Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Струковой А.А, судей Брянцевой Н.В, Семейкиной С.А, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Козловской Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-680/2023 (УИД 23OS0000-01-2023-000533-02) по административному исковому заявлению муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края "Водоканал" о признании нормативного правового акта недействующим в части, по апелляционной жалобе муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края "Водоканал" на решение Краснодарского краевого суда от 25 июля 2023 г.
Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Брянцевой Н.В, пояснения представителя административного истца муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края "Водоканал" ФИО7 поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя административного ответчика департамента государственного регулирования тарифов Краснодарского края ФИО8 заключение прокурора отдела Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО9 полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
14 декабря 2020 г. Региональной энергетической комиссией - департамента цен и тарифов Краснодарского края (далее по тексту РЭК, тарифный орган, регулятор) принят приказ N 358/2020-вк "Об изменении (корректировке) тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения" (далее по тексту приказ от 14 декабря 2020 г. N 358/2020-вк) (л.д. 134-142 том 1).
Данным приказом изменены (скорректированы) и установлены тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для МУП г. Сочи "Водоканал", установленные постановлением администрации города Сочи от 25 ноября 2019 г. N 1914 "Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения и внесении изменений в некоторые муниципальные правовые акты администрации города Сочи" (далее по тексту постановление администрации города Сочи от 25 ноября 2019 г. N 1914), в соответствии с приложениями 1, 2.
Также изменены и определены долгосрочные параметры регулирования, устанавливаемые на долгосрочный период регулирования для муниципального унитарного предприятия города Сочи "Водоканал" на 2020 - 2024 гг. с применением метода индексации, утвержденные постановлением от 25 ноября 2019 г. N 1914 "Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения и внесении изменений в некоторые муниципальные правовые акты администрации города Сочи, в сфере водоотведения, в соответствии с приложением 3.
Изменены производственные программы в сфере холодного водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод для муниципального унитарного предприятия города Сочи "Водоканал", утвержденные постановлением администрации города Сочи от 25 ноября 2019 г. N 1914 "Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения и внесении изменений в некоторые муниципальные правовые акты администрации города Сочи", в соответствии с приложениями 4, 5.
16 ноября 2022 г. приказом департамента государственного регулирования тарифов Краснодарского края (далее по тексту Департамент, регулятор, тарифный орган) N 293/2022-вк внесены изменения в приказ от 14 декабря 2020 г. N 358/2020-вк (далее по тексту приказ от 16 ноября 2022 г. N 293/2022-вк) (л.д. 20-24 том 1).
Нормативный правой акт в последующими изменениями опубликован на официальном сайте администрации Краснодарского края http://admkrai.krasnodar.ru, 15 декабря 2020 г. и 18 ноября 2022 г.
Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края "Водоканал" (далее по тексту МУП г.-к. Сочи "Водоканал", Предприятие) обратилось в суд об оспаривании указанного нормативного правового акта, в части невключения в необходимую валовую выручку (далее по тексту НВВ) расходов, понесенных Предприятием на приобретение электроэнергии по услугам водоснабжения и водоотведения.
В связи с чем в исковом заявлении просило:
- признать недействующим со дня вступления в силу приказ от 16 ноября 2022 г. N 293/2022-вк в части: применения нормы подпункта "б" пункта 16 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406; не применения нормы абзаца пункта 95 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Приказом ФСТ России от 27 декабря 2013 г. N 1746-э, дополненного пунктом 7 Приказа ФАС России от 08 октября 2020 г. N 976/20 "О внесении изменений в Методические указания по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. N 1746-э"; не включения в необходимую валовую выручку экономически обоснованных расходов, не учтенных органом регулирования при установлении тарифов в прошлом периоде.
- возложить обязанность на тарифный орган издать приказ о внесении изменений в приказ от 16 ноября 2022 г. N 293/2022-вк: с учетом нормы абзаца пункта 95 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Приказом ФСТ России от 27 декабря 2013 г. N 1746-э, дополненного пунктом 7 Приказа ФАС России от 08 октября 2020 г. N 976/20 "О внесении изменений в Методические указания по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. N 1746-э"; с учетом заявленных МУП г.-к. Сочи "Водоканал" экономически обоснованных расходов, понесенных в связи с осуществлением деятельности по оказанию услуг холодного водоснабжения и водоотведения; расходы, связанные с приобретением регулируемой организацией товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности, по завышенным ценам и в завышенных объемах в размере 69 680, 37 руб. по водоснабжению, и в размере 106 820, 53 руб. по водоотведению; экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги) в прошлом периоде в размере 22 650, 81 руб. по водоснабжению, и в размере 90 631, 62 руб. по водоотведению.
Требования истца мотивированы тем, что оспариваемым приказом регулятора исключены расходы на приобретение электрической энергии в завышенных объемах по водоснабжению, связанного с потерями воды в объеме, превышающем утвержденный в соответствии с производственной программой показатель потерь и расходов воды и по водоотведению, понесенные на очистку дополнительного притока сточных вод, приходящих на очистные сооружения канализации г. Сочи. По мнению Предприятия, названный приказ в оспариваемой части не соответствует законодательству, регулирующему правоотношения в сфере установления тарифов в водоснабжении и водоотведении. Полагает, что тарифный орган не в полном объеме учел представленный Предприятием расчет.
Решением Краснодарского краевого суда от 25 июля 2023 г. в удовлетворении административного искового заявления МУП г.-к. Сочи "Водоканал" отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований в связи с нарушением и неправильным применением норм материального права, неправильным определением имеющих значение для дела обстоятельств, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела.
Относительно доводов апелляционной жалобы административным ответчиком представлены возражения на апелляционную жалобу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края "Водоканал" ФИО10 доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель административного ответчика департамента государственного регулирования тарифов Краснодарского края ФИО11 в судебном заседании суда апелляционной инстанции в удовлетворении апелляционной жалобы возражал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения административного дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии с положениями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело при данной явке.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля, выслушав заключение прокурора отдела Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации, исследовав материалы административного дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. N 1746-э (далее - Методические указания N 1746-э), Регламентом установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 16 июля 2014 г. N 1154-э (далее - Регламент), с учетом сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации, основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, разработанных Минэкономразвития России и одобренных Правительством Российской Федерации.
Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относится к сфере деятельности субъектов естественной монополии, которая подлежит государственному регулированию, в том числе путем установления тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и на водоотведение (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях", пункт 1 части 2, пункт 1 части 8 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении).
Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении).
Таким исполнительным органом государственной власти в Краснодарском крае является Региональная энергетическая комиссия - департамента цен и тарифов Краснодарского края.
В соответствии пунктом 1.2 положения о Региональной энергетической комиссии - департаменте цен и тарифов Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 14 июня 2002 г. N 652, Региональная энергетическая комиссия Краснодарского края является органом исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования тарифов (цен).
Наименование региональной энергетической комиссии ? департамента цен и тарифов Краснодарского края изменено на департамент государственного регулирования тарифов Краснодарского края на основании постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21 сентября 2021 г. N 620 "О внесении изменений в постановление главы администрации Краснодарского края от 14 июня 2002 г. N 652 "О региональной энергетической комиссии - департаменте цен и тарифов Краснодарского края".
Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края "Водоканал" осуществляет деятельность в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории города-курорта Сочи на основе утвержденных Департаментом тарифов.
Приказом от 14 декабря 2020 г. N 358/2020-вк МУП г.-к. Сочи "Водоканал" установлен тариф на питьевую воду на период с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2024 г. и тариф на водоотведение с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2024 г.; установлены долгосрочные параметры регулирования на 2020-2024 гг. с применением метода индексации; внесены изменения в производственные программы в сфере холодного водоснабжения и в сфере водоотведения и очистки сточных вод.
28 апреля 2022 г. Предприятие обратилось в тарифный орган с заявлением о корректировке тарифов на питьевую воду и водоотведение на период с 1 января 2023 г. по 31 декабря 2023 г. (л.д. 39-40 том 1).
По результатам проведенной экспертизы предложения МУП г.-к. Сочи "Водоканал" о корректировке НВВ и долгосрочных тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на 2023 г. подготовлено экспертное заключение от 14 ноября 2022 г. N 293/2022-вк (л.д. 44-84 том 2).
16 ноября 2022 г. приказом департамента государственного регулирования тарифов Краснодарского края N 293/2022-вк внесены изменения в приказ от 14 ноября 2020 г. N 358/2020-вк.
Исходя из анализа положений федерального и регионального законодательства, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением установленных законом требований к форме, порядку введения в действие, и по этим основаниям сторонами не обжалуется решение суда первой инстанции.
Проверяя соответствие содержания оспариваемых нормативных правовых актов нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованности заявленных требований.
Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции с выводами суда первой инстанции соглашается.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
В соответствии со статьей 3 Закона о водоснабжении и водоотведении регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется, в том числе в соответствии с принципами достижения и соблюдения баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов, установления тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения.
Одним из методов регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения является метод индексации, согласно которому расчет осуществляется с учетом изменения цен на используемые при осуществлении регулируемых видов деятельности товары, работы, услуги (пункт 2 части 1 статьи 32 Закона о водоснабжении и водоотведении).
Согласно статье 32 Закона о водоснабжении и водоотведении расчет тарифа в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки (далее по тексту НВВ).
В целях реализации Закона о водоснабжении и водоотведении Правительством Российской Федерации 13 мая 2013 г. принято постановление N 406, которым утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов).
Согласно пункту 2 Основ ценообразования необходимой валовой выручкой признается экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый в течение очередного периода регулирования регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования НВВ регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с пунктом 75 Основ ценообразования при применении метода индексации регулируемые тарифы устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, устанавливаемых на срок не менее чем 5 лет, а при первом применении такого метода регулирования тарифов - на срок не менее 3 лет, если иное не установлено федеральным законом. Указанные параметры не подлежат пересмотру в течение долгосрочного периода регулирования.
Предприятие, обращаясь в тарифный орган о корректировке тарифа на 2023 г, заявляет, в том числе, о включении в необходимую валовую выручку расходов на оплату электрической энергии, связанных с приобретением электрической энергии по завышенной цене и в завышенных объемах, установившейся за счет разницы объема фактических потерь воды в системе централизованного водоснабжения административного истца и объема потерь воды в централизованной системе водоснабжения, определяемой на основании уровня потерь воды, утвержденного как долгосрочный параметр регулирования.
Проверяя правомерность исключения тарифным органом данных расходов из необходимой валовой выручки при установлении тарифа на водоснабжение, судебная коллегия исходит из следующего.
Расходы регулируемой организации на приобретаемые электрическую энергию (мощность), тепловую энергию (мощность), другие виды энергетических ресурсов, холодную воду определяются как сумма произведений расчетных экономически (технологически, технически) обоснованных объемов приобретаемых электрической энергии (мощности), тепловой энергии (мощности), других видов холодной воды на соответственно плановые (расчетные) цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию (мощность), другие виды энергетических ресурсов, холодную воду (статья 48 Основ ценообразования).
Согласно пункта 20 Методических указаний расходы регулируемой организации на приобретаемые электрическую энергию (мощность), тепловую энергию (мощность), другие виды энергетических ресурсов, холодную воду, теплоноситель определяются как сумма произведений расчетных экономически (технологически, технически) обоснованных объемов приобретаемых электрической энергии (мощности), тепловой энергии (мощности), других видов энергетических ресурсов холодной воды на соответственно плановые (расчетные) цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию (мощность), другие виды энергетических ресурсов, холодную воду (Приложения 2.1.2 - 2.1.6 к настоящим Методическим указаниям). Объемы приобретаемой электрической энергии (мощности), тепловой энергии (мощности) определяются с учетом показателей надежности, качества, энергетической эффективности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, определенных в установленном порядке.
В необходимую валовую выручку регулируемой организации включаются расходы на приобретение электрической энергии (мощности) в объеме, определенном исходя из удельных расходов на электрическую энергию в расчете на объем воды, в отношении которой осуществляется водоподготовка, и (или) на объем транспортируемой воды (объем сточных вод, подвергающихся очистке, и (или) объем транспортируемых сточных вод), и объема используемой мощности, а также исходя из плановых (расчетных) цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).
Судом первой инстанции установлено и из материалов административного дела следует, что Приложением N 22 к постановлению администрации города Сочи от 25 ноября 2019 г. N 1914 установлен долгосрочный параметр регулирования "Уровень потерь воды" в размере - 47, 80 % (2020 г.), 47, 79 % (2021 г.), 47, 75% (2022 г.), 47, 7 % (2023 г.).
Оспариваемым приказом N 293/2020-вк от 16 ноября 2022 г. досрочный параметр регулирования "Уровень нормативных неучтенных расходов и потерь воды в процентах" не изменился и утвержден в прежних размерах.
Обосновывая свою правовую позицию относительно затрат, произведенных Предприятием, административный истец указывает, что он вынужден приобретать электроэнергию в целях обеспечения подъема воды в фактическом объеме, в том числе и с учетом фактических потерь в полном объеме: в 2019 г. - 53, 44 %, в 2021 г. - 58, 67 %, то есть выше утвержденных регулятором.
В связи с чем, размер расходов, связанный с приобретением электрической энергии, не учтенных тарифным органом при установлении тарифов на питьевую воду на 2023 год, составил за 2019 год - 37471, 74 тыс. руб, за 2021 год - 69 680, 37 тыс. руб.
В силу подпункта "г" пункта 79 Основ ценообразования к долгосрочным параметрам регулирования тарифов, определяемым на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов с использованием метода индексации, относятся в том числе показатели энергосбережения и энергетической эффективности (уровень потерь воды, удельный расход электрической энергии).
Объем потребляемой электроэнергии пропорционально зависит от размера потерь воды, соответственно не могут быть признаны экономически обоснованными затраты регулируемой организации на электрическую энергию, связанные с потерями воды сверх объемов плановых значений долгосрочного показателя регулирования, установленного регулятором.
Следовательно, объем потребления электрической энергии, связанный с потерями воды сверх объемов плановых значений долгосрочного показателя регулирования, не может быть признан технологически и технически обоснованным объемом потребления электрической энергии.
При определении экономически обоснованного объема потребленной электрической энергии специалистами тарифного органа правильно применена плановая удельная норма расхода электрической энергии на 1 м3 добытой воды к объему воды поступившей в сеть, в составе которого учтен объем реализации услуг и объем расходов и потерь воды, соответствующий плановому уровню - 47, 83, предусмотренных постановлением администрации города Сочи от 25 ноября 2019 г. N 1914, что соответствует положениям пункта 48 Основ ценообразования и пункта 20 Методических указаний N 1746-э.
Доказательств экономической необоснованности принятых органом регулирования расходов по названной статье административным истцом в суд не представлено.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции правильно пришел к выводу, что решение тарифного органа об исключении из необходимой валовой выручки расходов по электроэнергии, связанных с приобретением Предприятием электроэнергии в завышенных размерах соответствует законодательству о тарифной регулировании, поскольку расходы на оплату электрической энергии, связанной с подъемом воды, относящейся на потери, превышающие уровень потерь воды, утвержденный в соответствии с Приложением N 22 к постановлению администрации города Сочи от 25 ноября 2019 г. N 1914, являются экономически необоснованными, соответственно, удовлетворение данных требований приведет к нарушениям принципов государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, определенных пунктами 4 и 5 части 2 статьи 3 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Правильными являются выводы суда первой инстанции относительно исключения из необходимой валовой выручки расходов по электроэнергии, обусловленных превышением фактического притока сточных вод в системе централизованного водоотведения над объемом реализации услуг водоотведения.
Согласно расчетам административного истца в 2019 г. превышение составило 38, 23 % от общего объема очищаемых сточных вод, в 2021 г. - 38, 52 %.
В связи с чем, размер расходов, связанный с приобретением электрической энергии, затраченной на очистку сточных вод, не учтенных административным истцом при установлении тарифов на водоотведение на 2023 г, составил за 2019 г. - 90 631, 62 тыс. руб, за 2021 г. - 106 820, 53тыс. руб.
Согласно экспертному заключению от 14 ноября 2022 г. N 293/2022-вк предприятию отказано во включении в состав тарифа расходов на приобретение электрической энергии на транспортировку и очистку притока сточных вод.
Судебная коллегия полагает необходимым согласиться с такими суждениями тарифного органа, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права в области тарифного законодательства.
Доводы апелляционной жалобы административного истца об обратном подлежат отклонению, как основанные на ошибочном толковании закона.
В соответствии с пунктом 64 Основ ценообразования расходы на приобретение электрической энергии (мощности) включаются в необходимую валовую выручку в объеме, определенном исходя из удельных расходов на электрическую энергию (мощность) в расчете на объем поданной воды (принятых сточных вод) и объем используемой мощности, а также исходя из плановых (расчетных) цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).
Согласно пункту 20 Методических указаний N 1746-э расходы регулируемой организации на приобретаемые электрическую энергию (мощность), тепловую энергию (мощность), другие виды энергетических ресурсов, холодную воду, теплоноситель определяются как сумма произведений расчетных экономически (технологически, технически) обоснованных объемов приобретаемых электрической энергии (мощности), тепловой энергии (мощности), других видов энергетических ресурсов холодной воды на соответственно плановые (расчетные) цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию (мощность), другие виды энергетических ресурсов, холодную воду (Приложения 2.1.2 - 2.1.6 к настоящим Методическим указаниям). Объемы приобретаемой электрической энергии (мощности), тепловой энергии (мощности) определяются с учетом показателей надежности, качества, энергетической эффективности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, определенных в установленном порядке.
В необходимую валовую выручку регулируемой организации включаются расходы на приобретение электрической энергии (мощности) в объеме, определенном исходя из удельных расходов на электрическую энергию в расчете на объем воды, в отношении которой осуществляется водоподготовка, и (или) на объем транспортируемой воды (объем сточных вод, подвергающихся очистке, и (или) объем транспортируемых сточных вод), и объема используемой мощности, а также исходя из плановых (расчетных) цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).
В соответствии с пунктом 95 Методических указаний при определении фактических расходов учитываются расходы на приобретение электрической энергии (мощности) в объеме, определенном исходя из удельных расходов на электрическую энергию в расчете на общий объем воды, в отношении которой, осуществляется водоподготовка, и (или) на общий объем транспортируемой питьевой воды (общий объем сточных вод, подвергающихся очистке, и (или) общий объем транспортируемых сточных вод), и объема используемой мощности, а также исходя из фактических цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).
Приказом Минстроя России от 4 апреля 2014 г. N 162/пр утвержден перечень показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее по тексту Перечень) и порядок и правила определения плановых значений и фактических значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее по тексту Порядок и Правила).
Пунктом 6 Порядка и Правил предусмотрено, что организация, осуществляющая водоснабжение и (или) водоотведение, рассчитывает фактические и плановые значения показателей надежности, качества и энергетической эффективности и направляет их в уполномоченные органы местного самоуправления в составе предложений в техническое задание на разработку инвестиционной программы организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, и в уполномоченный орган в проекте производственной программы.
Расчет технологически обоснованных фактических потерь и расходов воды выполняется в соответствии с приказом Минстроя России от 17 октября 2014 г N 640/пр "Об утверждении Методических указаний по расчету потерь горячей, питьевой, технической воды в централизованных системах водоснабжения при ее производстве и транспортировке" (далее по тексту Методические указания N 640/пр).
В частности, данными методическими указаниями предусмотрена структура расходов и потерь воды, порядок определения этих расходов при производстве и транспортировке воды в централизованных системах водоснабжения, то есть данными положениями регламентированы вопросы определения уровня потерь воды в системе водоснабжения, в связи с чем данные расходы подлежат включению в соответствующий тариф.
В рассматриваемой ситуации заявленные Предприятием расходы, понесенные на приобретение электроэнергии в связи с очисткой сточных вод правильно не включены тарифным органом в тариф на водоотведение, поскольку Методическими указаниями N640/пр не предусмотрен расчет расходов и потерь воды в системе водоснабжения при расчете тарифов на услуги водоотведения.
Действительно, в положениях приложения 2 и 5 Методических указаний указаны такие виды расходов воды как опорожнение, промывки и дезинфекции трубопроводов; проверки пожарных гидрантов на водоотдачу; технологических расходов системы водоснабжения; организационно-учетных расходов воды (погрешности средств измерений); утечка воды при авариях и повреждениях трубопроводов, арматуры и сооружения, однако как указано выше данные расходы подлежат включению в тариф при производстве и транспортировке воды в централизованных системах водоснабжения.
Кроме того, следует отметить, что одним из показателей энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения является показатель эффективности использования ресурсов, в том числе уровень потерь воды (пункт 5 части 1 статьи 39 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении").
В соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования N 406 при расчете необходимой валовой выручки регулируемой организации учитываются расходы на возмещение потерь воды.
Расчет потерь воды осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по расчету потерь горячей, питьевой, технической воды в централизованных системах водоснабжения при ее производстве и транспортировке, утвержденными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 17 октября 2014 г. N 640/пр.
Данными методическими указаниями определено, что расчет расходов и потерь воды осуществляется на следующих этапах: при ее производстве и при транспортировке (раздел I "Общие положения" настоящих Методических указаний).
Потери воды при повреждениях состоят из утечек воды при авариях и повреждениях трубопроводов, арматуры и сооружений; утечек воды через уплотнения сетевой арматуры; утечек воды через водоразборные колонки.
Потери воды за счет естественной убыли состоят из потерь от просачивания воды при ее подаче по напорным трубопроводам; потерь от испарения воды из открытых резервуаров.
Вместе с тем, Предприятие в рамках поданной заявки при корректировке тарифа на водоснабжение на 2023 г. таким правом не воспользовалось, расчет расходов и потерь воды, как одного из долгосрочных параметров регулирования в соответствии с Методическим указаниями N 640/пр не предоставило.
Согласно пункту 4 Основ ценообразования в систему регулируемых тарифов в сфере водоотведения входит тариф на транспортировку сточных вод.
В силу пункта 11 статьи 20 Закона N 416-ФЗ объем поверхностных сточных вод учитывается при объеме отведенных абонентом сточных вод только в случае, если прием таких сточных вод в систему водоотведения предусмотрен договором водоотведения.
В соответствии пунктов 5 постановление Правительства РФ от 29 июля 2013 г. N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" договоры холодного водоснабжения, договоры водоотведения или единые договоры холодного водоснабжения и водоотведения заключаются между абонентами и организацией водопроводно-канализационного хозяйства в соответствии с типовыми договорами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 645 "Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения" (далее - типовые договоры) (далее по тексту Правила N 644).
Отведение (прием) поверхностных сточных вод в централизованные системы водоотведения осуществляется на основании договора водоотведения, заключаемого с учетом особенностей, установленных настоящими Правилами (пункт 38 Правил).
В пункте 39 Правил указано, что договор водоотведения, предусматривающий отведение (прием) поверхностных сточных вод, заключается между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и лицом, владеющим на законном основании объектом недвижимого имущества, в том числе земельным участком, зданием, сооружением, находящимся в зоне централизованного водоотведения поверхностных сточных вод, определенной в схеме водоснабжения и водоотведения, или лицом, осуществляющим проектирование и (или) строительство, реконструкцию в рамках реализации программы реновации жилищного фонда в городе Москве. До утверждения схемы водоснабжения и водоотведения новые договоры водоотведения заключаются с абонентами, в отношении которых согласно решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации применяются тарифы на водоотведение для поверхностных сточных вод, либо если возможность отведения (приема) поверхностных сточных вод от объектов таких абонентов предусмотрена условиями подключения (технологического присоединения).
В договоре водоотведения, предусматривающем отведение (прием) поверхностных сточных вод, определяются точки приема поверхностных сточных вод (пункт 43 Правил).
Пунктом 40 Правил предусмотрено, что зона централизованного водоотведения поверхностных сточных вод определяется органом местного самоуправления в схеме водоснабжения и водоотведения в отношении каждой организации водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющей отведение (прием) поверхностных сточных вод.
Постановлением администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края от 28 февраля 2022 г. N459 утверждена "Актуализированная схема водоснабжения и водоотведения муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края на 2015-2032 годы".
В соответствии с данным постановлением основной составляющей неорганизованного притока сточных вод являются поверхностные воды (инфильтрационные и дренажные), поступающие через неплотности в соединениях канализационных труб, через трещины и сколы колодцев, которые составляют 70-80% от общего объема неорганизованного притока.
Коммерческий учет и договорная работа по приему поверхностных сточных вод, принятых (отведенных) в централизованную систему водоотведения, в соответствии с Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" и приказом Минстроя РФ от 17 октября 2014 г. N 639/пр ответчиком с потребителями не организована и не проводится, счета на оплату не предъявляются.
Таким образом, поверхностные сточные воды могут являться объектом водоотведения в случае, если они образуются в специально определенной для этого зоне централизованного водоотведения, предназначенной для приема таких вод.
При этом обязанность по оплате таких сточных вод, может быть возложена на лицо, владеющее на законном основании объектом недвижимого имущества, в том числе земельным участком, зданием, сооружением, находящимся в зоне централизованного водоотведения поверхностных сточных вод, определенной в схеме водоснабжения и водоотведения.
Предоставление необходимых документов является обязанностью регулируемой организации. Бремя неблагоприятных последствий непредставления в регулирующий орган документов, подтверждающих обоснованность включения расходов в НВВ в виде риска принятия регулирующим органом решения без учета всех, возможно и объективно существующих, обстоятельств, лежит на регулируемой организации (пункт 13 Регламента установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения).
Отсутствие предложения тарифного органа представить дополнительные материалы не свидетельствует о нарушении принципов соблюдения баланса экономических интересов регулируемой организации и потребителей, обеспечение стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, а также практики оценки обосновывающих материалов, и не создает непреодолимых препятствий для установления экономически обоснованного тарифа.
Законодательством не предусмотрена обязанность регулирующего органа запрашивать дополнительные материалы, отсутствие которых не является непреодолимым препятствием для корректировки тарифа. Приведенное полномочие является правом тарифного органа, непринятие мер к реализации которого не может свидетельствовать о нарушении процедуры принятия оспариваемого правового акта.
При этом на регулируемую организацию возложена обязанность предоставления соответствующего комплекта документов, содержащего необходимые и достаточные сведения для установления тарифа. Неисполнение данной обязанности имеет неблагоприятные последствия в виде риска принятия регулирующим органом решения без учета всех, возможно и объективно существующих, обстоятельств.
МУП муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края "Водоканал"", являясь профессиональным участником рынка водоснабжения и водоотведения, должно быть заинтересовано в проявлении собственной инициативы по представлению обосновывающих материалов для корректировки тарифа, выгодного для осуществления деятельности по оказанию соответствующих услуг.
Таким образом, в связи с непредставлением Предприятием документов, подтверждающих экономическое обоснование расходов на приобретение электроэнергии по очистке дополнительного притока сточных вод (атмосферные осадки), судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований по оспариваемому показателю.
Учитывая приведенные данные, суд пришел к верному выводу, что оспариваемое постановление не противоречит нормам действующего законодательства и основано на представленных сторонами доказательствах, в связи с чем, у суда отсутствуют правовые основания для признания его незаконным в судебном порядке.
Содержание апелляционной жалобы Предприятия по своей сути сводится к изложению доводов заявления, адресованного суду первой инстанции, которые рассмотрены этим судом и им дана надлежащая оценка.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются собранными по делу доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 84 КАС РФ, и согласуются в полной мере с нормами материального права, регулирующими данные правоотношения.
Судебная коллегия полагает, что решение суда вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренные статьей 310 КАС РФ основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 307, 308, 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 25 июля 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края "Водоканал" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.