Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Латушкиной С.Б, Судей Леонтьевой Т.В, Андугановой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2515/2023, УИД 42RS0009-01-2023-003169-41 по иску Ломакиной Ольги Михайловны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу об обязании включить в специальный страховой стаж период учёбы, признании права на досрочную страховую пенсию
по кассационной жалобе Ломакиной Ольги Михайловны на решение Центрального районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 24 мая 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 24 августа 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, выслушав представителя Ломакиной О.М. - адвоката Сычёвой А.С, действующей на основании ордера, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Ломакина О.М. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (далее - ОСФР по Кемеровской области-Кузбассу) об обязании включить в специальный страховой стаж период учёбы, признании права на досрочную страховую пенсию.
В обоснование заявленных требований Ломакина О.М. указала, что 28 декабря 2022 г. она обратилась в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (далее также - ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу) с заявлением о включении в специальный стаж (по Списку N 2) для досрочного назначения страховой пенсии по старости периода обучения в Среднем профтехучилище N 45 г. Осинники Кемеровской области с 1 сентября 1987 г. по 4 июля 1990 г.
Письмом от 20 января 2023 г. ОСФР по Кемеровской области - Кузбассу сообщило о возможности зачёта в специальный стаж периода учёбы только с 1 сентября 1987 г. по 19 февраля 1989 г. (1 год 5 месяцев 19 дней), мотивируя тем, что период учёбы в соответствии с подпунктом "з" пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утверждённого постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590, учитывается в размере, не превышающем имеющийся стаж по Списку N 2 1956 года по состоянию на 1 января 1992 г.
Ломакина О.М. не согласна с отказом ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу включить в специальный стаж период обучения с 20 февраля 1989 г. по 4 июля 1990 г. (1 год 04 месяца 15дней).
Сославшись на позицию, выраженную в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П, в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", положения подпункта "з", абзацев 13, 15 пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утверждённого постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590, Ломакина О.М. считает, что период учёбы в СПТУ с 1 сентября 1987 г. по 4 июля 1990 г. общей продолжительностью 02 года 10 месяцев 04 дня возможно зачесть в специальный стаж полностью. С учётом периода обучения продолжительность специального страхового стажа составит 5 лет 08 месяцев 16 дней, что даёт ей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" с уменьшением возраста, предусмотренного статьёй 8 данного Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 г. на один год за каждые 2 года работы с тяжёлыми условиями труда, т.е. по достижении возраста 53 лет.
Ломакина О.М. просила обязать ОСФР по Кемеровской области - Кузбассу включить в специальный страховой стаж период учёбы в Среднем профтехучилище N 45 г. Осинники Кемеровской области с 20 февраля 1989 г. по 4 июля 1990 г, признать за ней право на досрочную страховую пенсию по старости с 12 июня 2025 г.; взыскать в её пользу с ОСФР по Кемеровской области - Кузбассу уплаченную государственную пошлину в размере 300 руб.
Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 24 мая 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 24 августа 2023 г, в удовлетворении исковых требований Ломакиной О.М. к ОСФР по Кемеровской области - Кузбассу о включении в специальный страховой стаж периода учёбы с 20 февраля 1989 г. по 4 июля 1990 г, признании права на досрочную страховую пенсию с 12 июня 2025 г. отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Ломакина О.М. просит отменить решение Центрального районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 24 мая 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 24 августа 2023 г.
На кассационную жалобу письменные возражения не поступали.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции истец Ломакина О.М, представитель ОСФР по Кемеровской области - Кузбассу не явились, о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции извещались посредством направления копии определения о принятии кассационной жалобы к производству суда, с указанием времени и места судебного заседания, заказным письмом с уведомлением.
Согласно уведомлению о вручении заказного почтового отправления, сформированным официальным сайтом Почты России, судебная корреспонденция ОСФР по Кемеровской области - Кузбассу получена, о причинах неявки в судебное заседание ответчик не сообщил.
Согласно уведомлению о вручении заказного почтового отправления с почтовым идентификатором N судебная корреспонденция, направленная в адрес Ломакиной О.М, возвращена в связи с истечением срока хранения.
Согласно пункту 1 статьи 1651 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что риск неполучения поступившей корреспонденции несёт адресат (пункт 67).
Отсутствие надлежащего контроля за поступающей по месту жительства (регистрации) корреспонденцией является риском самого гражданина, а все неблагоприятные последствия такого бездействия несёт само лицо.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции с учётом мнения представителя истца Ломакиной Л.М. - Сычевой А.С, не возражавшей против рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц, руководствуясь статьями 61, 35, 113, 118, частями 3, 5 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), статьёй 1651 Гражданского кодекса Российской Федерации, признаёт судебное извещение доставленным истцу Ломакиной О.М, и считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие неявившихся истца Ломакиной О.М. и представителя ответчика ОСФР по Кемеровской области - Кузбассу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения не были допущены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Ломакина О.М. (до вступления в зарегистрированный брак V/), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обучалась в среднем профтехучилище N 45 г. Осинники Кемеровской области с 1 сентября 1987 г. по 4 июля 1990 г.
Согласно трудовой книжке, в период с 1 сентября 1997 г. по 4 июля 1990 г. истец обучалась в Среднем профтехучилище N 45 г. Осинники, с 12 июля 1990 г. была принята на работу машинистом конвейеров на шахтный транспорт шахты "Высокая" ПО "Южкузбассуголь", уволена 24 августа 1993 г.
Профессия "машинист конвейера" предусмотрена разделом I "Горные работы" Списка N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжёлыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утверждённого постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых даёт право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах" (далее - Список N 2 от 22 августа 1956 г.).
Согласно архивной справке МКУ "Архивное управление администрации Осинниковского городского округа" от 26 ноября 2020 г. N 1098ш, Ломакина (Малоштанова) О.М. принята на работу на участок "Шахтный транспорт" ("ШТ") шахты "Высокая" концерна "Кузнецкуголь" машинистом конвейера 2 разряда с 12 июля 1990 г, с 16 июля 1990 г. по 21 мая 1993 г. - отпуск без содержания по уходу за ребёнком до 3-х лет, с 22 мая 1993 г. по окончании декретного отпуска машинист конвейеров 2 разряда на участке "ШТ", уволена 24 августа 1993 г. За время работы находилась в отпуске без содержания с 23 мая 1993 г. по 22 августа 1993 г.
28 декабря 2022 г. Ломакина О.М. обратилась в ОПФР по Кемеровской области-Кузбассу с заявлением о включении в её специальный стаж по Списку N 2 от 22 августа 1956 г. периода обучения в Среднем профтехучилище N 45 г. Осинники Кемеровской области с 1 сентября 1987 г. по 4 июля 1990 г.
Согласно ответу от 20 января 2023 г, ОСФР по Кемеровской области - Кузбассу уведомило истца о возможности зачёта в специальный стаж в соответствии с подпунктом "з" пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утверждённого постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N590, периода её учёбы в Среднем профтехучилище N 45 г. Осинники только с 1 сентября 1987 г. по 19 февраля 1989 г. (1 год 5 месяцев 19 дней), поскольку стаж учитывается в размере, не превышающем имеющийся стаж по Списку N 2 от 22 августа 1956 г. по состоянию на 1 января 1992 г. Из указанного ответа следует, что с учётом периода учёбы, стаж на соответствующих видах работ составляет 4 года 4 месяца 1 день.
Истец зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 3 июня 2002 г.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных Ломакиной О.М. к ОСФР по Кемеровской области - Кузбассу требований о включении периода обучения в специальный страховой стаж, суд первой инстанции, применяя к спорным отношениям положения Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утверждённое Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590, пришёл к выводу о том, что возможность включения в специальный страховой стаж периода учёбы истца после 1 января 1992 г. пенсионным законодательством не предусмотрена, в связи с тем, что Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утверждённое Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 утратило силу с 1 января 1992 г, период обучения может быть включён в специальный страховой стаж, если он имел место до 1 января 1992 г, при этом учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах по состоянию на 1 января 1992 г.
В связи с тем, что специальный страховой стаж истца по состоянию на 1 января 1992 г. составлял 1 год 5 месяц 19 дней, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что период обучения может быть зачтён в размере, не превышающего 1 год 5 месяцев 19 дней, что и было сделано ответчиком по обращению истца с заявлением о включении периода обучения в специальный страховой стаж.
Поскольку истец не обращалась с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости с предоставлением всех необходимых документов, ответчик не принимал решение об отказе в назначении истцу соответствующей страховой пенсии, суд первой инстанции не усмотрел оснований для удовлетворения требований Ломакиной О.М. о признании за ней права на досрочную страховую пенсию с 12 июня 2025 г.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 ГПК РФ, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Выводы судебных инстанций являются правильными, соответствуют требованиям закона, сомнений у суда кассационной инстанции не вызывают.
Доводы кассационной жалобы о том, что периоды обучения в СПТУ подлежат включению в специальный страховой стаж такой же продолжительности как и специальный страховой стаж, который на дату обращения с заявлением о включении периода обучения 2 года 10 месяцев 12 дней, подлежат отклонению.
Статьёй 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (здесь и далее Федеральный закон приведён в редакции, действовавшей на момент обращения истца с заявлением о включении периода обучения в специальный страховой стаж - 28 декабря 2022 г.) установлено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учётом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" досрочная страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжёлыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьёй 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Частью 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчёта соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учётом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
В соответствии с частью 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающими право на досрочное назначение пенсии.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрены списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно подпункту "а" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжёлыми условиями труда:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжёлыми условиями труда, занятость в которых даёт право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утверждённый постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжёлыми условиями труда, работа в которых даёт право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утверждённый постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых даёт право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учёта периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
В силу подпункта "а" пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьёй 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в абзаце третьем подпункта "а", абзаце третьем подпункта "б" пункта 1 настоящего постановления применяются соответствующие положения пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утверждённого постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий".
Из приведённой нормы постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 следует, что пункт 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утверждённого постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 применяется к Списку N 1 и Списку N 2 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых даёт право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утверждённых постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых даёт право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учёта периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г. (абзац 3 подпункта "а"; абзац 3 подпункта "б" пункта 1).
В соответствии с пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утверждённого постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 (далее - Положение от 3 августа 1972 г. N 590), при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжёлыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16) периоды, указанные в подпунктах "к" и "л", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Период, указанный в подпункте "з", приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Подпунктом "з" пункта 109 Положения от 3 августа 1972 г. N 590 предусмотрено обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации.
Абзац 5 пункта 109 Положения от 3 августа 1972 г. N 590 содержит указание, что в случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.
Таким образом, приравнивание периода обучения в училищах к работе, дающей право на указанные пенсии, производится с соблюдением правила, установленного абзацем 5 пункта 109 Положения от 3 августа 1972 г. N 590 - в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.
Принимая во внимание нормы ранее действовавшего пенсионного законодательства, которыми предусматривалось включение обучения в училищах в специальный стаж, суды первой и апелляционной инстанций, установив, что продолжительность стажа по Списку N 2 по состоянию на 1 января 1992 г. (изменение правового регулирования порядка назначения досрочных пенсий) составляет 1 год 5 месяцев 19 дней, пришли к правильному выводу о том, что спорные периоды обучения в СПТУ подлежат включению в специальный страховой стаж истца продолжительностью 1 год 5 месяцев 19 дней.
Поскольку с учётом учтённого пенсионным органом периода работы в тяжёлых условиях труда с 12 июля 1990 г. по 24 августа 1993 г. и периода обучения с 1 сентября 1987 г. по 4 июля 1990 г. (1 год 5 месяцев 19 дней) стаж работы истца на соответствующих видах работ составил 4 года 4 месяца 1 день, что менее половины установленного частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" срока, с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" истец не обращалась, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно не усмотрели правовых оснований для признания за истцом права на досрочное назначение страховой пенсии по старости с уменьшением возраста с 12 июня 2025 г.
Ссылки в кассационной жалобе на иную судебную практику несостоятельны, поскольку в соответствии со статьёй 11 ГПК РФ суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, Федеральных конституционных законов, Федеральных законов, нормативно-правовых актов. Судебная практика к источникам права не относится и руководящего значения для судов общей юрисдикции при рассмотрении гражданских дел не имеет.
Приведённые в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованных постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов первой и апелляционной инстанций.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятые по делу решение суда и апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Центрального районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 24 мая 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 24 августа 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Ломакиной Ольги Михайловны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.