Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Катанаевой А.С, судей Колпаковой А.В, Солдатовой С.В, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Туйчиевой Т.С, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-150/2023 по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании нормативных правовых актов в части
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Верховного Суда Республики Крым от 25 июля 2023 года, которым административное исковое заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Катанаевой А.С, объяснения представителя административного истца по доверенности ФИО6, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО7 судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
решением внеочередной 72 сессии Сакского районного совета Республики Крым 1 созыва от 9 октября 2018 года N 145 утверждён Генеральный план муниципального образования Ромашкинское сельское поселение Сакского района Республики Крым (далее Генеральный план).
Решение опубликовано в газете "Сакская газета" N 41(10992) от 13 октября 2018 года.
Решением внеочередной 79 сессии Сакского районного совета Республики Крым 1 созыва от 28 декабря 2018 года N 229 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования Ромашкинское сельское поселение Сакского района Республики Крым (далее - Правила землепользования и застройки).
Решение опубликовано в газете "Сакская газета" N 1 (11004) от 12 января 2019 года.
ФИО1 обратился в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просил признать не действующим со дня принятия Генеральный план в части включения земельного участка с кадастровым номером N:3023 в функциональную зону "Зона специального назначения, Подзона санитарно-защитного озеленения" и в проектируемую санитарно-защитную зону, а также Правила землепользования и застройки в части включения земельного участка в территориальную зону З-2 "Зона санитарного-защитного озеленения" и санитарно-защитную зону производственного объекта. Оспаривая указанные нормативные правовые акты, административный истец указывает на их противоречие положениям статей 2, 9, 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ), статье 32 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", в том числе пунктам 2.11, 3.1, 4.1.
Решением Верховного Суда Республики Крым от 25 июля 2023 года административные исковые требования удовлетворены частично. Генеральный план и Правила землепользования и застройки признаны не действующими со дня вступления решения суда в законную силу в части включения земельного участка с кадастровым номером N3023 в планируемую санитарно-защитную зону и санитарно-защитную зону соответственно. В удовлетворении остальной части требований отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит отменить решение суда в той части, которой отказано в удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, в том числе поступившие в суд апелляционной инстанции, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя административного истца, заключение прокурора, полагавшего решение суда подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации (статья 3 ГрК РФ).
Исходя из положений частей 1 и 4 статьи 7, пункта 20 части 1 статьи 14, части 2 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24, части 1 статьи 32 ГрК РФ, статьи 6 Устава муниципального образования Сакский район Республики Крым, утвержденного решением 4 сессии Сакского районного совета Республики Крым 1 созыва от 19 ноября 2014 года N 40, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Генеральный план и Правила землепользования и застройки приняты компетентным органом в пределах полномочий, с соблюдением требований законодательства к форме нормативных правовых актов, порядку принятия и введения их в действие.
Решение суда в указанной части не обжалуется сторонами.
Судом установлено и следует из материалов дела, что в собственности ФИО1 находится земельный участок с кадастровым номером N:3023, с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: "адрес".
Согласно фрагменту карты функциональных зон Генерального плана земельный участок административного истца отнесен к зоне специального назначения, подзоне санитарно-защитного озеленения, а также включен в границы зоны с особыми условиями использования территории - планируемую нормативную санитарно-защитную зону.
В соответствии с фрагментом карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки земельный участок расположен в зоне санитарно-защитного озеленения (З-2), а также включен в зону с особыми условиями использования территории - санитарно-защитную зону.
Санитарно-защитные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий (пункт 4 статьи 1 ГрК РФ) и отображаются на картах генерального плана муниципального образования в составе материалов по его обоснованию (подпункт 7 части 8 статьи 23 ГрК РФ).
Границы зон с особыми условиями использования территорий в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, а также могут отображаться на отдельных картах (часть 5 статьи 30 ГрК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии" при разработке схем территориального планирования, решении вопросов размещения объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.
Санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации.
Санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации.
Оценив по правилам статьи 84 КАС РФ информацию Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю от 17 мая 2023 года о том, что Управлением не принимались решения по установлению санитарно-защитных зон для предприятий, расположенных на территории "адрес", данные Единого государственного реестра недвижимости об отсутствии сведений о расположении земельного участка с кадастровым номером N:3023 в границах зон с особыми условиями использования территории, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для отображения санитарно-защитных зон в отношении земельного участка в графических частях Генерального плана и Правил землепользования и застройки и наличии оснований для удовлетворения административного иска в данной части.
Решение суда в указанной части не обжалуется.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований административного иска о признании Генерального плана и Правил землепользования и застройки не действующими в части установления соответственно функциональной зоны "Зона специального назначения. подзона санитарно-защитного озеленения" и территориальной зоны "З-2. Зона санитарно-защитного озеленения", суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств нарушения земельного и градостроительного законодательства при их установлении.
Судебная коллегия считает, что судом при этом не учтено отсутствие в материалах административного дела какого-либо обоснования установления оспариваемых зон в отношении земельного участка административного истца.
Верховный Суд Российской Федерации в судебных актах неоднократно указывал, что, обладая достаточно широкой дискрецией в сфере градостроительной деятельности, органы государственной власти при изменении правового регулирования не могут действовать произвольно без объективного и разумного обоснования, должны соблюдать баланс частных и публичных интересов, конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности (определениями Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2019 года N 48-АПА19-29, от 3 июля 2019 года N 53-АПА19-24 и от 15 января 2020 года N 9-АПА19-43).
В соответствии с частью 6 статьи 23 ГрК РФ к генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт.
Из представленных суду апелляционной инстанции пояснений Администрации Сакского района Республики Крым от 24 ноября 2023 года, следует, что оспариваемые зоны установлены (отображены) первоначальными редакциями Генерального плана и Правил землепользования и застройки. До 2018 года, то есть до принятия оспариваемых документов, документы территориального планирования и градостроительного зонирования Сакским районным Советом Республики Крым не утверждались.
Обосновывая установление в отношении земельного участка административного истца оспариваемых функциональной и территориальной зоны, Администрацией Сакского района Республики Крым указано, что на момент разработки Генерального плана, а в дальнейшем и Правил землепользования и застройки, производственный объект с кадастровым номером N423 (расположенный в непосредственный близости с земельным участком административного истца) с наименованием: "свиноферма", площадь 438 кв.м, разрешенное использование - не установлено, границы места расположения объекта - не установлено, находился в частной собственности. Данные сведения послужили основанием для установления в отношении указанной территории функциональной зоны производственного использования и коммунально-складского назначения в существующих границах населенного пункта "адрес", а также территориальной зоны - производственная и коммунально-складская зона с отображением в отношении производственной зоны проектируемой санитарно-защитной зоны.
Иного обоснования отнесения земельного участка административного истца с видом разрешенного использования "индивидуальное жилищное строительство", помимо проектируемой санитарно - защитной зоны для предприятия "свиноферма" и, как следствие, установления оспариваемой функциональной и территориальной зон, признанных установленными с нарушением действующего санитарного законодательства настоящим решением суда, материалы дела не содержат, административным ответчиком не представлено.
Таким образом, доводы административного истца о произвольности правового регулирования в отношении территории, занятой принадлежащим ему земельным участком, не получили должной оценки судом первой инстанции.
Отсутствие необходимости использования территории, в которую попадает участок административного истца, в целях санитарно-защитного озеленения подтверждается планируемым изменением функционального зонирования в отношении земельного участка с отнесением его к зоне застройки индивидуальными жилыми домами, что следует из представленного в материалы административного дела выкопировки из проекта Генерального плана, размещенной на портале федеральной государственной информационной системы территориального планирования.
Таким образом, выводы суда первой инстанции основаны на неправильном применении норм материального права, что, в силу части 3 статьи 310 КАС РФ, является основанием для отмены судебного акта в части отказа в признании не действующим в части Генерального плана и Правил землепользования и застройки и принятия нового решения об удовлетворении соответствующих требований с признанием нормативных актов не действующим в части со дня их принятия с учетом положений пункта 1 части 2, пункта 1 части 4 статьи 215 КАС РФ.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу ФИО1 удовлетворить.
Решение Верховного Суда Республики Крым от 25 июля 2023 года отменить в той части, которой отказано в признании не действующими со дня принятия Генерального плана муниципального образования Ромашкинского сельского поселения Сакского района Республики Крым, утвержденного решением Сакского районного совета Республики Крым от 9 октября 2018 года N 145, в части включения земельного участка с кадастровым номером N:3023 в функциональную зону "Зона специального назначения, Подзона санитарно-защитного озеленения" и Правил землепользования и застройки муниципального образования Ромашкинского сельского поселения Сакского района Республики Крым, утвержденных решением Сакского районного совета Республики Крым от 28 декабря 2018 года N 229, в части включения земельного участка с кадастровым номером N3023 в территориальную зону З-2 "Зона санитарно-защитного озеленения".
Принять в отмененной части новое решение, которым признать не действующими со дня принятия Генеральный план муниципального образования Ромашкинского сельского поселения Сакского района Республики Крым, утвержденный решением Сакского районного совета Республики Крым от 9 октября 2018 года N 145, в части включения земельного участка с кадастровым номером N:3023, расположенного по адресу: "адрес", в функциональную зону "Зона специального назначения, Подзона санитарно-защитного озеленения" и Правила землепользования и застройки муниципального образования Ромашкинского сельского поселения Сакского района Республики Крым, утвержденные решением Сакского районного совета Республики Крым от 28 декабря 2018 года N 229, в части включения земельного участка с кадастровым номером N:3023, "адрес", в территориальную зону З-2 "Зона санитарно-защитного озеленения".
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой тридцать пятой Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение шести месяцев.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 12 декабря 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.