Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Катанаевой А.С, судей Колпаковой А.В, Слепченко В.М, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Туйчиевой Т.С, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-26/2023 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью сельхозпредприятие "Темижбекское" об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков
по апелляционным жалобам Государственного бюджетного учреждения Ставропольского края "Ставкрайимущество", общества с ограниченной ответственностью сельхозпредприятие "Темижбекское" на решение Ставропольского краевого суда от 14 августа 2023 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Катанаевой А.С, объяснения представителя административного ответчика ГБУ Ставропольского края "Ставкрайимущество" ФИО4, представителя административного истца ФИО10, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ООО СХП "Темижбекское" обратилось в суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, указав в обоснование, что установленная кадастровая стоимость существенно превышает их рыночную стоимость, что нарушает права административного истца, как плательщика налогов и арендных платежей в отношении объектов недвижимости.
Обжалуемым решением Ставропольского краевого суда от 14 августа 2023 года заявленный административный иск удовлетворен. По состоянию на 1 января 2020 года установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N487 в размере его рыночной стоимости 11 133 255, 93 руб. По состоянию на 16 февраля 2022 года установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N359 в размере его рыночной стоимости 112 076 870, 29 руб. По состоянию на 21 декабря 2020 года установлена кадастровая стоимость в размере их рыночной стоимости объектов недвижимости: с кадастровым номером N:358 в размере 87 681 915, 06 руб, с кадастровым номером N:345 в размере 33 351 502, 08 руб. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости определено считать 11 ноября 2022 года.
На решение суда ГБУ Ставропольского края "Ставкрайимущество" подана апелляционная жалоба, в которой административный ответчик просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, в котором исключить Учреждение из числа административных ответчиков.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым установить рыночную стоимость объектов недвижимости на основании первоначальной судебной экспертизы по настоящему делу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ГБУ Ставропольского края "Ставкрайимущество" ФИО13 просил удовлетворить апелляционную жалобу Учреждения, отказав в удовлетворении апелляционной жалобы административного истца.
Представитель административного истца ФИО10 в судебном заседании поддержала апелляционную жалобу административного истца, возражала против удовлетворения апелляционной жалобы административного ответчика. Полагает, что выводы повторной экспертизы об отсутствии влияния оросительного канала на рыночную стоимость объекта оценки позволяют использовать результаты определения рыночной стоимости по заключению эксперта ФИО5 при первоначальной экспертизе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, заслушав участников процесса, проверив законность и обоснованность решения по правилам части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц.
Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, административный истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером N:487, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, за который ООО СХП "Темижбекское" уплачивает арендную плату исходя из кадастровой стоимости.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N:487 в размере 21 126 195, 44 руб. по состоянию на 1 января 2020 года установлена на основании приказа Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 30 октября 2020 года N 1169 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Ставропольского края".
Также административный истец является собственником долей в праве общей долевой собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами: N
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на 21 декабря 2020 года актом ГБУ Ставропольского края "Ставкрайимущество" от 1 апреля 2021 года N АОКС-26/2021/000111 была утверждена кадастровая стоимость в отношении земельного участка с кадастровым номером N:358 в размере 127 771 176, 96 руб, земельного участка с кадастровым номером N:345 в размере 50 968 574, 72 руб.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N:359 в размере 130 784 540, 6 руб. по состоянию на 16 февраля 2022 года была утверждена актом ГБУ Ставропольского края "Ставкрайимущество" от 3 марта 2022 года N АОКС-26/2022/000058.
В силу части 5 статьи 247 КАС РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
При этом обязанность доказывания указанных в статье 248 КАС РФ оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости по общему правилу возлагается на административного истца, поскольку им реализуется право на установление в судебном порядке кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной.
В обоснование доводов о том, что кадастровая стоимость объектов недвижимости является завышенной, административный истец представил отчеты об оценке от 26 сентября 2022 года NN 117/2022, 117, 1/2022, 117, 2/2022, составленные ООО "Арабеска", согласно которым на даты оценки рыночная стоимость объектов с кадастровыми номерами N составила 11 046 820 руб, 79 663 278 руб, 72 244 824 руб, 28 818 829 руб. соответственно.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследовав отчеты об оценке, суд первой инстанции определением от 2 декабря 2022 года назначил по делу судебную оценочную экспертизу, проведение которой было поручено ООО "Юридическое агентство "Аргумент".
Согласно заключению эксперта ООО "Юридическое агентство "Аргумент" ФИО5 N 84-Э/12/2022 от 11 января 2023 года рыночная стоимость спорных земельных участков составила:
с кадастровым номером N:487 по состоянию на 1 января 2020 года - 9 270 000 руб, с кадастровым номером N:359 по состоянию на 16 февраля 2022 года - 67 575 000 руб, с кадастровым номером N:358 по состоянию на 21 декабря 2020 года - 76 566 000 руб, с кадастровым номером N345 по состоянию на 21 декабря 2020 года - 26 693 000 руб.
На поступившее экспертное заключение административным ответчиком ГБУ Ставропольского края "Ставкрайимущество" и заинтересованным лицом ФИО6 были представлены замечания, которые также поддержал административный ответчик Министерство имущественных отношений Ставропольского края, с указанием на допущенные при проведении экспертизы нарушения законодательства об оценочной деятельности.
Определением судьи от 19 апреля 2023 года в связи с возникшими сомнениями в обоснованности экспертного заключения по делу была назначена повторная судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам АНО Судебно-экспертного бюро "Профи". Перед экспертами поставлен вопрос об определении рыночной стоимости земельных участков.
Суд, назначая повторную экспертизу, исходил из наличия для этого оснований, предусмотренных статьей 83 КАС РФ, указывая на наличие противоречий в выводах эксперта и возникших у суда сомнениях в обоснованности экспертного заключения, не устраненных по результатам допроса эксперта в судебном заседании. Так судом указано на неполноту и неясность экспертного исследования, отсутствие визуального осмотра объектов оценки, составление заключения без учета особенностей рельефа земельных участков и расположения в непосредственной близости Новоалександровского оросительного канала, без установления влияния данного фактора на размер рыночной стоимости земельных участков.
Согласно заключению повторной судебной экспертизы от 22 июня 2023 года N 57, выполненной экспертом АНО Судебно-экспертного бюро "Профи" ФИО7, рыночная стоимость спорных земельных участков составила:
с кадастровым номером N:487 по состоянию на 1 января 2020 года - 11 133 255, 93 руб, с кадастровым номером N:359 по состоянию на 16 февраля 2022 года - 112 076 870, 29 руб, с кадастровым номером N:358 по состоянию на 21 декабря 2020 года - 87 681 915, 06 руб, с кадастровым номером N:345 по состоянию на 21 декабря 2020 года - 33 351 502, 08 руб.
Оценив заключение эксперта от 22 июня 2023 года N 57 и представленные письменные пояснения эксперта в совокупности с другими доказательствами по правилам статьи 84 КАС РФ, допросив эксперта ФИО7 в судебном заседании, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований не доверять выводам эксперта. Данное заключение содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объектов недвижимости, и соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности.
Экспертом ФИО8 9 июня 2023 года произведено натурное обследование спорных земельных участков в целях исследования характеристик земельных участков с учетом возникших сомнений относительно наличия либо отсутствия на участках системы орошения, истребованы и проанализированы документы (оборотно-сальдовая ведомость по счету 01 и 02, оборотно-сальдовая ведомость по забалансовым счетам 001, 005, документация по видам засеянных культур на дату оценки за период 1 год до даты оценки). При этом экспертом установлено отсутствие системы орошения, подъездных дорог с твердым покрытием, ведущих непосредственно к спорным земельным участкам, не обнаружено, что также отразилось на величине их рыночной стоимости. В качестве объектов-аналогов экспертом использованы аналоги из Новоалександровского района, либо из населенных пунктов, которые находятся в непосредственной близости от границ Новоалександровского района Ставропольского края, подробно описаны примененные корректировки.
Вопреки доводам апелляционной жалобы административного истца, установленное обследованием в рамках повторной экспертизы отсутствие влияния оросительного канала на стоимость объекта оценки не подтверждают выводы первоначального заключения судебной экспертизы, о чем справедливо отмечено в обжалуемом решении. Основания, по которым суд пришел к выводам о необходимости повторного экспертного исследования, приведены в определении о назначении повторной экспертизы, которые судебная коллегия находит обоснованными.
Каких-либо нарушений законодательства об экспертной и оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, допущенных экспертом при проведении повторной судебной оценочной экспертизы, в апелляционной жалобе не приведено. Доводы административного истца сводятся к несогласию с размером рыночной стоимости, установленной повторной судебной оценочной экспертизы.
При этом судебная коллегия отмечает, что расчет рыночной стоимости объектов оценки в повторной судебной экспертизе полностью подтверждается собранной информацией и исчерпывающим анализом ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости; приведены все необходимые ссылки на источники использованной информации, а также методов и методик определения рыночной стоимости, отражен порядок проведения расчетов, позволяющий осуществить проверку результатов, полученных экспертом. Рыночная стоимость объектов определялась экспертом с использованием сравнительного подхода, метод сравнения продаж, а также доходного подхода, метод капитализации земельной ренты; отказ от применения затратного подхода экспертом в заключении мотивирован и обоснован.
Экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Вопреки доводам апелляционной жалобы административного истца судом первой инстанции обоснованно установлен размер рыночной стоимости земельных участков на основании повторного экспертного исследования.
Оценив данное экспертное заключение от 22 июня 2023 года N 57 в совокупности с другими представленными по делу доказательствами по правилам статьи 84 КАС РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оснований не доверять выводам эксперта не имеется.
В пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что суд на основании имеющихся в деле доказательств, вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
Суд первой инстанции, разрешая спор, верно применил вышеприведенные положения федерального законодательства, установилобстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, и пришел к обоснованному выводу о том, что кадастровая стоимость вышеуказанных земельных участков может быть установлена в размере их рыночной стоимости, определенной в заключении повторной судебной экспертизы.
Вопреки доводам апелляционной жалобы ГБУ СК "Ставкрайимущество" при разрешении заявленных требований судом первой инстанции Учреждение обоснованно привлечено к участию в деле в качестве административного ответчика.
На основании приказа министерства имущественных отношений Ставропольского края от 3 октября 2018 года N 690 "О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Ставропольского края" в 2019 году на территории Ставропольского края проведена государственная кадастровая оценка объектов недвижимости.
В силу части 4 статьи 38 КАС РФ под административным ответчиком понимается лицо, к которому предъявлено требование по спору, возникающему из административных или иных публичных правоотношений, либо в отношении которого административный истец, осуществляющий контрольные или иные публичные функции, обратился в суд.
В соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 6 Закона о государственной кадастровой оценке государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации.
Полномочиями, связанными с организацией проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства) на территории Ставропольского края наделено ГБУ СК "Ставкрайимущество", что следует из приказа министерства имущественных отношений Ставропольского края от 15 августа 2018 года N 570 "О наделении государственного бюджетного учреждения Ставропольского края "Ставкрайимущество" полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости объектов недвижимости".
Таким образом, применительно к рассматриваемым правоотношениям ГБУ СК "Ставкрайимущество" является надлежащим административным ответчиком.
Вопреки доводам апелляционных жалоб о незаконности судебного решения и необходимости его отмены, суд апелляционной инстанции находит выводы суда обоснованными и не подлежащими переоценке.
Нарушений процессуальных прав лиц, участвующих в деле, при рассмотрении дела не допущено, решение суда об удовлетворении требований административного истца следует признать законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ставропольского краевого суда от 14 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Государственного бюджетного учреждения Ставропольского края "Ставкрайимущество", общества с ограниченной ответственностью сельхозпредприятие "Темижбекское" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой тридцать пятой Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение шести месяцев.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 12 декабря 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.