Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Кожевниковой Л.П, Латушкиной С.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-296/2022 (УИД: 22RS0035-01-2022-000305-76) по иску Полушиной Натальи Александровны к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю, краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Центральная районная больница Немецкого национального района" в Алтайском крае о защите пенсионных прав, по кассационной жалобе Полушиной Натальи Александровны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 9 августа 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Полушина Н.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации в Алтайском крае (далее - ОПФР в Алтайском крае), краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Центральная районная больница Немецкого национального района" в Алтайском крае (далее - КГБУЗ "Центральная районная больница Немецкого национального района" в Алтайском крае) о защите пенсионных прав.
В обоснование заявленных требований указано, что 1 октября 2020 г. она обратилась отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в Немецком национальном районе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Славгороде Алтайского края с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
12 ноября 2020 г. Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Славгороде Алтайского края (межрайонное) принято решение N об отказе в установлении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа, с данным решением истец не согласилась.
С учетом уточнений исковых требований просила суд:
- признать решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Славгороде Алтайского края (межрайонное) N от 12 ноября 2020 г. незаконным;
- возложить на ответчика обязанность зачесть в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в льготном порядке 1 год за 1 год 6 месяцев периоды повышения квалификации с 18 сентября 2005 г. по 20 декабря 2005 г, с 10 января 2011 г. по 11 февраля 2011 г, лечебной деятельности с 22 августа 2000 г. по 3 января 2003 г, с 4 января 2003 г. по 1 августа 2003 г, с 2 августа 2003 г. по 17 мая 2005 г, с 3 декабря 2013 г. по 2 декабря 2014 г.;
- возложить на ответчика обязанность назначить истцу страховую пенсию с 1 октября 2020 г.
Решением районного суда Немецкого национального района Алтайского края от 18 ноября 2022 г. исковые требования удовлетворены частично, суд признал незаконным решение пенсионного органа от 12 ноября 2020 г. N, возложив на ОПФР по Алтайскому краю (правопреемника Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Славгороде Алтайского края (межрайонное)) обязанность зачесть в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение пенсии периоды с 18 сентября 2005 г. по 20 декабря 2005 г, с 10 января 2011 г. по 11 февраля 2011 г. - курсы повышения квалификации, с 22 августа 2000 г. по 3 января 2003 г, с 4 января 2003 г. по 1 августа 2003 г, с 2 августа 2003 г. по 17 мая 2005 г, с 3 декабря 2013 г. по 2 декабря 2014 г. - лечебная деятельность, и назначить досрочную страховую пенсию по старости с 1 октября 2020 г.
Исковые требования к КГБУЗ "Центральная районная больница Немецкого национального района" суд оставил без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 8 февраля 2023 г. решение районного суда Немецкого национального района Алтайского края от 18 ноября 2022 г. изменено в части даты досрочного назначения страховой пенсии, на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю (правопреемника ОПФР по Алтайскому краю) возложена обязанность назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с 1 апреля 2022 г. Исключено из резолютивной части решения суда указание на обязанность ОПФР по Алтайскому краю зачесть в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии Полушиной Н.А, в льготном исчислении период лечебной деятельности с 3 декабря 2013 г. по 2 декабря 2014 г. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25 мая 2023 г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 8 февраля 2023 г. отменено в части изменения решения районного суда Немецкого национального района Алтайского края от 18 ноября 2022г. об изменении даты досрочного назначения страховой пенсии и принятия в указанной части нового решения о возложении на ОПФР по Алтайскому краю обязанности назначить истцу досрочно страховую пенсию по старости с 1 апреля 2022 г, в отмененной части дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции Алтайский краевой суд.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 9 августа 2023 г. решение районного суда Немецкого национального района Алтайского края от 18 ноября 2022г. изменено в части даты досрочного назначения страховой пенсии, с принятием в указанной части нового решения, которым на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю возложена обязанности назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с 17 февраля 2022 г.
Резолютивная часть решения районного суда Немецкого национального района Алтайского края от 18 ноября 2022 г. дополнена указанием на возложение обязанности на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии Полушиной Н.А, период работы с 18 мая 2005 г. по 17 сентября 2005 г. в льготном исчислении как 1 год 6 месяцев. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Полушина Н.А. просит об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 9 августа 2023 г. в части возложения на ответчика обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости с 17 февраля 2022 г. и оставить в силе решение суда первой инстанции от 18 ноября 2022 г. в части возложения на ответчика обязанности назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с 1 октября 2020 г.
В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель указывает на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права, полагает, что судом апелляционной инстанции неверно определена дата возникновения у нее права на страховую пенсию по старости, поскольку необходимый согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" специальный стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости выработан истцом в 2018 году, истец обратилась к ответчику за реализацией своего права в 2020 году при наличии у нее стажа в количестве 27 лет 7 месяцев 21 день. Полагает, что пенсия подлежала назначению с 2020 года.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Полушина Н.А, представители ответчиков Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю, КГБУЗ "Центральная районная больница Немецкого национального района", представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ГОУ СПО "Базовый медицинский колледж Алтайского края - центр повышения квалификации работников здравоохранения", судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает заслуживающими внимания доводы заявителя кассационной жалобы.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что судом апелляционной инстанции, проверявшим решение суда первой инстанции нарушений допущено не было, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что 1 октября 2020 г. Полушина Н.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Славгороде Алтайского края (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Славгороде Алтайского края (межрайонное) от 12 ноября 2020 г. N Полушиной Н.А. отказано в назначении страховой пенсии по старости по причине отсутствия требуемых 25 лет лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения в сельской местности.
По подсчетам пенсионного органа стаж лечебной деятельности Полушиной Н.А. на дату подачи ею заявления о досрочном назначении страховой пенсии по старости составил 22 года 1 месяц 4 дня вместо установленных законом 25 лет лечебной деятельности в сельской местности.
При этом не зачтены в специальный стаж следующие периоды работы в льготном исчислении (1 года за 1 год и 6 месяцев): с 22 августа 2000 г. по 3 января 2003 г. в должности медицинской сестры палатной отделения анестезиологии и реанимации в Центральной районной больнице, с 4 января 2003 г. по 1 августа 2003 г. в должности медицинской сестры палатной отделения анестезиологии и реанимации Центральной районной больницы, с 2 августа 2003 г. по 17 мая 2005 г. в той же должности, с 3 декабря 2013 г. по 2 декабря 2014 г. в качестве медицинской сестры палатной отделения анестезиологии и реанимации, медицинской сестры - анестезиста отделения анестезиологии и реанимации в Центральной районной больнице.
Эти периоды включены пенсионным органом в календарном исчислении, поскольку работа в должности постовой медицинской сестры и медицинской сестры кабинета переливания крови не относится к работе хирургического профиля. Принимая данное решение, ответчик ориентировался на собственный акт по результатам документальной проверки льготной работы истца, а также приказ работодателя от 24 ноября 2014 г. N "О переводе работника на другую работу", согласно которому Полушина Н.А. с 3 декабря 2014 г. переведена на должность медицинской сестры кабинета переливания крови.
Также в льготное исчисление не включены периоды с 18 сентября 2005 г. по 20 декабря 2005 г. и с 10 января 2011 г. по 11 февраля 2011 г, относящиеся к курсам повышения квалификации с отрывом от производства, как не относящиеся к периодам, подлежащих включению в специальный стаж.
Удовлетворяя исковые требования в части включения в специальный стаж истца периодов работы с 22 августа 2000 г. по 17 мая 2005 г. в качестве медицинской сестры реанимационного отделения, с 3 декабря 2013 г. по 2 декабря 2014 г. в качестве медицинской сестры палатной отделения анестезиологии и реанимации, а также периодов нахождения на курсах повышения квалификации, суд первой инстанции исходил из того, что в Центральной районной больнице Немецкого национального района Алтайского края имеется реанимационное отделение стационара, которое представляет собой структурное подразделение лечебного учреждения, независимо от переименования лечебного учреждения его функции и задачи оставались неизменными - лечебная деятельность по охране здоровья населения в сельской местности, а занимаемая истцом должность именовалась как медицинская сестра палатная (постовая). При этом суд сослался на то, что приказом МУЗ "Центральная районная больница Немецкого национального района Алтайского края" от 20 мая 2005 г. N в связи с допущением ошибки в наименовании реанимационного отделения реанимационное отделение признано отделением анестезиологии и реанимации, постовые сестры реанимационного отделения признаны медсестрами палатными отделения анестезиологии и реанимации, внесены соответствующие поправки в трудовую книжку истца.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования о включении периодов нахождения на курсах повышения квалификации в специальный стаж в льготном исчислении, суд исходил из того, что согласно нормам действующего законодательства, положениям ст. 167, 187 Трудового кодекса Российской Федерации периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель обязан производить отчисления по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем, они подлежат включению в специальный стаж для назначения страховой пенсии по старости.
На день обращения 1 октября 2020 г. Полуниной Н.А. за назначением досрочной страховой пенсии по старости специальный стаж составил требуемые 25 лет, в связи с чем, на пенсионный орган возложена обязанность назначить Полушиной Н.А. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 1 октября 2020 г.
Суд апелляционной инстанции (при первоначальном рассмотрении) решение районного суда Немецкого национального района Алтайского края от 18 ноября 2022 г. изменил в части даты досрочного назначения страховой пенсии. Принял в этой части новое решение, которым на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю возложена обязанность назначить досрочную страховую пенсию по старости Подушиной Н.А. с 1 апреля 2022 г. Судом апелляционной инстанции исключена из резолютивной части решения суда обязанность Государственного учреждения- Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю зачесть в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии Полушиной Н.А, в льготном исчислении период лечебной деятельности с 3 декабря 2013 г. по 2 декабря 2014 г. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции о наличии оснований для включения в специальный стаж, учитываемый при назначении страховой пенсии по старости по п.20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периодов работы с 22 августа 2000 г. по 3 января 2003 г, с 4 января 2003 г. по 1 августа 2003 г, с 2 августа 2003 г. по 17 мая 2005 г. в льготном исчислении, указал па отсутствие правовых оснований для включения в специальный стаж Полушиной Н.А. периода ее лечебной деятельности с 3 декабря 2013 г. по 2 декабря 2014 г. в должности медицинской сестры- анестезиста отделения анестезиологии- реанимации Центральной районной больницы, поскольку судом первой инстанции не обращено внимание на то обстоятельство, что в соответствии с данными о стаже, имеющимися в пенсионном деле истца, этот период учтен пенсионным органом в качестве лечебной деятельности добровольно с подсчетом продолжительности в льготном порядке как 1 год за 1 год и 6 месяцев. В связи с изложенным, суд апелляционной инстанции скорректировал решение суда первой инстанции в данной части путем исключения указания на обязанность ответчика зачесть в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии Полушиной Н.А, периода лечебной деятельности с 3 декабря 2013 года по 2 декабря 2014 г.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции относительно зачета в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации, суд апелляционной инстанции указал, что включение в специальный стаж истца курсов повышения квалификации в льготном исчислении не противоречит положениям ст.ст. 167, 187 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку в периоды нахождения на курсах повышения квалификации истцу выплачивалась заработная плата, производились отчисления в пенсионный фонд, трудовой договор не расторгался, периодическое повышение квалификации является обязательным для медицинских работников и непосредственно вытекает из осуществляемой им лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Изменяя решение суда первой инстанции в части даты, с которой подлежит назначению пенсия по старости Полушиной Н.А, суд апелляционной инстанции исходил из положений Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в редакции Федерального закона от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации но вопросам назначения и выплаты пенсии", действующей с 1 января 2019 года, а именно части 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в редакции Федерального закона от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ, согласно которой страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с п.п.19-21 ч. 1 этой статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении N 7 к данному Федеральному закону.
Апелляционное определение было отменено в части изменения решения суда относительно даты досрочного назначения страховой пенсии и принятии в указанной части нового решения.
Суд апелляционной инстанции при новом рассмотрении дела исходил из того, что при оценке возникновения у истца права на получение пенсии и установлении момента приобретения необходимого специального стажа лечебной деятельности в размере не менее 25 лет в сельской местности, пенсионным органом во внесудебном порядке в медицинский стаж был засчитан период работы истца в должности постовой медицинской сестры отделения анестезиологии и реанимации ЦРБ в календарном исчислении с 2 августа 2003 г. по 17 сентября 2005 г, вместе с тем, отказывая во включении указанного периода в льготном исчислении, ответчик в своем решении ошибочно указал данный период работы как период с 2 августа 2003 г. по 17 мая 2005 г.
Обращаясь в суд с настоящим иском с требованиями о включении спорного периода в льготном исчислении, истец также ошибочно указала неверную дату его окончания вместо 17 сентября 2005 г. - 17 мая 2005 г. При разрешении требований в указанной части судом первой инстанции оставлены без внимания данные обстоятельства, несмотря на то, что в период с 18 мая 2005 года но 17 сентября 2005 г. условия и характер труда, трудовые функции истца не изменялись. Вышеуказанный период работы засчитан пенсионным органом в календарном исчислении как единый, без его деления на несколько периодов.
Принимая во внимание предмет и основания иска, требования которого сводятся к защите пенсионных прав истца, учитывая, что к юридически значимым обстоятельствам по рассматриваемому спору относится установление момента приобретения (выработки) истцом необходимой лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, с наступлением которого законодатель связывает дату возникновения права на досрочную страховую пенсию по старости, а также допущенные пенсионным органом при принятии оспариваемого решения об отказе в назначении пенсии описки при указании периодов работы истца и не устранение судом первой инстанции имеющихся противоречий, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о дополнении резолютивной части решения суда указанием на возложение обязанности на ответчика включить в специальный стаж Полушиной Н.А, дающий право на досрочное назначение пенсии, периода работы с 18 мая 2005 года по 17 сентября 2005 года в льготном исчислении как 1 год б месяцев.
С учетом зачтенных ответчиком во внесудебном порядке периодов работы истца, а также периодов, включенных решением районного суда Немецкого национального района Алтайского края от 18 ноября 2022 г. (оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 8 февраля 2023 г, а также учитывая указанный период с 18 мая 2005 г. по 17 сентября 2005 г. в льготном исчислении 1 год как 1 год и 6 месяцев, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что необходимый специальный стаж продолжительностью 25 лет выработан истцом по состоянию на 16 августа 2020 г. При этом суд отметил, что указанные обстоятельства подтверждаются расчетом специального стажа истца Полушиной II.Л, выполненным по запросу судебной коллегии Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю, который проверен судом апелляционной инстанции, является верным и соответствует положениям действующего законодательства. Поскольку необходимый специальный стаж для назначения страховой пенсии по старости по основанию, предусмотренному п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. "О страховых пенсиях", приобретен в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г, досрочная страховая пенсия по старости подлежит назначению истцу с учетом положений ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в редакции Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ, с учетом возможности уменьшения установленных приложением N 7 к Федеральному закону "О страховых пенсиях" сроков, но не более чем на 6 месяцев.
В связи с вышеизложенным, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об изменении решения суда первой инстанции в части даты назначения истцу страховой пенсии, установив, что право на назначение досрочной страховой пенсии у Полушиной И.Л. возникло по истечении 1 года 6 месяцев с момента приобретения (выработки) заявителем необходимой лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности, то есть в данном случае с 17 февраля 2022 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что суд апелляционной инстанции правильно применил нормы материального права.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), в редакции действующей на день обращения истца в пенсионный орган с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости, то есть на 1 октября 2020 г, страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч. 5 и 6 настоящей статьи но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
При этом, по общему правилу, установленному ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", в редакции Федерального закона от 3 октября 2018 г. N350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", вступившего в законную силу с 1 января 2019 г, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно, мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону)
Статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрены случаи и порядок назначения страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в горах, сельской местности и поселках городского типа, либо только в городах, независимо от их возраста.
При этом ст.10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" предусмотрен различный порядок и механизм определения даты возникновения у лица права на получение досрочной страховой пенсии по старости в зависимости от периода возникновения права на пенсию.
Согласно ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" за гражданами, достигшими до 1 января 2019 г. возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение), на социальную пенсию, и (или) имевшими право на получение пенсии, но не обратившимися за ее назначением, либо не реализовавшими право на назначение пенсии в связи с несоблюдением условий назначения страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", сохраняется право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение), на социальную пенсию без учета изменений, внесенных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" гражданам, которые указаны в ч. 1 ст. 8, п.п. 19-21 ч. 1 ст. 30, п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 г. либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более, чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Учитывая, что для назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости по основанию, предусмотренному п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" необходимо установление только наличие специального стажа работы, а именно осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах независимо от их возраста, значение имеет вопрос, связанный с установлением периода, когда Полушина Н.А. выработала необходимый специальный стаж для назначения страховой пенсии по старости по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" (до 1 января 2019 г. или после 1 января 2019 г.).
Установив, что необходимый специальный стаж для назначения страховой пенсии по старости по основанию, предусмотренному п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", приобретен истцом в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. (16 августа 2020 г.), суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что досрочная страховая пенсия по старости подлежит назначению истцу с учетом положений ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", в редакции Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ, при возможности уменьшения установленных приложением N 7 к Федеральному закону "О страховых пенсиях" сроков (не ранее чем через 24 месяца со дня возникновения права на страховую пенсию по старости) но не более чем на 6 месяцев), а именно с 17 февраля 2022 г.
Доводы кассатора о том, что право на пенсию у нее возникло еще в 2018 году, поскольку у нее на тот момент имелось 25 лет стажа медицинской деятельности (при подсчете в льготном порядке), не могут повлечь отмену обжалуемого судебного акта, поскольку судом апелляционной инстанции при рассмотрении исковых требований о возложении на ответчика обязанности назначить досрочную страховую пенсию с 1 октября 2020 г. (с даты обращения в пенсионный орган с соответствующим заявлением) было установлено, что необходимый специальный стаж продолжительностью 25 лет выработан истцом по состоянию на 16 августа 2020 г.
Приведенный в кассационной жалобе расчет (18 лет 4 месяца 2 дня х1, 5 = 27 лет 6 месяцев 3 дня) не свидетельствует об ошибках расчета пенсионного органа, представленного суду апелляционной инстанции, поскольку в расчете пенсионного органа указаны конкретные периоды работы истца, подлежащие исчислению в льготном размере, при этом часть периодов не следует один за другим, имеются перерывы (например после периода с 4 марта 2009 г. по 23 апреля 2009 г. следует период с 7 марта 2010 г. по 9 января 2011 г, после периода с 21 января 2015 г. по 10 сентября 2015 г. следует период с 3 мая 2017 г. по 31 декабря 2017 г, ), тогда как в расчете истца не указано каким образом истцом подсчитан стаж в 18 лет 4 месяца 2 дня.
Само по себе несогласие, выраженное в кассационной жалобе с выводами суда апелляционной инстанций, не свидетельствует о том, что при рассмотрении дела судом допущены нарушения норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, принятых по настоящему делу.
Нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием для отмены обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке, судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции по доводам кассационной жалобы не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 9 августа 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Полушиной Натальи Александровны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.