Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Катанаевой А.С, судей Колпаковой А.В, Семейкиной С.А, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Туйчиевой Т.С, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-165/2023 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "РЕСТОР" о признании нормативных правовых актов недействующими в части, по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "РЕСТОР" на решение Ставропольского краевого суда от 22 августа 2023 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Катанаевой А.С, заключение прокурора отдела Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО7 об отсутствии оснований для отмены решения суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 28 декабря 2020 года N 1462 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год (далее - Перечень на 2021 год).
Приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 24 декабря 2021 года N 1004 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год (далее - Перечень на 2022 год).
Административный истец обратился в суд с административным иском о признании недействующими пункта 9413 Перечня на 2021 год, пункта 9597 Перечня на 2022 год, в которые включено принадлежащее ООО "РЕСТОР" на праве собственности нежилое помещение, ссылаясь на отсутствие для этого оснований, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также НК РФ).
Решением Ставропольского краевого суда от 22 августа 2023 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить, вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований.
От административного ответчика министерства имущественных отношений Ставропольского края поступили письменные возражения относительно доводов апелляционной жалобы.
Изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, возражениях на нее, проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Требования административного истца по настоящему делу рассмотрены судом в порядке главы 21 КАС РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
Статьей 378.2 НК РФ предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
Из пункта 1, подпункта 2 пункта 2 статьи 406 НК РФ следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 данной статьи.
Законом Ставропольского края от 26 ноября 2003 года N 44-кз "О налоге на имущество организаций" в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации введен налог на имущество организаций на территории Ставропольского края, установлены ставка налога, порядок и сроки уплаты налога, особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества, а также налоговые льготы.
В соответствии со статьей 1.1 названного закона, налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 250 квадратных метров и помещения в них; нежилые помещения общей площадью свыше 250 квадратных метров, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов либо которые фактически используются для размещения торговых объектов.
Налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении указанных объектов недвижимого имущества, перечень которых устанавливается министерством имущественных отношений Ставропольского края.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции установил, что оспариваемый нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий министерства имущественных отношений Ставропольского края с соблюдением требований законодательства к форме нормативных правовых актов, порядку принятия и введения их в действие.
Решение суда в данной части не обжалуется.
Условия отнесения зданий и помещений к объектам налогообложения, налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость, определены в пункте 1 статьи 378.2 НК РФ. Критерии отнесения зданий и помещений к объектам налогообложения, указанным в данном пункте, перечислены в пунктах 3-5 статьи 378.2 НК РФ.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых пунктов перечней не действующими, указал на обоснованность включения помещения в перечни как помещения в здании торгового центра.
Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции соглашается.
Согласно подпунктам 1, 2 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует и установлено судом, что ООО "Рестор" является собственником нежилого помещения с кадастровым номером N площадью 1502, 9 кв.м, назначение "нежилое", наименование "административное, торговое", количество этажей 4.
Указанное нежилое помещение расположено в здании с кадастровым номером N, которое также включено в Перечни на 2021 и 2022 год (пункты 2165 и 2126 соответственно).
Данное здание расположено в пределах земельного участка с кадастровым номером N с видом разрешенного использования "для обслуживания здания (без права капитального строительства)".
Согласно экспликации к поэтажному плану строения технического паспорта на здание, составленного ГУП СК "Крайтехинвентаризация" по состоянию на 2 февраля 2011 года, помещения здания с назначением "кухня" (60, 6 кв.м), магазин (79, 1 кв.м), банкетный зал (33, 7 кв.м, 25, 8 кв.м, 29, 7 кв.м), ресторан (250, 9 кв.м), то есть предусматривающие размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, составляют более 20% общей площади здания.
С учетом изложенного судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о правомерности включения помещений в оспариваемые перечни, как помещения в здании, предназначенном для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Доводы апелляционной жалобы об использовании помещения как склада, отсутствии обследования помещений и здания на предмет фактического использования повторяют позицию административного истца в суде первой инстанции, которой дана оценка в обжалуемом решении, с указанием на отсутствие правового значения указанных обстоятельств по причине включения помещений в Перечни по предназначению здания на основании технической документации, а не по фактическому использованию, что соответствует условиям подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ и не противоречит положениям статьи 1.1 закона Ставропольского края от 26 ноября 2003 года N 44-кз "О налоге на имущество организаций".
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ставропольского краевого суда от 22 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РЕСТОР" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой тридцать пятой Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение шести месяцев.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 26 декабря 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.