Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лукьянова Т.Г., рассмотрев без проведения судебного заседания кассационную жалобу Сергеевой Натальи Евгеньевны, поданную 28 ноября 2023 года, на апелляционное определение судьи Верховного Суда Республики Хакасия от 16 ноября 2023 года
по административному делу N 2а-3661/2023 по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия к Сергеевой Наталье Евгеньевне о взыскании обязательных платежей и санкции,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия (далее - административный истец, налоговый орган, Управление) обратилось в Абаканский городской суд Республики Хакасия к Сергеевой Н.Е. (далее-ответчик, кассатор) о взыскании обязательных платежей и санкции.
Решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 20 июля 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
На указанное решение Управлением подана апелляционная жалоба, одновременно с которой заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на ее подачу.
Определением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 12 сентября 2023 года (далее - суд первой инстанции) Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия отказано в восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу апелляционной жалобы.
Апелляционным определением судьи Верховного Суда Республики Хакасия от 16 ноября 2023 года (далее - суд апелляционной инстанции) определение суда первой инстанции отменено, Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия восстановлен процессуальный срок для подачи апелляционной жалобы на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 20 июля 2023 года. Административное дело направлено в Абаканский городской суд Республики Хакасия для выполнения требований статьи 302 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В жалобе кассатор просит апелляционное определение отменить, полагая, что суд первой инстанции обоснованно отказал налоговому органу в восстановлении пропущенного срока для подачи апелляционной жалобы ввиду отсутствия уважительности причин его пропуска.
Кассатор настаивает, что Управлением не представлено доказательств наличия уважительных причин пропуска срока для подачи апелляционной жалобы, мотивированное решение получено налоговым органом через один рабочий день со дня его принятия. Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что 30 календарных дней вполне достаточно для формирования позиции по апелляционной жалобе и направления жалобы в суд.
В соответствии с требованиями статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассматривается без проведения судебного заседания.
Изучив материал, доводы кассационной жалобы, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судом апелляционной инстанции.
Разрешая вопрос о восстановлении пропущенного срока для подачи апелляционной жалобы, суд первой инстанции, установив, что в окончательной форме решение было изготовлено 31.07.2023, направлено административному истцу 01.08.2023, вручено 02.08.2023, что подтверждается отметкой на сопроводительном письме, пришел к выводу, что последним днем апелляционного срока обжалования являлось 31.08.2023, тогда как апелляционная жалоба Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия подана 01.09.2023 через ГАС "Правосудие", что свидетельствует о пропуске установленного законом срока для ее подачи, при этом доказательств уважительности причин пропуска срока суду не представлено.
Отменяя определение суда первой инстанции и восстанавливая пропущенный процессуальный срок на подачу апелляционной жалобы, судья апелляционной инстанции, руководствуясь частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, которой предусмотрено, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, установив, что резолютивная часть решения суда объявлена 20 июля 2023 года, мотивированное решение суда составлено 31 июля 2023 года, копия решения получена административным истцом 2 августа 2023 года (л.д. 86), апелляционная жалоба налоговым органом подана посредством ГАС "Правосудие" 1 сентября 2023 года (л.д. 89), пришел к выводу, что апелляционная жалоба подана Управлением в течение месяца с момента получения копии решения в окончательной форме, признав, причины пропуска срока уважительными.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции полагает выводы суда апелляционной инстанции правильными, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены апелляционного определения, поскольку не подтверждают нарушения норм процессуального права.
Согласно части 1 статьи 298 КАС РФ апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, если иные сроки не установлены настоящим Кодексом.
Частью 2 статьи 302 КАС РФ предусмотрено, что срок подачи апелляционных жалобы, представления, пропущенный по уважительным причинам лицом, обратившимся с такой жалобой, в том числе в связи с отсутствием у него сведений об обжалуемом судебном акте, по заявлению указанного лица может быть восстановлен судом первой инстанции.
В силу части 1 статьи 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный законом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 июня 2020 года N 5 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции", для лиц, участвующих в деле, к уважительным причинам пропуска указанного срока, в частности, могут быть отнесены: обстоятельства, связанные с личностью гражданина, подающего апелляционную жалобу (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, осуществление ухода за членом семьи и т.п.); получение лицом, не присутствовавшим в судебном заседании, в котором закончилось разбирательство дела, копии решения суда по истечении срока обжалования или когда времени, оставшегося до истечения этого срока, явно недостаточно для ознакомления с материалами дела и составления мотивированных жалобы, представления; неразъяснение судом первой инстанции в нарушение требований статьи 174, пункта 5 части 6 статьи 180, пункта 7 части 1 статьи 199 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации порядка и срока обжалования судебного акта; несоблюдение судом установленного статьей 177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срока, на который может быть отложено составление мотивированного решения суда, или установленного статьей 182 названного Кодекса срока выдачи и направления копии решения суда лицам, участвующим в деле, другие независящие от лица обстоятельства, в силу которых оно было лишено возможности своевременно подготовить и подать мотивированную жалобу (например, введение режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части).
При рассмотрении заявления о восстановлении срока подачи жалобы, представления по причине несвоевременного получения лицом, участвующим в деле, копии обжалуемого судебного акта необходимо устанавливать, было ли несвоевременное получение обусловлено обстоятельствами, не зависящими от данного лица.
В силу части 2 статьи 177 КАС РФ по сложным административным делам может быть объявлена резолютивная часть решения суда. Составление мотивированного решения суда может быть отложено на срок не более чем десять дней со дня окончания судебного разбирательства по административному делу.
Копии решения суда вручаются под расписку лицам, участвующим в деле, или высылаются им не позднее чем через три дня после дня принятия решения суда в окончательной форме (часть 4 статьи 182 КАС РФ).
Из материалов дела следует, что резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 20.07.2023, в окончательной форме изготовлено 31.07.2023, согласно сопроводительному письму, копия решения направлена в адрес лиц, участвующих в деле - 01.08.2023 (л.д. 86). Последним днем для подачи апелляционной жалобы являлось 31.08.2023, копия решения суда получена Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия 02.08.2023 (л.д, 86), апелляционная жалоба подана Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия посредством ГАС "Правосудие" - 01.09.2023 то есть в течение месяца с момента получения копии решения в окончательной форме, что свидетельствует о том, что причины пропуска срока полдачи жалобы судом апелляционной инстанции обоснованно признаны уважительными.
Принимая во внимание приведенные нормы права и установленные обстоятельства при разрешении вопроса о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи апелляционной жалобы, также учитывая незначительность пропуска срока 1 день, приняв во внимание, что после получения копии судебного акта налоговым органом апелляционная жалоба была подана в пределах разумного срока, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о восстановлении пропущенного срока.
Одной из задач административного судопроизводства является обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункт 1 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Вопреки доводам кассационной жалобы об отсутствии уважительных причин пропуска процессуального срока, суд апелляционной инстанции, установив обстоятельства, имеющие значение при разрешении вопроса о восстановлении процессуального срока для подачи апелляционной жалобы, пришел к правильному выводу, что с момента получения копии решения суда Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия апелляционная жалоба была подана в разумный срок, признав причины пропуска срока уважительными.
У суда кассационной инстанции отсутствуют основания считать данные выводы неправильными, суд кассационной инстанции также принимает во внимание, что Управление Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия при разрешении дела по существу, участия не принимало.
Доводы кассационной жалобы направлены на оспаривание обоснованности вывода суда апелляционной инстанции о восстановлении процессуального срока на подачу апелляционной жалобы, и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделен.
Иное толкование положений закона не свидетельствует о неправильном применении судом норм процессуального права, оснований для отмены апелляционного определения не имеется.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд кассационной инстанции
определил:
апелляционное определение судьи Верховного Суда Республики Хакасия от 16 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судья Т.Г. Лукьянова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.