Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Черемисин Е.В., рассмотрев единолично без проведения судебного заседания кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на апелляционное определение Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 12 октября 2023 года
по административному материалу N 38OS0000-01-2023-000149-03 (N М-118/2023) по административному исковому заявлению Романенко Юрия Викторовича о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,
УСТАНОВИЛ:
Романенко Ю.В. обратился с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 50000 руб.
Определением Иркутского областного суда от 04 августа 2023 года административное исковое заявление оставлено без движения.
Апелляционным определением Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 12 октября 2023 года определение суда отменено. Административный материал направлен в суд первой инстанции для рассмотрения со стадии принятия административного искового заявления к производству суда.
Минфин России 08 ноября 2023 года обратился в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, которая поступила 22 ноября 2023 года.
В кассационной жалобе заявитель просит апелляционное определение Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 12 октября 2023 года отменить и оставить в силе определение Иркутского областного суда от 04 августа 2023 года.
В соответствии с частью 2 статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена судьей суда кассационной инстанции единолично без проведения судебного заседания.
На основании части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив административный материал, судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в порядке, установленном настоящей главой, в суд кассационной инстанции лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права, свободы и законные интересы нарушены судебными актами.
Статьей 37 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что лицами, участвующими в деле, являются: стороны; взыскатель и должник по административным делам о вынесении судебного приказа; заинтересованные лица; прокурор; органы, организации и лица, обращающиеся в суд в защиту интересов других лиц или неопределенного круга лиц либо привлекаемые к участию в судебном процессе для дачи заключения по административному делу.
В силу части 1 статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации под заинтересованным лицом понимается лицо, права и обязанности которого могут быть затронуты при разрешении административного дела.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с административным делом, вправе оставить кассационные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 321 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 321 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если кассационные жалоба, представление поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд кассационной инстанции, то они возвращаются без рассмотрения по существу.
В абзаце 2 пункта 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09 июля 2020 года N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции" разъяснено, что при подаче кассационных жалобы, представления лицом, не обладающим правом на обращение в суд кассационной инстанции (например, лицом, не участвующим в деле, права, свободы и законные интересы которого с очевидностью не нарушены вступившими в законную силу судебными актами), они подлежат возвращению на основании пункта 2 части 1 статьи 321 КАС РФ. В случае если кассационные жалоба, представление таких лиц переданы для рассмотрения судом кассационной инстанции, они могут быть оставлены без рассмотрения по существу (пункт 6 части 1 статьи 329 КАС РФ).
Согласно разъяснению, содержащемуся в абзаце 4 пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09 июля 2020 года N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции" правом на подачу кассационных жалобы, представления на определение, вынесенное до возбуждения производства по административному делу в суде первой или апелляционной инстанции (например, определение об отказе в принятии административного искового заявления, определение об оставлении апелляционных жалобы, представления без движения), обладает лицо, обратившееся в суд с административным иском, жалобой, представлением.
Как следует из представленного материала, административное исковое заявление подано Романенко Ю.В.
На стадии вынесения апелляционного определения Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 12 октября 2023 года административное дело не было возбуждено, тем самым Министерство финансов Российской Федерации не являлось лицом, участвующим в деле, и наделенным правом обжалования указанного апелляционного определения.
С учетом изложенного кассационная жалоба Министерства финансов Российской Федерации подлежит оставлению без рассмотрения по существу на основании пункта 2 части 1 статьи 321 и пункта 6 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 321, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья
определил:
кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на апелляционное определение Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 12 октября 2023 года оставить без рассмотрения по существу.
Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.