Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Катанаевой А.С, судей Колпаковой А.В, Струковой А.А, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Туйчиевой Т.С, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-19/2023 по административному исковому заявлению Хадикова ФИО11 об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости
по апелляционной жалобе Правительства Республики Северная Осетия-Алания на решение Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 30 августа 2023 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Катанаевой А.С, объяснения представителя административного ответчика Правительства Республики Северная Осетия-Алания ФИО6, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу представителя административного истца ФИО7, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, указав в обоснование, что установленная кадастровая стоимость существенно превышает рыночную стоимость здания, что приводит к необоснованному увеличению налоговых платежей.
Обжалуемым решением Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 30 августа 2023 года, с учетом определения суда от 30 августа 2023 года об исправлении описки, заявленный административный иск удовлетворен. По состоянию на 2 июня 2015 года установлена кадастровая стоимость здания с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости 29 561 468 руб. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости определено считать 30 декабря 2021 года.
Правительством Республики Северная Осетия-Алания подана апелляционная жалоба на решение суда, в которой административный ответчик просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административного иска. Полагает, что судебная экспертиза, положенная в основу принятого решения суда, проведена с нарушениями законодательства об оценочной деятельности. Полагает, что Правительство не является надлежащим ответчиком по делу, т.к. не устанавливало кадастровую стоимость здания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав участников процесса, проверив законность и обоснованность решения по правилам части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также КАС РФ), судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, административный истец является собственником нежилого здания с кадастровым номером N.
Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 21 декабря 2012 года N 433 утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Республики Северная Осетия-Алания, а также средние и минимальные удельные показатели значения кадастровой стоимости объектов недвижимости кадастровых кварталов, а также минимальные удельные показатели кадастровой стоимости объектов недвижимости населенных пунктов, муниципальных образований на территории муниципальных образований Республики Северная Осетия-Алания по состоянию на 1 января 2013 года.
Из материалов дела усматривается, что кадастровая стоимость указанного здания была определена при его постановке на кадастровый учет 1 июня 2015 года в порядке статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности" (далее - Закон об оценочной деятельности) и составила на 2 июня 2015 года 50 054 579, 41 руб.
В соответствии со статьей 24.18 Закон об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
С учетом изложенного, суд первой инстанции в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" пришел к обоснованному выводу о том, что результаты определения кадастровой стоимости недвижимого имущества затрагивают права административного истца, могут быть оспорены им в установленном законом порядке.
В силу части 5 статьи 247 КАС РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
При этом обязанность доказывания указанных в статье 248 КАС РФ оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости по общему правилу возлагается на административного истца, поскольку им реализуется право на установление в судебном порядке кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной.
В обоснование доводов о том, что кадастровая стоимость объекта недвижимости является завышенной, административный истец представил отчет об оценке рыночной стоимости от 6 декабря 2021 года N 1900/2021-А, составленный частнопрактикующим оценщиком ФИО8, согласно которому рыночная стоимость объекта недвижимости на дату оценки составляет 6 294 300 руб.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследовав отчет об оценке объекта недвижимости, суд первой инстанции определением от 25 февраля 2022 года назначил по делу судебную оценочную экспертизу, проведение которой было поручено экспертам Федерального бюджетного учреждения "Северо-Кавказский центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы от 28 июня 2023 года N 747/10-4, выполненному экспертом ФИО9 ФБУ Северо-Кавказский РЦСЭ Минюста России, рыночная стоимость здания по состоянию на 2 июня 2015 года составила 29 561 468 руб.
Административным истцом заявленные требования были уточнены с учетом размера рыночной стоимости, установленной заключением эксперта.
Оценив заключение эксперта в совокупности с другими представленными по делу доказательствами по правилам статьи 84 КАС РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований не доверять выводам эксперта. Данное заключение содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объекта недвижимости, и соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности. Выводы заключения содержат информацию, необходимую для выяснения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела.
Указывая в своей апелляционной жалобе на допущенные экспертом нарушения законодательства об оценочной деятельности, административным ответчиком конкретные нарушения в обоснование доводов жалобы не приводятся.
При этом, экспертом в заключении приведены ценообразующие факторы, влияющие на стоимость объекта исследования; выводы эксперта не противоречивы, аргументированы и последовательны, изложенные в них суждения не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Расчет рыночной стоимости объекта оценки полностью подтверждается собранной информацией и исчерпывающим анализом ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости; приведены все необходимые ссылки на источники использованной информации, а также методов и методик определения рыночной стоимости, отражен порядок проведения расчетов, позволяющий осуществить проверку результатов, полученных экспертом.
Эксперт предупрежден судом об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со статьей 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, о чем дал подписку; последняя представлена вместе с заключением по результатам оценочной экспертизы и приобщена к материалам дела; в заключении эксперт ответил на поставленный вопрос.
Суд апелляционной инстанции, принимая во внимание, что обоснованность доводов административного истца о несоответствии кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества его рыночной стоимости нашла подтверждение в ходе судебного разбирательства, иных допустимых доказательств рыночной стоимости, кроме заключения судебной оценочной экспертизы не имеется, учитывая, что данным заключением подтвержден размер рыночной стоимости объекта недвижимого имущества, соглашается с выводами суда первой инстанции об установлении кадастровой стоимости в указанном в судебном акте размере.
Вопреки доводам апелляционной жалобы при разрешении заявленных требований судом первой инстанции Правительство Республики Северная Осетия-Алания обоснованно привлечено к участию в деле в качестве административного соответчика, как орган, утвердивший удельные показатели кадастровой стоимости своим Постановлением от 21 декабря 2012 года N 433.
В силу части 4 статьи 38 КАС РФ под административным ответчиком понимается лицо, к которому предъявлено требование по спору, возникающему из административных или иных публичных правоотношений, либо в отношении которого административный истец, осуществляющий контрольные или иные публичные функции, обратился в суд.
Вопреки доводам апелляционной жалобы о незаконности судебного решения и необходимости его отмены, суд апелляционной инстанции находит выводы суда обоснованными и не подлежащими переоценке.
Нарушений процессуальных прав лиц, участвующих в деле, при рассмотрении дела не допущено, решение суда об удовлетворении требований административного истца следует признать законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 30 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Республики Северная Осетия-Алания - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой тридцать пятой Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение шести месяцев.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19 декабря 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.