Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лукьяновой Т.Г, судей Мишиной И.В, Черемисина Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации Зиминского районного муниципального образования Иркутской области, поданную 9 ноября 2023 года, на решение Зиминского городского суда Иркутской области от 24 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 17 мая 2023 года
по административному делу N 2а-706/2022 по административному исковому заявлению Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Зиминского районного муниципального образования о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по организации мероприятий по отлову и содержанию животных без владельцев, организации приюта для содержания безнадзорных животных.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лукьяновой Т.Г, возражения на кассационную жалобу прокурора Волковой А.Г, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Братский межрайонный природоохранный прокурор (далее - административный истец) обратился в Зиминский городской суд Иркутской области с административным исковым заявлением к Администрации муниципального образования "Зиминский район" Иркутской области в защиту неопределенного круга лиц (с учетом уточнения административных исковых требований)
о признании незаконным бездействие Администрации муниципального образования "Зиминский район", выразившееся в неисполнении отдельных государственных полномочий по отлову и содержанию безнадзорных животных;
обязании организовать проведение мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории муниципального образования "Зиминский район" в соответствии с Законом Иркутской области от 09.12.2013 N 110-03 "О наделении органов местного самоуправления отдельными областными государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с собаками и кошками без владельцев", Приказом службы ветеринарии Иркутской области от 24.08.2020 N 53-спр "Об утверждении порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Иркутской области", обеспечив отлов и содержание безнадзорных животных в приюте для животных, проявляющих немотивированную агрессивность, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных;
обязании до 01.07.2023 организовать на территории муниципального образования "Зиминский район" приют для содержания безнадзорных животных, обеспечив его функционирование.
В обоснование требований указано, что Братской межрайонной природоохранной прокуратурой проанализировано состояние законности исполнения требований законодательства об ответственном обращении с животными, по результатам которого выявлены факты неисполнения администрацией муниципального образования "Зиминский район" отдельных государственных полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с собаками и кошками без владельцев.
Установлено, что в 2022 году Отделом полиции МО МВД России "Зиминский" зарегистрировано два случая нападения собак без владельцев на граждан, в результате чего одному гражданину причинены телесные повреждения на территории Зиминского района.
В 2021 году администрации муниципального образования "Зиминский район" на реализацию отдельных государственных полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с собаками и кошками без владельцев выделено 3 525, 1 тыс. руб, в 2022 году - 1690 тыс. руб. Субсидия в 2021 году администрацией освоена на сумму 238 393, 2 руб.
С целью осуществления государственных полномочий в 2022 году администрацией заключен муниципальный контракт от 12 мая 2022 году на оказание услуг по обращению с животными без владельцев с Усолье-Сибирской городской общественной организацией "Общество защиты животных "Надежда". Вместе с тем, наличие данного контракта не свидетельствует о надлежащем исполнении администрацией переданных полномочий. Согласно сведениям Службы ветеринарии Иркутской области на территории муниципального образования "Зиминский район" зарегистрировано 286 особей собак без владельцев. По информации администрации от 27 мая 2022 года N 1004 в 2022 году поступило одно обращение на отлов безнадзорных животных, по которому отловлено 25 особей, в 2021 году - заявки, обращения не поступали. Таким образом, отлов безнадзорных животных осуществлен лишь в отношении 9 % от общего количества безнадзорных собак на территории Зиминского района.
В нарушение п. 7 Приказа службы ветеринарии N 53-спр отлов животных без владельцев производится только на основании заявок, плановые мероприятия по отлову животных без владельцев на территории муниципального образования "Зиминский район" не проводятся. Невыполнение администрацией мероприятий по отлову безнадзорных животных, их содержанию в приютах для животных, создает реальную опасность жизни и здоровью неопределенного круга лиц, имуществу жителей территории, создает условия для нападения собак на граждан, в том числе и на детей, а также угрозу распространения заболеваний. Согласно информации Службы ветеринарии Иркутской области от 18 февраля 2022 года N 02-77-297/22 на территории муниципального образования "Зиминский район" государственные, муниципальные, а также частные приюты для безнадзорных животных не создавались. Администрацией заявка на выделение денежных средств с целью организации на территории муниципального образования "Зиминский район" приюта для содержания безнадзорных животных, обеспечения его функционирования в Службу ветеринарии Иркутской области не направлялась.
С учетом того, что деятельность по отлову безнадзорных животных и их содержанию относится к санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мерам в области предупреждения и ликвидации болезней животных, их лечению, защиты населения от болезней, общих для человека и животных, и входит в круг полномочий органа местного самоуправления, создание приюта для содержания безнадзорных животных и обеспечение его функционирования возложена на орган местного самоуправления, а именно, на администрацию муниципального образования "Зиминский район". Непринятие административным ответчиком указанных мер нарушает законные права неопределенного круга лиц, пребывающих на территории Зиминского района на создание благоприятной окружающей среды, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, устранение и уменьшение вредного воздействия факторов среды обитания, создает угрозу нападения животных на граждан, в том числе на детей, возникновения опасности для дорожного движения, проявления агрессии животных на территориях детских садов, школ, организаций здравоохранения и в иных общественных местах.
Решением Зиминского городского суда Иркутской области от 24 октября 2022 года (далее - суд первой инстанции) заявленные требования удовлетворены частично.
Признано незаконным бездействие администрации Зиминского районного муниципального образования, выразившееся в неисполнении переданных государственных полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев в части отлова и содержания животных без владельцев, обитающих на территории Зиминского районного муниципального образования, в соответствии с требованиями Закона Иркутской области от 09.12.2013 N 110-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными областными государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с собаками и кошками без владельцев", приказа Службы ветеринарии Иркутской области от 24.08.2020 N 53-спр "Об утверждении Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Иркутской области", нарушающим права неопределенного круга лиц.
На администрацию Зиминского районного муниципального образования возложена обязанность организовать мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории Зиминского районного муниципального образования, в соответствии с требованиями Закона Иркутской области от 09.12.2013 N 110-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными областными государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с собаками и кошками без владельцев", приказа Службы ветеринарии Иркутской области от 24.08.2020 N 53-спр "Об утверждении Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Иркутской области", обеспечив отлов и содержание животных без владельцев, проявляющих немотивированную агрессивность, в приюте для животных, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.
В удовлетворении административных исковых требований о возложении обязанности в срок до 01.07.2023 организовать на территории муниципального образования "Зиминский район" приют для содержания безнадзорных животных, обеспечив его функционирование, отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 17 мая 2023 года (далее - суд апелляционной инстанции) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация Зиминского районного муниципального образования Иркутской области (далее-кассатор) просит судебные акты судов первой и апелляционной инстанций отменить и принять по делу новое решение об отказе удовлетворении заявленных требований.
Кассатор выражает несогласие с выводами судов о допущенном Администрацией бездействии, настаивая, что возложенные государственные полномочия по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с собаками и кошками без владельцев выполняются в полном объеме.
Указывая, что 2021 году на осуществление отдельных областных государственных полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с собаками и кошками без владельцев в границах населенных пунктов Иркутской области администрации выделено из областного бюджета 764 900 рублей, в 2022 году - 1 690 000 рублей. В 2021 году по итогам состоявшегося аукциона был заключен муниципальный контракт N 16/2021 от 09.09.2021 на оказание услуг по обращению с животными без владельцев, с Усолье-Сибирской городской общественной организацией "Общество защиты животных "Надежда"", в рамках контракта освоено 238 393, 25 рублей, также Администрацией заключены муниципальные контракты с Усолье- Сибирской городской общественной организацией "Общество защиты животных "Надежда"" от 12.05.2022 на сумму 471 250 рублей и от 01.08.2022 на сумму 471 250 рублей. 17.10.2022 заключен муниципальный контракт на оказание услуг по обращению с животными без владельцев на территории Зиминского района с индивидуальным предпринимателем Славиным В.В. (владельцем питомника собак "К ? 9") на сумму 747 500 рублей. Вся сумма субвенции, выделенная в 2022 году, освоена. В рамках исполнения муниципального контракта исполнителем Усолье-Сибирской городской общественной организацией "Общество защиты животных "Надежда"" произведен отлов 50 животных без владельцев.
Также кассатор указывает, что сообщений о нападении безнадзорных животных на людей на территории Зиминского района в 2021 году не поступало, в 2022 году поступило одно устное обращение жителя села Ухтуй Зиминского района о нападении безнадзорной собаки, при этом документального подтверждения представлено не было. В рамках исполнения муниципального контракта в мае 2022 года на территории села Ухтуй Зиминского района отловлено 4 безнадзорных животных.
Кроме того, кассатор считает, что судами не учтено, что выявление немотивированной агрессивности у животных без владельцев Приказом N 53-спр "Об утверждении Порядка определения немотивированной агрессивности у животных без владельцев" возложено на приюты для животных. В соответствии с пунктом 35 Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Иркутской области, утвержденного Приказом N 53-спр, по истечении 20 дней содержания в приюте животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, осуществляется их возврат на прежние места обитания, вне границ детских и спортивных площадок, территорий образовательных учреждений, организаций здравоохранения и общественного питания. Порядок освидетельствования животных без владельцев на предмет наличия (отсутствия) у них немотивированной агрессивности устанавливается службой ветеринарии Иркутской области.
Приказом Службы ветеринарии Иркутской области от 13.05.2022 N 50-спр "Об утверждении Порядка определения немотивированной агрессивности у животных без владельцев" также возложена обязанность по установлению немотивированной агрессивности у животных без владельцев на приюты для животных. С августа 2022 года сотрудники приютов для животных могут однозначно определять немотивированную агрессивность у животных без владельцев, после чего принимать решение о возврате животного на место отлова или оставлять на содержании приюта до передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.
Суды, возлагая на Администрацию обязанность организовать мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев понуждают административного ответчика к исполнению обязательств, которые им уже исполняются.
В судебном заседании суда кассационной инстанции прокурор просил отказать в удовлетворении кассационной жалобы по мотивам, изложенным в возражениях Братской межрайонной природоохранной прокуратуры.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В силу части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Как разъяснено в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 г. N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", по общему правилу суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются (часть 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Однако если обжалуемая часть судебного акта обусловлена другой его частью или иным судебным актом, вынесенным по этому же административному делу, которые не обжалуются, то эта необжалованная часть судебного акта или необжалованный судебный акт также подлежат проверке судом кассационной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений при рассмотрении дела судами допущено не было.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что на осуществление отдельных областных государственных полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с собаками и кошками без владельцев в границах населенных пунктов Иркутской области администрации Зиминского районного муниципального образования в 2021 году предусмотрена субвенция в размере 764 900 руб, из которой выделено 238 393, 25 руб. по исполненному контракту, в 2022 г. предусмотрена субвенция в размере 1 690 000 руб, денежные средства из областного бюджета не выделялись.
9 сентября 2021 года администрацией заключен муниципальный контракт N 16/2021 на оказание услуг по обращению с животными без владельцев с Усолье-Сибирской городской общественной организацией "Общество защиты животных "Надежда"", в рамках контракта освоено 238 393, 25 руб.
Также администрацией заключены муниципальные контракты на оказание услуг по обращению с животными без владельцев с Усолье-Сибирской городской общественной организацией "Общество защиты животных "Надежда" N 187 от 12 мая 2022 года на сумму 471 250 руб. и N 333 от 1 августа 2022 года на сумму 471 250 руб.
17 октября 2022 года заключен муниципальный контракт N 36/2022 на оказание услуг по обращению с животными без владельцев на территории Зиминского района с ИП Славиным В.В. на сумму 747 500 руб.
Согласно информации администрации Зиминского районного муниципального образования от 27 мая 2022 года в 2021 году на территории Зиминского района было зафиксировано 288 голов бродячих животных без владельцев.
По сообщению Службы ветеринарии Иркутской области от 1 июля 2022 года на территории Зиминского района зарегистрировано 14 фактов нападения собак на людей, как домашних, так и безнадзорных. Данная информация предоставлена Управлением Роспотребнадзора по Иркутской области.
По информации Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Иркутской области по г. Зиме и Зиминском районе, г. Саянске от 22.09.2022, за 8 месяцев 2022 года на территории Зиминского района число пострадавших от укусов и других повреждений, полученных от животных в сравнении с прошлым годом снизилось на 3 случая. Так, в 2022 году за антирабической помощью обратились 8 человек, показатель- 64, 96, в 2021 году - 11 человек, показатель 87, 86. Из 8 обратившихся за медицинской помощью - 4 случая составили дети до 14 лет. От общего числа обратившихся за медицинской помощью 2 человека пострадали от укусов безнадзорных животных. В соответствии с п. 8 ст. 51 Федерального закона от 1 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", с целью поддержания эпидемиологического благополучия по бешенству на территории Иркутской области, Зиминского района необходимо, в числе прочего, принять меры по реализации принятых ранее нормативно-правовых актов, регулирующих правила содержания домашних животных, по строительству мест для выгула домашних животных, проведению мероприятий по отлову безнадзорных животных, по строительству приютов для временного содержания домашних и безнадзорных животных.
Также установлено, что в период с января 2022 года по май 2022 года деятельность по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с собаками без владельцев не осуществлялась.
18 апреля 2022 года глава администрации Хазанского муниципального образования обратился в администрацию Зиминского районного муниципального образования с просьбой провести отлов бродячих собак в связи с поступившими жалобами от жителей поселка, ссылаясь на то, что собаки ведут себя агрессивно, нападают на прохожих и домашних животных. Указанные собаки не проходили обязательной вакцинации от бешенства, тем самым представляют опасность для жизни и здоровья людей, существует риск распространения опасного заболевания. Однако каких-либо мер предпринято не было.
Из ответа начальника ОУУП и ПДН МО МВД России "Зиминский" от 11 июля 2022 года следует, что за 2022 год поступило 17 сообщений, связанных с безнадзорными животными, из них 2 сообщения по фактам нападения и укусов безнадзорных собак, в том числе сообщение гр. Симоновой С.И.
Из постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от 11 мая 2022 года следует, что 8 мая 2022 года около 19.00 час. ФИО10 пошла к мусорным бакам, расположенным около дома N 8 "адрес", чтобы выкинуть мусор. Подойдя к мусорным бакам, она увидела бесхозную собаку с биркой в ухе, которая укусила её за левую голень. Укушенная рана голени относится к травмам, причинившим легкий вред здоровью.
По запросу администрации Усолье-Сибирской городской общественной организацией "Общество защиты животных "Надежда" была представлена информация о том, что в рамках исполнения муниципальных контрактов в 2021, 2022 гг. указанная собака не отлавливалась. Бирка, указанная на фото с изображением собаки, в деятельности Общества "Надежда" не используется.
26.05.2022 в адрес главы администрации Услонского муниципального образования было направлено письмо ОГБУСО "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Сосновая горка" об отлове безнадзорных животных, из которого следует, что на территории Центра находится 6 безнадзорных собак, прогнать которых с территории невозможно, так как они либо не подпускают к себе, либо возвращаются вновь. Вызывает обеспокоенность агрессивное поведение животных, так как в Центре находятся дети от двух лет и старше, в том числе дети-инвалиды. 1 26.05.2022 в адрес мэра Зиминского районного муниципального образования главой Услонского муниципального образования была направлена заявка на отлов безнадзорных животных.
Согласно акту приема-передачи оказанных услуг от 14.06.2022 N 1, в соответствии с контрактом N 187 от 12.05.2022 отловлено 25 собак, все возвращены на прежние места обитания. При этом по данному контракту сроком действия с 12.05.2022 по 01.08.2022 все 25 собак были отловлены в течение двух дней - 20.05.2022 и 25.05.2022, о чем свидетельствует реестр животных без владельцев. Таким образом, после 25.05.2022 никакие мероприятия по отлову собак без владельцев не проводились вплоть до сентября 2022 г. При этом в с. Самара, на территории которого расположен Центр "Сосновая горка", было отловлено всего лишь 2 собаки при наличии заявки на 6 собак. Сведения об отлове собак на территории Хазанского муниципального образования, несмотря на обращение главы администрации, отсутствуют.
Согласно акту приема-передачи оказанных услуг от 12.10.2022 N 1, в соответствии с контрактом N 333 от 01.08.2022 отловлено 25 собак, все возвращены па прежние места обитания. При этом по данному контракту сроком действия с 01.08.2022 по 31.10.2022 все 25 собак были отловлены в сентябре 2022 года (07.09.2022, 14.09.2022, 22.09.2022), о чем свидетельствует реестр животных без владельцев. Таким образом, с 22.09.2022 до заключения нового контракта 17.10.2022 никакие мероприятия по отлову собак без владельцев снова не проводились.
Удовлетворяя заявленные требования прокурора и признавая незаконным бездействие Администрации Зиминского районного муниципального образования, суд первой инстанции исходил из того, что установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о бездействии администрации в осуществлении в полном объеме полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с собаками без владельцев, поскольку отлов агрессивных животных должен быть организован в первоочередном порядке. Животных без владельцев, проявляющих немотивированную агрессивность, необходимо содержать в приюте. В соответствии с п.п. 11, 24 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", на администрацию возложена обязанность осуществлять мероприятия по обеспечению безопасности людей, охране их жизни и здоровья. Наличие заключенных муниципальных контрактов не подтверждает факт исполнения администрацией переданных полномочий.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность решения суда первой инстанции в апелляционном порядке, с выводами суда первой инстанции согласился.
Кассационный суд не находит оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку не опровергают правильности их выводов.
Отношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными регулируются Федеральным законом от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты" (далее - Федеральный закон N 498-ФЗ) (часть 1 статьи 1 названного Федерального закона).
Федеральным законом N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" деятельность по обращению с животными без владельцев определена как деятельность, включающая в себя отлов животных без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию), возврат на прежние места их обитания и иные мероприятия, предусмотренные настоящим Федеральным законом (статья 3).
На основании статьи 17 указанного Закона деятельность по обращению с животными без владельцев осуществляется, в том числе, в целях предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц.
В силу части 3 статьи 7, статьи 8 указанного Закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления и настоящим Федеральным законом.
Пунктом 14 статьи 14.1 и пунктом 15 части 1 статьи 16.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что органы местного самоуправления городского, сельского поселения, муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территориях соответственно поселения, муниципального округа, городского округа.
В соответствии с положениями статьи 18 Федерального закона N 498-ФЗ мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев включают в себя: отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных; содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи 16 настоящего Федерального закона возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев; возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 настоящей части, либо обращение с животными в соответствии с пунктом 5 настоящей части; размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных; иные необходимые мероприятия в соответствии с частями 7 и 8 настоящей статьи.
Регулирование численности безнадзорных животных проводится путем их отлова и содержания в специальных питомниках и относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 1789 СанПиН 3.3686-21).
В соответствии со ст. 2 Закона Иркутской области от 9 декабря 2005 г. N 110-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными областными государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с собаками и кошками без владельцев" органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с собаками и кошками без владельцев в границах населенных пунктов Иркутской области.
Приложением 1 к данному Закону Иркутской области определен перечень муниципальных образований Иркутской области, органы местного самоуправления которых наделяются отдельными областными государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с собаками и кошками без владельцев, в который включено Зиминское районное муниципальное образование.
В силу ст. 5 Закона Иркутской области N 110-ОЗ финансовое обеспечение государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета.
Согласно п. 7 ст. 18 Федерального закона N 498-ФЗ порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев устанавливается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Приказом Службы ветеринарии Иркутской области от 24 августа 2020 г. N 53-спр утвержден Порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Иркутской области.
В силу п. 3 данного приказа в качестве исполнителей мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Иркутской области привлекаются юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что наряду с организационными, административными, инженерно-техническими, медико-санитарными, ветеринарными мерами к санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мероприятиям относятся также меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию. Под государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (санитарными правилами) в указанной статье понимаются нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Статьей 21 Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ установлено, что за нарушение требований настоящего Федерального закона владельцы животных и иные лица несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Указание в кассационной жалобе на необоснованность судебных актов судов первой и апелляционной инстанций являются несостоятельными, так как при рассмотрении и разрешении административного дела судами правильно были определены обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, в судебных постановлениях приведены и проанализированы в их совокупности нормы права, подлежащие применению, выводы судов соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству. Правовых оснований не согласиться с выводами судов по доводам, изложенным в кассационной жалобе, судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает.
Судебные акты должным образом мотивированы, вынесены с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права.
Доводы кассационной жалобы со ссылкой на заключенные муниципальные контракты на оказание услуг по обращению с животными без владельцев, а также на отсутствие сообщений о нападении безнадзорных животных на людей, не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку проведение плановых мероприятий, их порядок и периодичность в муниципальном контракте не определены, отлов животных без владельцев Администрацией осуществляется только на основании заявок физических и юридических лиц, тогда как проведение плановых мероприятий по отлову безнадзорных животных существенно сокращает поголовье безнадзорных животных, чем минимизирует случаи нападения таких животных на население муниципального образования.
Разрешая административное дело, суды, проанализировав положения действующего законодательства, оценив собранные по делу доказательства в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований. Данные выводы мотивированы, сомнений у судебной коллегии Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не вызывают. Суды при рассмотрении спора правомерно исходили из того, что надлежащих действий по организации деятельности по обращению с безнадзорными животными на территории Зиминского городского муниципального образования Иркутской области, обязанность по осуществлению которых возложена на администрацию Зиминского городского муниципального образования, последней не принято, в результате чего нарушаются права неопределенного круга лиц, создается реальная опасность жизни и здоровью граждан, их имуществу, возникает угроза нападения собак на граждан, в том числе, несовершеннолетних, а также угроза распространения заболеваний.
Отклоняя доводы кассатора суд кассационной инстанции считает необходимым отметить, что целью инициированного прокурором иска выступает защита жизни и здоровья неопределенного круга лиц и как следствие для реализации данной защиты должны приниматься эффективные меры, посредством которых будут исключены случаи нападения безнадзорных животных на жителей населенного пункта, недостаточно указать, что мероприятия выполняются, необходимо осуществить мероприятия, которые приведут к положительному результату, которым будет выступать исключение и минимизация случаев нападения безнадзорных животных на граждан.
Кассационная жалоба не содержит ссылок, опровергающих выводы судебных инстанций, изложенная в ней позиция аналогична доводам, которые были предметом правильной правовой оценки судов первой и апелляционной инстанций и по существу направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию кассационного суда общей юрисдикции.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы судов отвечают задачам и принципам административного судопроизводства, соответствуют обстоятельствам дела и согласуются с положениями законодательства, регулирующими спорные правоотношения и подлежащими применению в настоящем деле.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права, оснований для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Зиминского городского суда Иркутской области от 24 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 17 мая 2023 года в обжалованной части оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 20 декабря 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.