Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Пушкарева Н.В., рассмотрев без проведения судебного заседания кассационную жалобу администрации муниципального района "Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва", поданную через суд первой инстанции 20 ноября 2023 г., на определение Бай-Тайгинского районного суда Республики Тыва от 2 октября 2023 г. и апелляционное определение Верховного Суда Республики Тыва от 24 октября 2023 г.
по административному материалу N М-181/2023 по административному исковому заявлению администрации муниципального района "Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва" к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва, Бай-Тайгинскому РОСП Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛА:
администрация муниципального района "Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва" обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва, Бай-Тайгинскому РОСП Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва об освобождении от взыскания исполнительного сбора.
Определением Бай-Тайгинского районного суда Республики Тыва от 2 октября 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда Республики Тыва от 24 октября 2023 г, административное исковое заявление возвращено заявителю.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене судебных актов, указывая на неправильное толкование положений закона. Указывает, что в период обучения действовал Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", перечень направлений подготовки, Общероссийский классификатор специальностей по образованию, положения которых не были оценены судами.
В соответствии с требованиями части 2 статьи 3271 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационные жалоба, представление на судебный акт, указанный в части 1 настоящей статьи, рассматриваются судьей суда кассационной инстанции единолично без проведения судебного заседания в срок, не превышающий одного месяца со дня поступления.
Изучив материалы, доводы кассационной жалобы, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Из материалов дела следует, что Сарыглар А.П, действуя на основании доверенности от 21 сентября 2023 г, предусматривающей право на подписание административного искового заявления, в интересах администрации муниципального района "Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва" обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва, Бай-Тайгинскому РОСП Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва об освобождении от взыскания исполнительного сбора.
В качестве документа, подтверждающего наличие высшего юридического образования, Сарыглар А.П. приложила диплом "данные изъяты" N, регистрационный номер N от 19 июня 2003 года, свидетельствующий о присвоении ей квалификации "Учитель истории и права" по специальности "История с дополнительной специальностью - юриспруденция".
Возвращая административное исковое заявление, судья исходил из того, что оно подписано Сарыглар А.П, на основании доверенности, выданной и.о. председателя администрации муниципального района "Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва" Хертеком А.Б, между тем, к административному иску приобщена копия диплома Сарыглар А.П, которым ей присвоена квалификация "Учитель истории и права" по специальности "История с дополнительной специальностью - юриспруденция".
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Вместе с тем судами не было принято во внимание следующее.
В силу положений пункта 5 части 1 статьи 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к административному исковому заявлению прилагаются доверенность или иные документы, удостоверяющие полномочия представителя административного истца, документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования или ученой степени по юридической специальности, если административное исковое заявление подано представителем.
В силу пункта 1 статьи 55 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представителями в суде по административным делам могут быть адвокаты и иные лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности.
Согласно положениям части 3 статьи 55 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представители в суде по административным делам должны представить суду документы о своем образовании, а также документы, удостоверяющие их статус и полномочия.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает требования к форме и содержанию административного искового заявления и прилагаемых к нему документов (статьи 125, 126 и 220), соблюдение которых административным истцом необходимо для правильного разрешения судом административного дела. В случае, если судья устанавливает, что административное исковое заявление подано с нарушением предъявляемых к нему требований, он выносит определение об оставлении административного искового заявления без движения, в котором указываются основания для этого и устанавливается разумный срок для устранения лицом, подавшим административное исковое заявление, обстоятельств, послуживших основанием для принятия такого решения (часть 1 статьи 130 и часть 3 статьи 222). Если же выявленные недостатки не исправлены в срок, установленный в указанном определении, то это является основанием для возвращения административного искового заявления (пункт 7 части 1 статьи 129 и часть 2 статьи 222).
С учетом изложенных положений, не предоставление документов, подтверждающих наличие высшего юридического образования или ученой степени по юридической специальности, является в силу положений статьи 130 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для оставления административного искового заявления без движения, и не может являться основанием для его возвращения.
При возвращении административного искового заявления судами не приняты во внимание положения статьи 130 Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации.
С учётом того, что судьёй суда первой инстанции и судом апелляционной инстанции допущены ошибки в применении норм процессуального права, которые повлияли на исход рассмотрения дела, принятые ими судебные акты подлежат отмене, а дело направлению в суд первой инстанции на рассмотрение со стадии принятия административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь 327.1, 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
определение Бай-Тайгинского районного суда Республики Тыва от 2 октября 2023 г. и апелляционное определение Верховного Суда Республики Тыва от 24 октября 2023 г. отменить.
Административный материал направить в суд первой инстанции на рассмотрение со стадии принятия административного иска.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судья Н.В. Пушкарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.