Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Евтифеевой О.Э.
судей Виноградовой О.В, Пушкаревой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Прибайкальской районной администрации Республики Бурятия, поданную 9 ноября 2023 г, на решение Прибайкальского районного суда Республики Бурятия от 31 мая 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 9 августа 2023 г, по административному делу N 2а-268/2023 по административному исковому заявлению Мороковой Марины Александровны о признании постановления Прибайкальской районной администрации Республики Бурятия N 1090 от 01.11.2022 "Об отмене постановления Прибайкальской районной администрации Республики Бурятия от 13.10.2022 N 1011 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала N" незаконным, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Евтифеевой О.Э,
УСТАНОВИЛА:
Морокова М.А. обратилась в Прибайкальский районный суд Республики Бурятия с административным исковым заявлением о признании незаконным постановления Прибайкальской районной администрации N 1090 от 01.11.2022 "Об отмене постановления Прибайкальской районной администрации от 13.10.2022 N 1011 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала N".
В обоснование требований указано, что 30.09.2022 Морокова М.А. обратилась в Прибайкальскую районную администрацию с заявлением о предоставлении в собственность земельный участок с кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес", приложив схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Постановлением Прибайкальской районной администрации от 13.10.2022 N 1011 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала N площадью 500 кв.м.
Постановлением Прибайкальской районной администрации N 1090 от 01.11.2022 указанное постановление N 1011 от 13.10.2022 отменено.
Постановление N 1090 Морокова М.А. полагает незаконным, нарушающим ее права.
Решением Прибайкальского районного суда Республики Бурятия от 31.05.2023 постановлено: "Административные исковые требования Мороковой Марины Александровны к Прибайкальской районной администрации о признании незаконным постановления Прибайкальской районной администрации N 1090 от 01.11.2022, устранении нарушения ее прав удовлетворить.
Признать незаконным постановление Прибайкальской районной администрации N 1090 от 01.11.2022.
Обязать Прибайкальскую районную администрацию утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала N, расположенного по адресу: "адрес", площадью 500 кв.м. с видом разрешенного использования "Для индивидуального жилищного строительства.".
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 09.08.2023, решение Прибайкальского районного суда Республики Бурятия от 31.05.2023 изменено, исключен из резолютивной части решения абзац третий. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Прибайкальская районная администрация ставит вопрос об отмене судебных актов.
В обоснование жалобы указывают, что не усматривают нарушение прав и законных интересов Мороковой М.А. оспариваемым постановлением, поскольку изначально у Мороковой М.А. отсутствует право на приобретение земельного участка без торгов. Судом не учтено, что на испрашиваемом земельном участке расположена только часть объекта капитального строительства, в то время как другая его часть (часть жилого дома) выходит за пределы испрашиваемого земельного участка, на неразграниченные земли МО "Прибайкальский район", что указывает на самовольное занятие земельного участка. Указывают также, что испрашиваемый земельный участок находится в границах экологической зоны Байкальской природной территории, границы которой совпадают с границами водоохранной зоны озера Байкал, земельные участки в указанной территории являются ограниченными в обороте, являются включенными в список Всемирного наследия, не подлежат предоставлению в частную собственность гражданам и юридическим лицам, что не было учтено судом.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера были допущены судами первой и апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Согласно пункту 1 статьи 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 данного Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 данного Кодекса, на праве оперативного управления.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 13 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 39.17 ЗК РФ в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются, в частности: фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина) (подпункт 1); кадастровый номер испрашиваемого земельного участка (подпункт 3); основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований (подпункт 4); вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка указанному заявителю допускается на нескольких видах прав (пункта 5).
В соответствии с пунктом 2 статьи 39.17 ЗК РФ к заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 - 6 пункта 2 статьи 39.15 настоящего Кодекса, в том числе документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов (подпункт 1 пункта 3 статьи 39.15 ЗК РФ).
Статьей 39.18 ЗК РФ установлены особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта.
Согласно части 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт. Соответственно, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее изданный им муниципальный правовой акт в случае несоответствия его требованиям законодательства.
Указанные нормы материального права не были применены судами при разрешении требований, что повлекло неправильные выводы при оценке обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, Морокова М.А. является собственником жилого дома площадью 439, 5 кв.м, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес". Указанный жилой дом согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости расположен на земельном участке, расположенном по тому же адресу, с кадастровым номером N, площадь 600 кв.м. Земельный участок предоставлен в собственность на основании постановления Прибайкальской районной администрации N от 30.06.2011 и договора купли - продажи N от 30.06.2011.
Морокова М.А. обратилась в Прибайкальскую районную администрацию с заявлением от 15.06.2022 о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 1 531 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" для индивидуального жилищного строительства.
Представленное заявление не содержит оснований предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 ЗК РФ оснований.
Постановлением Прибайкальской районной администрации от 21.06.2022 N 650 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала N, расположенного по адресу: Российская Федерация, Республика Бурятия, Прибайкальский муниципальный район, сельское поселение Туркинское, "адрес", площадью 1 531 кв.м, на землях населенных пунктов муниципального образования "Туркинское" сельское поселение с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства в территориальной зоне "Ж1" (Жилая зона).
Уведомлением от 01.07.2022 Управление Росреестра по Республике Бурятия уведомило о приостановлении государственного кадастрового учета земельного участка, схема которого утверждена постановлением Прибайкальской районной администрации от 21.06.2022 N 650 в связи с нарушением требований законодательства. Указано, в частности, что на земельном участке отсутствуют объекты недвижимости. Земельный участок занят самовольным строением, и не может являться предметом торгов. Земельный участок расположен в границах Центральной экологической зоне Байкальской природной территории, частично покрыт лесом. Направлен запрос о наличии (отсутствии) пересечения с лесным фондом.
Сведений о кадастровом учете земельного участка не представлено.
30.09.2022 Морокова М.А. обратилась в Прибайкальскую районную администрацию с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 600 кв.м, по адресу: "адрес".
Представленное заявление также не содержит оснований предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 ЗК РФ оснований.
Постановлением Прибайкальской районной администрации от 13.10.2022 N N 1011 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала N", постановление Прибайкальской районной администрации от 21.06.2022 N 650 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала N" отменено (пункт 1); утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала N, расположенного по адресу: "адрес", площадью 500 кв.м. на землях населенных пунктов муниципального образования "Туркинское" сельское поселение с видом разрешенного использования "Для индивидуального жилищного строительства" в территориальной зоне "Ж1" (Жилая зона) (пункт 2).
Сведений о кадастровом учете земельного участка в соответствии с утвержденной схемой не представлено.
Письмом N Прибайкальская районная администрация уведомила Морокову М.А. о наличии оснований, препятствующих кадастровому учету образуемого в соответствии со схемой земельного участка. Указано в частности, что в соответствии с заключением кадастрового инженера на образуемом земельном участке частично расположен объект недвижимости с кадастровым номером N. Разъяснено, что акты органа местного самоуправления будут приведены в соответствие с требованиями земельного законодательства.
Постановлением Прибайкальской районной администрации от 01.11.2022 N 1090 отменено постановление Прибайкальской районной администрации от 13.10.2022 N 1011 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала N" в целях приведения правового акта в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Признавая незаконным постановление Прибайкальской районной администрации от 01.11.2022 N 1090, суды исходили из того, что Морокова М.А. имеет исключительное право на приобретение земельного участка, на котором расположена часть объекта недвижимости, собственником которого она является.
Однако, такие обстоятельства, не являются основанием для образования самостоятельного земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, а равно не свидетельствуют о наличии исключительного права на приобретение испрашиваемого земельного участка заявителем Мороковой М.А, принимая во внимание, что для размещение принадлежащего ей жилого дома был предоставлен иной земельный участок с кадастровым номером N. Повторное предоставление земельного участка для размещения того же объекта недвижимости - индивидуального жилого дома, земельным законодательством не предусмотрено.
При этом следует отметить, что заявления, поданные Мороковой М.А. в орган местного самоуправления, в нарушение требований статьи 39.17 ЗК РФ не содержат указания на основание предоставления земельного участка, документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, не представлено. При этом, при обращении в суд административный истец настаивала на предоставлении земельного участка в собственность.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.17 ЗК РФ в течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.
Принимая во внимание изложенное, Прибайкальская районная администрация в порядке самоконтроля правомерно отменила постановление от 13.10.2022 N 1011 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала N", которое принято с нарушением требований земельного законодательства, основания для признания незаконным постановления Прибайкальской районной администрации от 01.11.2022 N 1090 отсутствовали.
Не могут быть признаны также обоснованными выводы судебной коллегии апелляционной инстанции в части изменения решения районного суда по мотивам того, что после отмены постановления, начинает действовать постановление Прибайкальской районной администрации от 13.10.2022 N 1011. Препятствия, послужившие основанием для приостановления государственного кадастрового учета земельного участка, схема расположения которого утверждена постановлением от 13.10.2022 N 1011, не устранены. Права Мороковой М.А, которые заявитель полагала реализовать при обращении в орган местного самоуправления в связи с расположением принадлежащего ей объекта недвижимости за границами земельного участка, в соответствии с указанной схемой расположения земельного участка не могут быть реализованы.
С учетом изложенного, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что судебные акты не могут быть признаны законными и обоснованными, принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие значение для дела судами установлены, судебные акты подлежат отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований.
При этом иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, в том числе доводы об отсутствии оснований для предоставления земельного участка в собственность в связи с расположением испрашиваемого земельного участка в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории не являлись основанием для принятия оспариваемого постановления, в ходе рассмотрения дела судами фактически данные обстоятельства не устанавливались и не исследовались. Однако, не установление указанных обстоятельств не препятствует оценке законности оспариваемого постановления в связи с чем предметом оценки в суде кассационной инстанции являться не могут.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Прибайкальского районного суда Республики Бурятия от 31 мая 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 9 августа 2023 г. отменить, принять по делу новый судебный акт: в удовлетворении требований Мороковой Марины Александровны о признании незаконным постановления Прибайкальской районной администрации от 1 ноября 2022 N 1090 "Об отмене постановления Прибайкальской районной администрации от 13.10.2022 N 1011 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала N", возложении обязанности рассмотреть заявление, отказать.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок и порядке, установленном статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 21 декабря 2023 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.