Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Латушкиной С.Б, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2448/2023 (УИД: 42RS0009-01-2023-002933-70) по иску Подымако Лидии Геннадьевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периода работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу на решение Центрального районного суда города Кемерово Кемеровской области от 18 мая 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 24 августа 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Фроловой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Подымако Лидия Геннадьевна (далее - Подымако Л.Г, истец) обратилась с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (далее - ОСФР по Кемеровской области - Кузбассу, ответчик) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периода работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований Подымако Л.Г. указала, что 10 февраля 2023 г. обратилась в ОСФР по Кемеровской области - Кузбассу с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ОСФР по Кемеровской области - Кузбассу от 22 февраля 2023 г. N Подымако Л.Г. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия стажа на соответствующих видах работ, составляющего менее 25 лет. Специальный стаж педагогической деятельности Подымако Л.Г. на 31 декабря 2022 г. составил 22 года 5 месяцев 23 дня.
При этом не включен в стаж педагогической деятельности период работы со 2 июля 1993 г. по 11 апреля 2000 г. в должности воспитателя МУ "Социальный приют-гостиница для детей и подростков", поскольку учреждение не поименовано в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
Обращаясь с иском в суд, Подымако Л.Г. ссылалась на то, что отказ в назначении досрочной страховой пенсии по старости является незаконным, нарушает ее право на пенсионное обеспечении. Период работы со 2 июля 1993 г. по 11 апреля 2000 г. в должности воспитателя МУ "Социальный приют-гостиница для детей и подростков" подлежит включению в специальный стаж, поскольку характер выполняемой работы в учреждении являлся педагогической деятельностью.
Подымако Л.Г, с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просила суд признать незаконным решение ОСФР по Кемеровской области - Кузбассу от 22 февраля 2023 г. N в части отказа зачесть в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности период работы со 2 июля 1993 г. по 11 апреля 2000 г. в должности воспитателя в Социальном приюте-гостинице, обязать ОСФР по Кемеровской области - Кузбассу включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", период работы со 2 июля 1993 г. по 11 апреля 2000 г. в должности воспитателя в Социальном приюте-гостинице, назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 10 февраля 2023 г, взыскать с ОСФР по Кемеровской области - Кузбассу судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, по оплате услуг представителя в размере 39 700 рублей.
Решением Центрального районного суда города Кемерово Кемеровской области от 18 мая 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 24 августа 2023 г, исковые требования Подымако Л.Г. удовлетворены частично. Признано незаконным решение ОСФР по Кемеровской области - Кузбассу от 22 февраля 2023 г. N в части отказа зачесть в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности период работы со 2 июля 1993 г. по 11 апреля 2000 г. в должности воспитателя в Социальном приюте-гостинице. На ОСФР по Кемеровской области - Кузбассу возложена обязанность включить в специальный стаж Подымако Л.Г, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", период работы со 2 июля 1993 г. по 11 апреля 2000 г. (6 лет 9 месяцев 10 дней) в должности воспитателя в Социальном приюте-гостинице, назначить Подымако Л.Г. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 10 февраля 2023 г. С ОСФР по Кемеровской области - Кузбассу в пользу Подымако Л.Г. взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 10 000 рублей.
В кассационной жалобе представителем ОСФР по Кемеровской области - Кузбассу ставится вопрос об отмене решения Центрального районного суда города Кемерово Кемеровской области от 18 мая 2023 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 24 августа 2023 г, как незаконных.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Подымако Л.Г, представитель ответчика ОСФР по Кемеровской области - Кузбассу, сведений о причине неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными, исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Подымако Л.Г. 10 февраля 2023 г. обратилась в ОСФР по Кемеровской области - Кузбассу с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях").
Решением ОСФР по Кемеровской области - Кузбассу от 22 февраля 2023 г. N Подымако Л.Г. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием права на досрочное назначение страховой пенсии на дату обращения.
Бесспорный стаж педагогической деятельности в учреждениях для детей Подымако Л.Г. на 31 декабря 2022 г. составлял 22 года 5 месяцев 23 дня при требуемом - 25 лет.
При этом пенсионным органом в стаж педагогической деятельности Подымако Л.Г. не включен период работы со 2 июля 1993 г. по 11 апреля 2000 г. в должности воспитателя МУ "Социальный приют-гостиница для детей и подростков" по мотиву того, что наименование учреждения социальный приют-гостиница не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
Из копии трудовой книжки следует, что Подымако Л.Г. 1 июля 1993 г. принята переводом в приют-гостиницу воспитателем (приказ от 1 июля 1993 г. N), работает в учреждении по настоящее время.
Согласно исторической справке N, выданной 24 марта 2023 г..МКУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" Мариинского муниципального округа, распоряжением от 24 мая 1993 г..N 163 создан "Социальный приют-гостиница"; распоряжением от 12 апреля 2000 г..N 260 "Социальный приют-гостиница" переименован в МУ "Социальный приют для детей и подростков"; приказом Управления социальной защиты населения администрации города Мариинска и Мариинского района от 25 февраля 2003 г..N 24-а и на основании распоряжения Главы города Мариинска и Мариинского района от 26 июля 2002 г..N 1-п "О формировании администрации города Мариинска и Мариинского района" приют переименован на Социальный приют для детей и подростков "Березка" города Мариинска и Мариинского района; приказом Управления социальной защиты населения Мариинского района от 14 марта 2006 г..N 20 переименовано Муниципальное учреждение Социальный приют для детей и подростков "Березка" города Мариинска и Мариинского района в Муниципальное учреждение Социальный приют для детей и подростков "Березка" Мариинского района; распоряжением от 26 декабря 2007 г..N 1424-р Муниципальное учреждение Социальный приют для детей и подростков "Березка" Мариинского района переименовано в Государственное учреждение социального обслуживания "Социальной приют для детей подростков (транзитный центр)" Департамента социальной защиты населения Кемеровской области; распоряжением от 4 апреля 2011 г..N 241-р Государственное учреждение социального обслуживания "Социальной приют для детей и подростков (транзитный центр)" Департамента социальной защиты Кемеровской области переименовано Государственное казенное учреждение Кемеровской области "Социальной приют для детей и подростков (транзитный центр)" Департамента социальной защиты населения Кемеровской области; распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 23 ноября 2012 г..N 1044-р переименовано государственное казенное учреждение Кемеровской области "Социальный приют для детей и
подростков (транзитный центр)" Департамента социальной защиты населения Кемеровской области в государственное казенное учреждение "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" Департамента социальной защиты населения Кемеровской области; постановлением администрации Мариинского муниципального района от 20 октября 2015 г..N 808-П государственное казенное учреждение "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" Департамента социальной защиты населения Кемеровской области переименовано в муниципальное казенное учреждение "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" Мариинского муниципального района; приказом управления социальной защиты населения администрации Мариинского муниципального округа от 23 декабря 2021 г..N 479 муниципальное казенное учреждение "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" Мариинского муниципального района переименовано в муниципальное казенное учреждение "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" Мариинского муниципального округа.
Согласно сведениям, имеющимся в справке, выданной 23 марта 2023 г. МКУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" Мариинского муниципального округа, Подымако Л.Г. работает полный рабочий день в МКУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" Мариинского муниципального округа в должности воспитателя с 1 июля 1993 г, принята переводом в приют-гостиницу и продолжает работать по настоящее время.
Согласно распоряжению Администрации города Мариинска Кемеровской области от 24 мая 1993 г. N 163 в целях социальной защиты дезадаптивных детей и подростков во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 1992 г. N 543 "О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы" с 1 июля 1993 г. открыть в городе социальный приют-гостиница для временного проживания детей, подростков, оказавшихся в неблагоприятных социальных условиях, подведомственный отделу по делам семьи и молодежи (п.1); оплату труда работников приюта-гостиницы производить в соответствии с нормативными документами об оплате труда работников детских домов и интернатских учреждений для детей-сирот системы народного образования и работников здравоохранения (п. 3).
Во временном штатном расписании педагогического и обслуживающего персонала социального приюта-гостиницы для детей и подростков, являющемся приложением к распоряжению Администрации города Мариинска Кемеровской области от 24 мая 1993 г. N 163 утверждены педагогические должности, в том числе должность воспитатель; определены правила оплаты труда сотрудников по нормативным документам об оплате труда работников детских домов и интернатских учреждений для детей-сирот системы народного образования.
Согласно Уставу социального приюта-гостиницы для детей и подростков, утвержденному 20 января 1995 г. начальником управления социальной защиты населения Администрации г. Мариинска, социальный приют-гостиница для детей и подростков является учебно-воспитательным учреждением государственной системы социальной защиты населения, которое оказывает на территории города социальную помощь безнадзорным несовершеннолетним и осуществляет комплекс мер по их социальной реабилитации (п. 1.1); целью создания приюта является оказание социальной поддержки безнадзорным детям и подросткам, организация их временного проживания, оказание правовой, медико-педагогической и психологической помощи, дальнейшее жизнеустройство (п. 2.1); основными задачами приюта являются: обеспечение временного проживания детей и подростков в нормальных бытовых условиях с предоставлением бесплатного питания, коммунальных услуг, медицинского обслуживания, должного ухода и соблюдением норм гигиены; предоставление подросткам на период пребывания в приюте возможности посещать образовательное учреждение или обучаться по индивидуальной программе, либо работать; оказание психологической, психо-коррекционной и иной помощи по ликвидации кризисной ситуации в семье и содействие возвращению ребенка к родителям или лицам, их заменяющих, устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п. 2.2); приют предназначен для детей и подростков от 4 до 16 лет: добровольно обратившихся; подкинутых, заблудившихся, личность которых не установлена; утративших семейные, родственные и другие социальные связи; отказавшихся жить в интернатном учреждении; оставшихся без попечения, постоянного места жительства, средств к существованию; подвергшихся любым формам физического или психического насилия (п. 2.3).
Разрешая спор, суд первой инстанции установив, что Подымако Л.Г. осуществляла педагогическую деятельность в учреждении для детей, оказывающем социальную помощь безнадзорным несовершеннолетним и осуществляла комплекс мер по их социальной реабилитации, пришел к выводу о наличии оснований для включения период работы со 2 июля 1993 г. по 11 апреля 2000 г. в должности воспитателя в Социальном приюте-гостинице в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" и признания решения ОСФР по Кемеровской области - Кузбассу от 22 февраля 2023 г. N 73997/23 в части отказа зачесть в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности указанного периода работы незаконным.
Установив, что с учетом бесспорного стажа педагогической деятельности и периода работы, включенного судом, требуемый стаж педагогической деятельности 25 лет достигнут Подымако Л.Г. 30 сентября 2018 г, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для возложения на ОСФР по Кемеровской области - Кузбассу обязанности назначить Подымако Л.Г. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" с даты обращения за ее назначением - с 10 февраля 2023 г.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Пунктом 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях", засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом "м" п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется, в том числе:
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список от 29 октября 2002 г. N 781);
- для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления (далее - Список от 22 сентября 1999 г. N 1067);
- для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления (далее - Список от 6 сентября 1991 г. N 463).
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие педагогическую деятельность не менее 25 лет в учреждениях для детей, предусмотренных соответствующим списком. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работа в соответствующих должностях и работа в соответствующих учреждениях.
Конституционный Суд Российской Федерации указывал в определениях от 20 октября 2005 г. N392-О, от 18 апреля 2006 г. N 83-О, от 21 декабря 2006 г. N 584-О, от 19 июня 2007 г. N 436-О на то, что в действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениям для детей, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости, направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возрасти. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности). Названная правовая позиция подлежит применению и в отношении лиц, работавших в иных государственных и муниципальных учреждениях для детей, при определении их права на досрочное назначение пенсии согласно п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Следовательно, для возникновения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности решающим является характер данной деятельности (связана с воспитанием детей).
В Списке от 29 октября 2002 г. N 781 в разделе "Наименование учреждений" (п. 1.13) предусмотрены учреждения социального обслуживания: реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, социальный приют для детей и подростков, центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, в разделе "Наименование должностей" предусмотрена должность - воспитатель.
В соответствии со Списком от 22 сентября 1999 г. N 1067 указанными работа в качестве воспитателя засчитывается в стаж на соответствующих видах работ, если она протекала в учреждениях социального обслуживания, которые предусмотрены в п. 13 раздела "Наименование учреждений".
Перечень учреждений социального обслуживания, закрепленный в п. 13 раздела "Наименование учреждений" Списка от 22 сентября 1999 г. N 1067 включает в себя учреждения: реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями; социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних; социальный приют для детей и подростков; центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей; детский дом-интернат для умственно отсталых; детский дом-интернат для детей с физическими недостатками.
В соответствии п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической; деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждения (организаций).
В Списке от 6 сентября 1991 г. N 463 в разделе "Наименование учреждений" предусмотрены детские дома всех типов и наименований, дома ребенка, семейные детские дома, должность - воспитатель.
В п. 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" В случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Принимая во внимание установленные судебными инстанциями обстоятельства, имеющиеся в материалах дела доказательства, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций о включении спорного периода работы Подымако Л.Г. в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности на пенсионный орган назначить Подымако Л.Г. досрочную страховую пенсию по старости правильными, поскольку Подымако Л.Г. в период работы со 2 июля 1993 г. по 11 апреля 2000 г. непосредственно осуществляла трудовые обязанности, связанные с образовательным и воспитательным процессом, то есть данные обязанности являются педагогической деятельностью. Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют материалам дела и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Вопреки доводам, изложенным в кассационной жалобе, выводы судебных инстанций основаны на правильном толковании норм пенсионного законодательства, регулирующих спорные отношения, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не могут повлечь отмену обжалуемых судебных постановлений, поскольку основаны на ошибочном толковании норм пенсионного законодательства, примененных судами при разрешении дела, и выводов судебных инстанций не опровергают.
Нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции по доводам кассационной жалобы не установлено.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Кемерово Кемеровской области от 18 мая 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 24 августа 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.