Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Струковой А.А, судей Брянцевой Н.В, Катанаевой А.С.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бобиной Д.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-192/2023 по административному исковому заявлению Ибакова И.И. к министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан об оспаривании Перечня на 2021 год объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Республики Дагестан, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного приказом министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан от 30 ноября 2020 года N N, в части включения нежилого помещения с кадастровым номером N
по апелляционной жалобе министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан на решение Верховного Суда Республики Дагестан от 3 августа 2023 года об удовлетворении административных исковых требований.
Заслушав доклад судьи Струковой А.А, заключение прокурора третьего отдела апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ляпиной О.В. об оставлении решения без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Приказом министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан от 30 ноября 2020 года N N определен на 2021 год Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Республики Дагестан, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2021 год).
Указанный приказ размещен на официальном сайте министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан в информационно-коммуникационной сети "Интернет" https://www.estate-rd.ru/nalog-na-imushchestvo-2021-god.
Помимо прочих объектов, в Перечень на 2021 год было включено нежилое помещение с кадастровым номером N площадью 777, 4 кв.м, расположенное в многоквартирном жилом доме с кадастровым номером N, находящемся в пределах земельного участка с кадастровым номером N, местоположение: "адрес"
Ибаков И.И, являясь собственником указанного нежилого помещения в период времени до 22 декабря 2021 года, обратился в Верховный Суд Республики Дагестан с административным исковым заявлением об оспаривании Перечня на 2021 год в части включения объекта с кадастровым номером N, который, по мнению административного истца, не отвечает критериям, установленным статьей 378.2 НК РФ.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены УФНС России по Республике Дагестан, администрация городского округа "город Каспийск" и ООО "Левизолло", являющееся собственником указанного объекта с 22 декабря 2021 года.
Решением Верховного Суда Республики Дагестан от 3 августа 2023 года административные исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан просит решение отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований, ссылаясь на то, что административным истцом, который не обращался с заявлением об исключении объекта из Перечня на 2021 год в течение календарного периода действия оспариваемого Перечня, не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, установленный, по мнению административного ответчика, пунктом 7 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в них, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 29 декабря 2016 года N 410.
Кроме того, настаивает на том, что содержащиеся в технической документации и в Едином государственном реестре недвижимости сведения о назначении спорного объекта - "нежилое" - достаточно для включения объекта в Перечень независимо от фактического использования либо неиспользования спорного объекта.
Относительно доводов апелляционной жалобы представителем административного истца поданы письменные возражения.
Стороны и заинтересованные лица извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили, представителя для участия в судебном заседании не направили.
В соответствии с положениями части 5 статьи 213 КАС РФ судебной коллегией определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Принимая во внимание, что с 30 января 2015 года и до государственной регистрации 21 декабря 2021 года перехода права собственности к ООО "Левизолло" на основании договора купли-продажи нежилого помещения от 14 декабря 2021 года административный истец является собственником нежилого помещения с кадастровым номером N, которое было включено в оспариваемый Перечень на 2021 год и является объектом налогообложения при исчислении налога на имущество физических лиц, ставка которого решением Собрания депутатов городского округа "Город Каспийск" от 27 ноября 2020 года N 17 установлена с 1 января 2021 года в повышенном размере (1, 1%) в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, Ибаков И.И. является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым правовым актом и, следовательно, обладает законным правом на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Проверив согласно пункту 2 части 8 статьи 213 КАС РФ соблюдение полномочий при принятии оспариваемого в части нормативного правового акта, а также правил его официального опубликования и введения в действие, суд первой инстанции, проанализировав положения пункта 7 статьи 378.2 НК РФ, пунктов 3.3.2, 3.3.37, 3.3.38, 3.3.39, 3.3.40 Положения о Министерстве по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 17 мая 2018 года N 48, а также пунктов 2, 5, 6 Порядка формирования перечня объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 29 декабря 2016 года N N, пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый нормативный акт принят министерством по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан в пределах его компетенции, официально опубликован и введен в действие в соответствии с требованиями федерального и регионального законодательства.
На основании пункта 1 части 1 статьи 196 КАС РФ суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел.
Применительно к оспариванию перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, формируемого в порядке, предусмотренном статьей 378.2 НК РФ, досудебный порядок урегулирования споров не установлен каким-либо федеральным законом.
Принимая во внимание, что Перечень является нормативным правовым актом, применительно к оспариванию которого законом не установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, доводы административного ответчика о том, что в нарушение пункта 7 Порядка определения вида фактического использования зданий.., утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 29 декабря 2016 года N N, Ибаков И.И. не обращался в установленный Порядком срок до 1 ноября налогового периода 2021 года в Минимущество Дагестана с заявлением о проведении мероприятий по определению фактического использования объекта, не могут повлечь отмену решения и оставление административного искового заявления без рассмотрения.
В пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснено, что в случаях, когда оспариваемый нормативный правовой акт до принятия судом решения в установленном порядке отменен, а также когда действие его прекратилось, производство по делу не может быть прекращено, если в период действия такого акта были нарушены права и законные интересы административного истца, заявителя, публичные интересы или права и (или) законные интересы граждан, организаций, иных лиц.
Поскольку в силу пункта 1 статьи 409 НК РФ налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, а согласно пункту 2 статьи 52 НК РФ налоговое уведомление об уплате физическим лицом налога в отношении объектов недвижимого имущества может быть направлено за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, правовое значение судебной проверки оспариваемого в части Перечня на 2021 года для Ибакова И.И, несмотря на отчуждение объекта в декабре 2021 года, сохраняется.
На основании пункта 3 части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с пунктами 1, 3, 6, 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества установлены статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Административно-деловым центром в силу пункта 3 этой же статьи признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пунктом 4 указанной статьи НК РФ определено, что торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 % общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 % его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из приведенных норм следует, что нежилое помещение может быть включено в соответствующий перечень при наличии условий, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, либо в случаях размещения в зданиях, отвечающих требованиям подпункта 1 пункта 1, пунктов 3 или 4 статьи 378.2 НК РФ.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости принадлежавшее Ибакову И.И. нежилое помещение с кадастровым номером N имеет назначение - "нежилое".
По данным технического паспорта по состоянию на 2023 года назначение спорного объекта - "нежилое".
По запросу суда апелляционной инстанции филиал ППК "Роскадастр" по Республике Дагестан сообщил, что не обладает техническим паспортом либо техническим планом названного объекта, который был внесен в ЕГРН 30 октября 2014 года декларативно как ранее учтенный.
Как следует из выписки из ЕГРН, названное помещение расположено на втором этаже здания с кадастровым номером N, которое представляет собой 12-этажный многоквартирный жилой дом.
Здание расположено в пределах земельного участка с кадастровым номером N из состава земель населенных пунктов, разрешенное использование - "под строительство 5-ти 9-ти этажных жилых домов".
Таким образом, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости относительно спорного помещения, здания и земельного участка, а также данные технического паспорта в отношении спорного объекта не свидетельствуют о том, что здание в целом и (или) спорное помещение в частности предназначены для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Фактическое использование объекта в порядке, установленном постановлением Правительства Республики Дагестан от 29 декабря 2016 года N 410, не устанавливалось.
Иных данных, которые могли бы свидетельствовать о правомерности включения в Перечень на 2021 год нежилого помещения с кадастровым номером N, суду апелляционной инстанции не предоставлено.
Так, назначение данного объекта в правоустанавливающих документах Ибакова И.И. (то есть в договоре от 25 сентября 2014 года уступки прав требований по договору долевого участия от 3 июля 2013 года, акте приема-передачи объекта долевого строительства от 25 ноября 2014 года) также указано как "нежилое".
В договоре купли-продажи и передаточном акте от 14 декабря 2021 года, заключенных между Ибаковым И.И. и ООО "Левизолло", назначение объекта поименовано как "нежилое".
По сведениям, предоставленным ГБУ Республики Дагестан "Дагтехкадастр" при проведении государственной кадастровой оценки объект с кадастровым номером N был отнесен к объектам группы 1 "Многоквартирные дома (дома средне- и многоэтажной жилой застройки", подгруппе 0102 "Дома жилые со встроенными нежилыми помещениями".
Согласно сообщению УФНС по Республике Дагестан по указанному адресу отсутствует зарегистрированная контрольно-кассовая техника, в ходе выездного обследования установлено, что предпринимательская деятельность не ведется.
В информационно-телекоммуникационной сети Интернет сведения о размещении каких-либо коммерческих объектов в спорном помещении отсутствуют.
На основании части 9 статьи 213 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Исходя из установленного законом бремени доказывания по делам об оспаривании полностью или в части нормативных правовых актов обязанность доказывания наличия законных оснований для включения спорного объекта в Перечень на 2021 год возложено на административного ответчика.
В этой связи приведенные в апелляционной жалобе доводы о том, что, напротив, Ибаков И.И. не представил доказательств фактического неиспользования нежилого помещения с кадастровым номером N в течение 2021 года, основаны на неправильном толковании норм процессуального права.
Принимая во внимание фактические обстоятельства дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии доказательств правомерности включения нежилого помещения с кадастровым номером N в Перечень на 2021 год.
С учетом изложенного апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 307-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Верховного Суда Республики Дагестан от 3 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение шести месяцев.
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 20 декабря 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.