макрушиной Лилии Семёновны удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Иркутского областного суда от 1 февраля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 12 июля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 26 декабря 2023 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.