Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Семейкиной С.А.
судей Солдатовой С.В, Брянцевой Н.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Зверевой А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-430/2023 по апелляционной жалобе департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Краснодарского краевого суда от 09 августа 2023 года, вынесенное по административному иску Коробцова М.А, Журавлевой Н.Ю. об оспаривании отдельных положений нормативных правовых актов, заслушав доклад судьи Семейкиной С.А, прокурора ФИО, полагавшего решение суда подлежащим отмене, представителя департамента имущественных отношений Краснодарского края ФИО, представителя административных истцов ФИО руководствуясь ст. ст. 309-311 КАС РФ,
УСТАНОВИЛА:
Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 28 декабря 2020 г. N 2752 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 г.
Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 декабря 2021 г. N 3321 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 г.
Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23 декабря 2022 г. N 3436 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 г.
Пунктами N приложения к перечню на 2020 г, пунктами N приложения к перечню на 2021 г, пунктами N приложения к перечню на 2022 г. в число объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, включены входящие в состав нежилого здания нежилые помещения с кадастровыми номерами N, N, N (перечень на 2021г.), с кадастровыми номерами N, N, N, N, N, N (перечни на 2022-2023 гг.).
Коробцов М.А, Журавлева Н.Ю. являющиеся собственником указанных нежилых помещений, обратились в Краснодарский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующими приведенных пунктов Перечней, обосновывая требования тем, что нежилые помещения не обладают признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, включение их в Перечни объектов недвижимого имущества не соответствует положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также - НК РФ) и нарушает их права, поскольку возлагает обязанность по уплате налога в завышенном размере.
Решением Краснодарского краевого суда от 09 августа 2023 г. административное исковое заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней департаментом имущественных отношений Краснодарского края поставлен вопрос об отмене судебного акта ввиду неправильного применения норм материального права.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представителем административного истца и прокурором поданы возражения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента имущественных отношений Краснодарского края ФИО считает решение Краснодарского краевого суда от 9 августа 2023 г. незаконным и подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
Представитель административных истцов ФИО считает решение Краснодарского краевого суда от 9 августа 2023 г. законным и обоснованным, просит оставить ее без изменения, апелляционную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения административного дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии с положениями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав заключение прокурора, выслушав явившихся лиц, исследовав материалы административного дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий департамента имущественных отношений Краснодарского края с соблюдением требований законодательства к форме нормативных правовых актов, порядку принятия и введения их в действие.
Проверяя соответствие содержания Перечней в оспариваемых частях нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к выводу о неправомерности включения принадлежащих административному истцу объектов недвижимости в оспариваемые Перечни.
Судебная коллегия считает позицию суда первой инстанции ошибочной, основанной на неправильном применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения.
Из содержания пункта 1 статьи 378.2 НК РФ следует, что нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если входит в состав здания, обладающего признаками административно-делового центра, торгового центра (подпункт 1), или является самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 названного пункта, и находится в здании, не относящемся к административно-деловому центру или торговому центру.
В соответствии с положениями статьи 378.2 НК РФ здание, для включения его в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, должно соответствовать требованиям, предусмотренным пунктами 3, 4 или 4.1 указанной статьи.
Пункт 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признает отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
По смыслу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: - здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункт 1); - здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (подпункт 2).
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, делового, административного или коммерческого назначения, признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пунктом 4.1 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом, здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Под фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
При этом статья 378.2 НК РФ, устанавливая виды недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, предусмотрела, что для включения объекта налогообложения в соответствующий перечень достаточно, чтобы он отвечал хотя бы одному из перечисленных в ней условий, то есть соответствия такого объекта совокупности всех критериев одновременно не требуется.
Как следует из материалов административного дела и установлено судом первой инстанции, Коробцов М.А, Журавлева Н.Ю. являются собственниками следующих объектов недвижимого имущества: помещений с кадастровыми номерами N, N, N, N, N, N.
Названные нежилые помещения входят в состав нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 4304, 4 кв.м. расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером N с видом разрешенного использования "общественные здания административного назначения: административные и офисные здания".
Здание с кадастровым номером N было включено в перечни на 2021-2023 г. на основании сведений о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N - "общественные здания административного назначения: административные и офисные здания".
На основании сведений к ЕГРН, в соответствии с Приложением 2 к Методическим указаниям о проведении государственной кадастровой оценки, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12.05.2017 г. N 226 и Методическим указаниям о государственной кадастровой оценке, утвержденным приказом Росреестра от 04.08.2021 г. N П/0336, земельный участок с кадастровым номером N с видом разрешенного использования - "Общественные здания административного назначения :административные и офисные здания" отнесен к оценочной группе 14, оценочная группа "Предпринимательство", вид использования 04:010 - "Предпринимательство". Деловое управление. Размещение ОКС с целью размещения объектов управленческой деятельности, не связанной с государственным или муниципальным управлением и оказанием услуг, а также с целью обеспечения сделок, не требующих передачи товара в момент их совершения между организациями, в том числе биржевая деятельность(за исключением банковской и страховой деятельности).
Согласно позиции департамента имущественных отношений Краснодарского края указанные объекты недвижимого имущества включены в оспариваемые Перечни на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ как помещения, расположенные в здании, включенном в перечни.
Указанный вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N - "общественное здание административного назначения: административные и офисные здания" бесспорно предусматривает размещение на нем офисного здания, что подтверждает обоснованность отнесения нежилого здания с кадастровым номером N к административно-деловому центру.
Из смысла положений статьи 378.2 НК РФ следует, что в перечень объектов недвижимого имущества включаются такие здания (строения, сооружения), которые используются или могут быть использованы в целях административно-деловых центров и (или) торговых центров (комплексов). К ним относятся такие объекты недвижимого имущества, которые с экономической точки зрения в процессе их самостоятельной эксплуатации способны обеспечить их владельцу извлечение дохода и принесение прибыли, и именно поэтому налогообложение таких объектов регулируются законодателем в особом порядке.
Нахождение принадлежащих административном истцу нежилых помещений в таком нежилом здании в силу вышеприведенных правовых положений является самостоятельным основанием для их отнесения к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Указанная позиция подтверждается вступившим в законную силу определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 29.07.2021 г. по делу N 66а-1007/2021, которое имеет преюдициальное значение по настоящему делу.
При определении в 2021 году кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N (в соответствии с приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26.03.2020 г. N 488 "О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Краснодарского края в 2021 году") ГБУ КК Крайтехинвентаризация - Краевое ЬТИ" использовались сведения, содержащие в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке по состоянию на 01.01.2-021 г, сформированном ФРГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю в соответствии со ст.13 Федерального закона N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
На основании сведений ЕГРН, в соответствии с приложением 2 к Методическим указаниям о государственной кадастровой оценке, утвержденным приказом Росреестра от 04.08.2021 г. N П/0036, нежилое здание с кадастровым номером N было отнесено к оценочной группе 6 "Административные и бытовые объекты", подгруппе 0602 "Бизнес-центры".
Объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами N, N, N, N N, N расположены в административном здании с кадастровым номером N по адресу: "адрес"
В соответствии с информацией, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (2 гис, яндекс-карты) в указанном здании размещены более 20 организаций, в том числе агентство недвижимости "данные изъяты", центр подготовки к ЕГЭ и ОГЭ, магазин военной одежды "данные изъяты", академия дополнительного профессионального образования, обучением мастеров для салонов красоты, адвокатский кабинет "данные изъяты", лазерная резка неметаллов, компания "данные изъяты", представительство "данные изъяты", салон красоты, ногтевая студия и другие организации.
В соответствии с информацией Управления федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю в здании, расположенном по адресу: "адрес" имеется информация о зарегистрированных контрольно-кассовых аппаратах: ФИО - офис продаж, общество с ограниченной ответственностью "данные изъяты" - стоматология, ФИО - выставочный зал "данные изъяты", ФИО - офисное здание.
Также в информационно-коммуникационной сети "Интернет" и на фасаде указанного административного здания размещены предложения о сдаче офисов в аренду и их продажа.
Указанные обстоятельства указывают на использование административного здания с кадастровым номером N в качестве административно-делового центра, что соответствует виду разрешенного использования земельного участка, на котором расположено указанное здание.
Государственным бюджетным учреждением Краснодарского края "Краевая техническая инвентаризация -Краевое БТИ" представлены сведения о проведении технической инвентаризации в отношении здания, в котором находятся помещения.
Согласно экспликации, содержащейся в составленном 9 июля 2014 г. техническом паспорте все помещения не имеют назначения.
Из акта обследования объектов недвижимого имущества в целях определения вида его фактического использования, составленного специалистами ГКУ КК "Кубаньземконтроль" ФИО, ФИО 17.11.2023 г. следует, что в помещении с кадастровым номером N площадью 39, 9 кв.м. расположена офисная мебель, оргтехника, канцелярские принадлежности, принадлежащие ООО "данные изъяты" ОКВЭД 68.10 покупка и продажа собственного недвижимого имущества.
В помещении с кадастровым номером N, площадью 23, 6 кв.м. расположены офисная мебель, оргтехника, педикюрное кресло, холодильник, имеется уголок потребителя. Фактически расположен кабинет здоровой спины ИП ФИО, ОКВЭД 96.02 предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты.
В помещении с кадастровым номером N, площадью 28, 6 кв.м. расположено ООО "данные изъяты", ОКВЭД 43.3. Работы строительные отделочные. В помещении расположена офисная мебель, оргтехника, канцелярские принадлежности, многофункциональные устройства.
В помещении с кадастровым номером N, площадью 13, 7 кв.м. расположены офисная мебель, многофункциональные устройства, оргтехника, канцелярские принадлежности, помещение занимает ИП ФИО, ОКВЭД 69.20 деятельность по оказанию услуг в области бухгалтерского учета, по проведению финансового аудита, по налоговому консультированию.
Помещение с кадастровым номером N, площадью 53, 3 кв.м, занимает школа танцев "данные изъяты"", расположены хореографические зеркала, гимнастические коврики, музыкальная колонка.
Помещение с кадастровым номером N, площадью 38.1 кв.м, занимают кабинет по наращиванию ресниц (10, 5 кв.м.), кабинет косметолога (27, 5 кв.м.). Расположены кушетки, шкафы, стеллажи с расходными материалами и др.
Помещение с кадастровым номером N передано ФИО на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ заключенного с Коробцовым М.А..
Помещение с кадастровым номером N используется ФИО, ФИО для ведения деятельности косметического салона на основании договоров безвозмездного пользования нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с Коробцовым М.А..
Помещение с кадастровым номером N используется ФИО для оказания услуг по работе с клиентами на основании договора безвозмездного пользования нежилым помещением от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с Коробцовым М.А..
Помещение с кадастровым номером N используется ФИО для размещении студии бального танца на основании договора безвозмездного пользования нежилым помещением от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с Журавлевой Н.Ю..
Помещение с кадастровым номером N используется ФИО на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с Коробцовым М.А..
Помещение с кадастровым номером N используется ФИО для размещении студии бального танца на основании договора безвозмездного пользования нежилым помещением от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с Журавлевой Н.Ю..
Указанные доказательства подтверждают фактическое использование здания с кадастровым номером N качестве административно-делового и торгового центра (комплекса) при утверждении перечней на 2021-2023 г.г..
Фактическое использование нежилого здания, отвечающее условиям, установленным статьи 378.2 НК РФ, определено уполномоченным органом и позволяло департаменту имущественных отношений Краснодарского края отнести данное здание к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В этой связи включение принадлежащих административному истцу нежилых помещений в Перечни на 2021-2023 г.г. по основанию нахождения в административно-деловом и торговом центре (комплексе) является правомерным.
С учетом изложенного, по смыслу статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации у департамента имущественных отношений Краснодарского края имелись достаточные основания для включения оспариваемых объектов недвижимого имущества в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Представленные в материалы дела доказательства опровергают вывод суда первой инстанции о несоответствии оспариваемых норм положениям статьи 378.2 НК РФ.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции о является незаконным, подлежит отмене с вынесением по административному делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. 309-311 КАС РФ, определила:
решение Краснодарского краевого суда от 09 августа 2023 г. отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований Коробцова М.А, Журавлевой Н.Ю. об оспаривании нормативных правовых актов в части отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через Краснодарский краевой суд в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 5 декабря 2023 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.