Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фроловой Т.В, судей Леонтьевой Т.В, Латушкиной С.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1482/2023 (УИД 38RS0032-01-2023-000916-55) по иску Дмитриева Павла Владимировича к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области о признании незаконным отказа в выдаче государственного жилищного сертификата, признании права на внеочередное получение государственного жилищного сертификата, возложении обязанности произвести единовременную социальную выплату для приобретения (строительства) жилого помещения путем выдачи государственного жилищного сертификата, по кассационной жалобе представителя истца Дмитриева Павла Владимировича - Клименко Юрия Леонтьевича на решение Кировского районного суда г. Иркутска Иркутской области от 18 апреля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 21 августа 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Дмитриев Павел Владимирович (далее - Дмитриев П.В, истец) обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области (далее - ГУ МВД России по Иркутской области, ответчик) о признании незаконным отказа в выдаче государственного жилищного сертификата, признании права на внеочередное получение государственного жилищного сертификата, возложении обязанности произвести единовременную социальную выплату для приобретения (строительства) жилого помещения путем выдачи государственного жилищного сертификата.
В обоснование своих требований указывал на то, что Дмитриев П.В. с 1 сентября 2004 г. проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации, уволен со службы 6 сентября 2022 г. по пункту 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.
5 апреля 2017 г. Дмитриев П.В. обратился в ГУ МВД России по Иркутской области с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренной статьей 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", с семьей в составе трех человек (он, жена, дочь).
6 декабря 2022 г. Дмитриев П.В. обратился в ГУ МВД России по Иркутской области с заявлением о выдаче ему государственного жилищного сертификата в рамках мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральной законодательством ведомственной целевой программной "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечения доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" для приобретения жилого помещения в г. Слюдянка.
В ответе ГУ МВД России по Иркутской области от 29 декабря 2022 г. N 3/225414884989, Дмитриеву П.В. отказано в выдаче государственного жилищного сертификата и разъяснено, что порядок и условия предоставления государственных жилищных сертификатов, регламентируется Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечения доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации комплекса процессных мероприятий "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации"). Право на предоставление государственного жилищного сертификата имеют граждане, уволенные со службы по достижению ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более за счет средств федерального бюджета, и состоящие на учете нуждающихся в улучшении условий в федеральном органе исполнительной власти до 1 марта 2005 г. На учете нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г. по месту прохождения службы Дмитриев П.В. не состоял.
Дмитриев П.В. полагает, что ответчиком проигнорированы положения Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 1999 г. N 825 "Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов, службы и учреждений", согласно которому ответчик обязан был решить вопрос о выдаче государственного жилищного сертификата на указанную в заявлении сумму в связи с увольнением по выслуге лет и отсутствием жилья. Кроме того, действующее законодательство разграничивает порядок получения социальной выплаты в виде государственного жилищного сертификата в период службы в органах внутренних дел, когда выплата производится в порядке очередности при поступлении финансирования из федерального бюджета и после увольнения по выслуге лет, а когда выплата производится во внеочередном порядке.
Дмитриев П.В. просил суд признать незаконным отказ ответчика в выдаче государственного жилищного сертификата от 29 декабря 2022 г. N 3/225414884989; признать его право на внеочередное получение государственного жилищного сертификата; обязать ответчика произвести единовременную социальную выплату для приобретения (строительства) жилья путем выдачи государственного жилищного сертификата.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска Иркутской области от 18 апреля 2023 г. исковые требования Дмитриева П.В. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 21 августа 2023 г. решение Кировского районного суда г. Иркутска Иркутской области от 18 апреля 2023 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель истца Дмитриева П.В. - Клименко Ю.Л. просит об отмене судебных актов как незаконных.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции истец Дмитриев П.В, представитель ответчика ГУ МВД России по Иркутской области, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились. Руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Дмитриев П.В. с 1 сентября 2004 г. проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации.
Дмитриев П.В. уволен со службы 6 сентября 2022 г. по пункту 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.
5 апреля 2017 г. Дмитриев П.В. обратился в ГУ МВД России по Иркутской области с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренной статьей 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", с семьей в составе трех человек (он, жена, дочь).
Согласно выписке из протокола N 7 заседания комиссии по предоставлению единовременной выплаты ГУ МВД России по Иркутской области от 31 июля 2017 г, утвержденного распоряжением ГУ МВД России по Иркутской области от 1 августа 2017 г. N 36/3-1206, Дмитриев П.В. был принят на учет на получение единовременной социальной выплаты с семьей в составе 3-х человек (он, жена, дочь).
Согласно справке ГУ МВД России по Иркутской области от 7 марта 2023 г, в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты", Дмитриев П.В. состоит на учете в ГУ МВД России по Иркутской области на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 1 августа 2017 г, уникальный номер N 5-38-143-010817-001603, по состоянию на 7 марта 2023 г. порядковый номер Дмитриева П.В. в очереди с учетом произведенных ранее выплат - 1142.
6 декабря 2022 г. Дмитриев П.В. обратился в ГУ МВД России по Иркутской области с заявлением о выдаче ему государственного жилищного сертификата в рамках мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральной законодательством ведомственной целевой программной "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечения доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" для приобретения жилого помещения в г. Слюдянка.
В ответе ГУ МВД России по Иркутской области от 29 декабря 2022 г. N 3/225414884989, Дмитриеву П.В. отказано в выдаче государственного жилищного сертификата и разъяснено, что порядок и условия предоставления государственных жилищных сертификатов, регламентируется Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечения доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации комплекса процессных мероприятий "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации"). Право на предоставление государственного жилищного сертификата имеют граждане, уволенные со службы по достижению ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более за счет средств федерального бюджета, и состоящие на учете нуждающихся в улучшении условий в федеральном органе исполнительной власти до 1 марта 2005 г. На учете нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г. по месту прохождения службы Дмитриев П.В. не состоял.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правилам предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369, исходил из того, что нарушений прав истца ответчиком не допущено, право истца на предоставление единовременной социальной выплаты будет реализовано в порядке очередности постановки на учет сотрудников для получения единовременной социальной выплаты.
При этом оснований для предоставления истцу государственного жилищного сертификата в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 1999 г. N 825 "Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов, службы и учреждений", не имеется, поскольку истец в органах местного самоуправления или по месту службы на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения не состоит, участником программы не является.
С данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Согласно части 1 статьи 44 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий регулируются Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудникам, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, до 1 марта 2005 г, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Состав членов семьи сотрудника, гражданина Российской Федерации, указанных в настоящей части, определяется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 6 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудникам, гражданам Российской Федерации, указанным в части 1 настоящей статьи, по их желанию может быть предоставлена единовременная социальная выплата в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона с одновременным снятием их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Таким образом, нормами действующего законодательства предусмотрено два вида учета:
- учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (до 1 марта 2005 г.), - учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 1999 г. N 825, пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1999 г. N 1095 установлено, что приоритетной формой финансирования расходов на обеспечение постоянным жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", которые устанавливают порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, Право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в порядке, установленном настоящими Правилами, имеют сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Исходя из анализа приведенных норм законодательства, для получения социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации должен отвечать одновременно следующим требованиям: признание и постановка на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий; содержание соответствующего подразделения за счет средств федерального бюджета; продолжительность службы в календарном исчислении 10 лет и более; увольнение по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из того, что Дмитриев П.В. не отвечает установленным законодательством требованиям, поскольку не признан в установленном порядке нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. В то время как судами установлено, что истец состоит на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Признание истца в установленном порядке (то есть в порядке, определенном Жилищным кодексом Российской Федерации) нуждающимся в жилых помещениях является обязательным условием для возникновения у него права на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в соответствии с прямым указанием подпункта "а" пункта 5 названных выше Правил, регулирующих выпуск и реализацию государственных жилищных сертификатов.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полностью соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судами дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суды отразили в постановленных судебных актах. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судами не допущено.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда г. Иркутска Иркутской области от 18 апреля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 21 августа 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя истца Дмитриева Павла Владимировича - Клименко Юрия Леонтьевича - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Фролова
Судьи Т.В. Леонтьева
С.Б. Латушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.