Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В.
судей Гусева Д.А, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-262/2023 (УИД 38RS0017-01-2022-001957-39) по иску областного государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району" к Калачникову Андрею Валерьевичу о взыскании излишне выплаченных сумм мер социальной поддержки, по кассационной жалобе областного государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району" на решение Тулунского городского суда Иркутской области от 9 февраля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 14 сентября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гусева Д.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
областное государственное казенное учреждение "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району" (далее по тексту - ОГКУ "УСЗН по Нижнеудинскому району", истец) обратилось в суд с иском к Калачникову Андрею Валерьевичу (далее по тексту - Калачников А.В, ответчик) о взыскании излишне выплаченных сумм мер социальной поддержки.
Требования мотивированы тем, что Калачников А.В. обратился с заявлением в ОГКУ "УСЗН по Нижнеудинскому району" об оказании помощи в соответствии с Законом Иркутской области от 19 июля 2010 г. N 73-ОЗ "О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в Иркутской области".
26 ноября 2021 г. между ОГКУ "УСЗН по Нижнеудинскому району" и Калачниковым А.В. был заключен социальный контракт, предметом которого явилось сотрудничество между Управлением и Заявителем по реализации мероприятий, направленных на преодоление обстоятельств, которые ухудшают условия жизнедеятельности Заявителя и последствия, которые он не может самостоятельно преодолеть: по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности. Государственная помощь по социальному контракту назначается в соответствии с программой социальной адаптации, являющейся неотъемлемой частью социального контракта. Калачниковым А.В. были нарушены условия социального контракта. В соответствии с подпунктом "в" пункта 4.1.5. социального контракта от 1 ноября 2021 г. N ответчик взял на себя обязанность ежемесячно представлять в Управление документы, подтверждающие факт выполнения мероприятий программы социальной адаптации. Факт нарушения Калачниковым А.В. обязательств подтверждается протоколами заседаний межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта ОГКУ "УСЗН по Нижнеудинскому району" от 21 апреля 2022 г. N и от 13 мая 2022 г. N.
Протоколом от 21 апреля 2022 г. N комиссией Калачникову А.В. был установлен срок для предоставления документов, подтверждающих целевое расходование средств, предоставленных ему по условиям социального контракта. Условия комиссии выполнены со стороны заявителя не были.
Протоколом от 13 мая 2022 г. N комиссией было принято решение расторгнуть социальный контракт, заключенный с Калачниковым А.В.
В соответствии со статьей 9(1) Иркутской области от 19 июля 2010 г. N 73-ОЗ "О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в Иркутской области" оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта прекращается в случае невыполнения получателем государственной социальной помощи мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации.
Управление направило заявителю уведомление с требованием вернуть денежные средства в размере 250000 рублей, однако обращения управления заявителем были проигнорированы.
В соответствии с частью 6 (1), статьи 9 (1) Закона Иркутской области от 19 июля 2010 г. N 73-ОЗ "О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в Иркутской области" предусмотрено, что в случае прекращения оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта в связи с наступлением обстоятельства, указанного в пункте 1 части 5 настоящей статьи, суммы выплаченных денежных выплат на основании социального контракта подлежат возврату в порядке, определенном социальным контрактом. Мониторинг оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта проводится в порядке, установленном нормативным правовым актом уполномоченного органа.
С учетом изложенного истец просил суд взыскать с Калачникова А.В. в пользу ОГКУ "УСЗН по Нижнеудинскому району" вышеуказанную социальную выплату в размере 250000 рублей.
Решением Тулунского городского суда Иркутской области от 9 февраля 2023 г. исковые требования удовлетворены частично, с Калачникова А.В. в пользу ОГКУ "УСЗН по Нижнеудинскому району" взысканы денежные средства в размере 81476 рублей, выплаченные на основании социального контракта от 1 декабря 2021 г. N, также с Калачникова А.В. в доход бюджета Нижнеудинского муниципального образования взыскана государственная пошлина в сумме 2644, 28 рубля.
Дополнительным решением Тулунского городского суда Иркутской области от 5 июня 2023 г. в удовлетворении исковых требований о взыскании излишне выплаченных сумм мер социальной поддержки в оставшейся части в размере 168524 рубля отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 14 сентября 2023 г. решение Тулунского городского суда Иркутской области от 9 февраля 2023 г. отменено, принято по данному делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, ОГКУ "УСЗН по Нижнеудинскому району" просит отменить решение Тулунского городского суда Иркутской области от 5 июня 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 14 сентября 2023 г.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает кассационную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Поскольку решение Тулунского городского суда Иркутской области от 9 февраля 2023 г. было отменено апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 14 сентября 2023 г, то данное решение суда предметом проверки суда кассационной инстанции не является.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов суда апелляционной инстанции незаконными.
Как установлено судом апелляционной инстанции и следует из материалов дела, 8 сентября 2021 г. Калачников А.В. обратился с заявлением в ОГКУ "УСЗН по Нижнеудинскому району" об оказании социальной помощи в соответствии с Законом Иркутской области от 19 июля 2010 г. N 73-ОЗ "О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в Иркутской области", в котором просил оказать ему государственную социальную помощь "в остальных случаях" в сумме 250000 рублей, в сведениях о доходах гражданина указал "минимальное пособие по безработице в период с 1 июня 2021 г. по 1 июня 2021 г.", в сведениях о принадлежащем гражданину имуществе на праве собственности указал "не имеет", вид государственной социальной помощи указал "социальное пособие".
В заявлении также указано, что Калачников А.В. предупрежден об ответственности за сокрытие доходов и предоставление документов с заведомо неверными сведениями, влияющими на право получения пособия. Против проверки предоставленных им сведений и посещение семьи представителями органа социальной защиты населения не возражал.
На основании заявления ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району" принято решение от 26 ноября 2021 г. N о назначении государственной социальной помощи в виде денежной выплаты на основании социального контракта на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности.
1 декабря 2021 г. между ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району" именуемое, "Управление" и Калачниковым А.В. заключен социальный контракт N, предметом которого является сотрудничество между Управлением и Заявителем по реализации мероприятий (действий, направленных на преодоление обстоятельств, которые ухудшают жизнедеятельность Заявителя (его семьи), и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно, указанных в пункте 1.2. настоящего социального контракта и предусмотренных программой социальной адаптации согласно Приложению 1 к настоящему социальному контракту, при назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта (пункт 1.1.) К мероприятиям, направленным на преодоление обстоятельств, которые ухудшают условия жизнедеятельности заявителя (его семьи) и последствия, которых он не может самостоятельно преодолеть, относятся мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности (пункт 1.2).
Государственная помощь по социальному контракту назначается в сумме 250000 рублей (пункт 2.1.).
Согласно данному социальному контракту ответчику предоставлена единовременная денежная выплата в размере 250000 рублей для ведения индивидуальной предпринимательской деятельности.
Социальный контракт с Калачниковым А.В. заключен на осуществление предпринимательской деятельности с 1 декабря 2021 г.
Согласно мероприятиям программы социальной адаптации в декабре 2021 г. Калачниковым А.В. должно быть приобретено оборудование и расходные материалы для организации работы столярной мастерской на сумму 250000 рублей и предоставлены отчеты за использование денежных средств социального контракта.
По состоянию на 21 апреля 2022 г. отчет предоставлен на сумму 168524 рублей, в связи с чем, на заседании межведомственной комиссии 21 апреля 2022 г. Калачникову А.В. был дан срок закупить оборудование и инструменты, указанные в бизнес-плане, до 30 апреля 2022 г. и предоставить отчет.
Приобрести недостающее оборудование Калачников А.В. отказался. Комиссией было принято решение о расторжении социального контракта с Калачниковым А.В.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что подтверждено использование ответчиком денежных средств социального контракта на сумму 168524 рублей представленными отчетами в ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району", что подтверждается протоколами заседания межведомственной комиссии по рассмотрению вопроса по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району" от 21 апреля 2022 г. N и от 13 мая 2022 г. N, в связи с чем с Калачникова А.В. взысканы денежные средства неиспользованной суммы меры социальной поддержки в размере 81476 рублей (250000-168524).
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Оснований не соглашаться с выводами суда апелляционной инстанции у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, поскольку они подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемом апелляционной определении, постановлены в соответствии с правильно установленными фактическими обстоятельствами дела, верной оценкой собранных по делу доказательств, основаны на правильном применении норм права, регулирующих возникшие отношения, и на имеющихся в деле доказательствах, которым суд апелляционной инстанции дал оценку в соответствии с требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки) определяет Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее по тексту - Федеральный закон "О государственной социальной помощи").
В силу абзаца 2 статьи 1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в названном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.
В соответствии с абзацем 8 статьи 1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.
Законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим одиноко проживающим гражданам принимают органы государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 5 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (часть 1 статьи 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац 4 части 2 статьи 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
Согласно частям 1 - 3 статьи 8.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
В социальном контракте должны быть установлены предмет социального контракта, права и обязанности граждан и органа социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи, виды и размер государственной социальной помощи, порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, срок действия социального контракта, порядок изменения и основания прекращения социального контракта.
К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относятся поиск работы, прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования, осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, ведение личного подсобного хозяйства, осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона "О государственной социальной помощи" заявитель обязан известить орган социальной защиты населения, который назначил государственную социальную помощь, об изменениях, являвшихся основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) государственной социальной помощи сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение двух недель со дня наступления указанных изменений.
В случае установления органом социальной защиты населения факта недостоверности представленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременного извещения об изменении указанных сведений заявитель (его семья) может быть лишен (лишена) права на получение государственной социальной помощи на период, устанавливаемый органами социальной защиты населения субъекта Российской Федерации, но не более чем на период, в течение которого указанная помощь заявителю незаконно оказывалась (часть 2 статьи 10 Федерального закона О государственной социальной помощи").
Орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, или в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (часть 2.1 статьи 10 Федерального закона О государственной социальной помощи").
Государственная социальная помощь на основании социального контракта на территории Иркутской области назначается в соответствии с Законом Иркутской области от 19 июля 2010 г. N 73-ОЗ "О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в Иркутской области".
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 4 Закона Иркутской области от 19 июля 2010 г. N 73-ОЗ "О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в Иркутской области" (в редакции на момент предоставления выплаты) получателю государственной социальной помощи на ведение личного подсобного хозяйства - осуществляется денежная выплата единовременно в размере не более ста тысяч рублей.
Согласно пункту 2 статьи 4 Закона Иркутской области от 19 июля 2010 г. N 73-ОЗ "О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в Иркутской области" размер государственной социальной помощи в виде денежной выплаты, оказываемой в соответствии с настоящим Законом на основании социального контракта, устанавливается в социальном контракте по соглашению сторон с учетом содержания конкретной программы социальной адаптации.
Согласно пункту 1 части 5 статьи 9(1) Закона Иркутской области от 19 июля 2010 г. N 73-ОЗ "О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в Иркутской области" оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта прекращается в случае невыполнения получателем государственной социальной помощи мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации.
Согласно пункту 6(1) статьи 9(1) Закона Иркутской области от 19 июля 2010 г. N 73-ОЗ "О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в Иркутской области" (в редакции на момент принятия решения о прекращении выплаты) в случае прекращения оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта в связи с наступлением обстоятельства, указанного в пункте 1 части 5 статьи 9(1), суммы выплаченных денежных выплат на основании социального контракта подлежат возврату в порядке, определенном социальным контрактом.
Вопреки доводам кассационной жалобы суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, приняв во внимание совершение Калачниковым А.В. после предоставления единовременной выплаты действий по исполнению условий социального контракта и приобретение материалов на общую сумму 168524 рубля, действия по предоставлению сведений о приобретении пиломатериала и оборудования, не входящих в бизнес-план, отчетных документов о расходовании денежных средств и выполнении мероприятий программы социальной адаптации, что указывает об отсутствии недобросовестных действий по выполнения условий социального контракта и выполнении им целей программы по оказанию социальной помощи.
Приведенные в кассационной жалобе доводы фактически выражают несогласие истца с оспариваемым судебным актом, повторяют позицию, изложенную суду апелляционной инстанции, эти доводы не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела, влияли на обоснованность и законность оспариваемого апелляционного определения, либо опровергали выводы суда апелляционной инстанции, не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции были допущены нарушения, влекущие отмену оспариваемого апелляционного определения в кассационном порядке, фактически направлены на переоценку установленных фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
На недопустимость судом кассационной инстанции устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судами первой или апелляционной инстанций, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, а также исследовать новые доказательства указано в пункте 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции".
Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", производство в суде кассационной инстанции предназначено для проверки законности вступивших в законную силу судебных постановлений, установления правильности применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судебными инстанциями в ходе предшествующего рассмотрения дела.
Решение вопроса исследования и оценки доказательств, установление фактических обстоятельств дела отнесено к компетенции судов первой и апелляционной инстанций, поэтому связанные с ним доводы заявителя подлежат отклонению.
Юридически значимые обстоятельства дела судом апелляционной инстанции определены правильно, выводы должным образом мотивированы и основаны на установленных фактических обстоятельствах дела, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Поскольку судом апелляционной инстанции материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 14 сентября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу областного государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.