Судья судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Струкова А.А., рассмотрев без проведения судебного заседания административное дело N 3а-8/2023 (3а-102/2022) по административному исковому заявлению Гузиевой А.И. к ГБУ Кабардино-Балкарской Республики "Государственная кадастровая оценка недвижимости" об оспаривании решения бюджетного учреждения от 31 октября 2022 года N ОРС-07/2022/000048 об отказе в установлении кадастровой стоимости равной рыночной и об установлении кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером N равной рыночной стоимости по состоянию на 10 августа 2022 года
по частной жалобе Гузиевой А.И. на определение Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 14 ноября 2023 года об оставлении без удовлетворения заявления о взыскании расходов на оплату услуг представителя,
УСТАНОВИЛА:
Гузиева А.И. обратилась 1 декабря 2022 года в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики в порядке, предусмотренном статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", с административным исковым заявлением к ГБУ Кабардино-Балкарской Республики "Государственная кадастровая оценка недвижимости" об оспаривании решения бюджетного учреждения от 31 октября 2022 года N ОРС-07/2022/000048 об отказе в установлении кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером N равной рыночной и об установлении кадастровой стоимости объекта в размере его рыночной стоимости по состоянию на 10 августа 2022 года в размере 1 840 119 руб.
В ходе производства по делу к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Министерство экономического развития Кабардино-Балкарской Республики.
Решением Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 21 июня 2023 года в удовлетворении требования о признании незаконным решения бюджетного учреждения от 31 октября 2022 года N ОРС-07/2022/000048 отказано, установлена кадастровая стоимость указанного объекта равной его рыночной стоимости по состоянию на 10 августа 2022 года в размере 2 442 000 руб.
Решение вступило в законную силу 28 июля 2023 года.
27 октября 2023 года в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики поступило заявление представителя Гузиевой А.И. - Шуковой З.И. о взыскании с административных ответчиков расходов по оплате услуг представителя в размере 50 000 руб.
Определением Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 14 ноября 2023 года в удовлетворения заявления о взыскании расходов на оплату услуг представителя отказано.
В частной жалобе на указанное определение Гузиева А.И. просит его отменить и принять новое определение о взыскании соответствующих судебных расходов, ссылаясь на то, что избранный ею способ защиты права на пересмотр кадастровой стоимости объекта по основанию установления его рыночной стоимости соответствует положениям статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ, требование об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости по состоянию на 10 августа 2022 года удовлетворены, вступившим в законную силу решением суда по настоящему делу установлено существенное расхождение между кадастровой и рыночной стоимостью, в связи с чем суда от 21 июня 2023 года не может быть признано вынесенным в пользу административных ответчиков.
В силу положений части 2, части 2.1 статьи 315 КАС РФ частная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания судьей единолично.
Проверив законность определения, изучив изложенные в частной жалобе доводы и исследовав материалы административного дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при вынесении определения от 14 ноября 2023 года не допущено.
В соответствии с частью 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела, к которым, помимо прочих, в силу пункта 1 статьи 106 КАС РФ относятся суммы, подлежащие выплате экспертам.
По общему правилу, предусмотренному частью 1 статьи 111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
В данном случае порядок пересмотра кадастровой стоимости объекта по основанию установления рыночной стоимости урегулирован статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" при том, что постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 29 марта 2021 года N 63-ПП установлена дата перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости на территории Кабардино-Балкарской Республики - 1 апреля 2021 года.
Заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (часть 7 статьи 22.1).
Частью 11 этой же статьи определено, что бюджетное учреждение вправе принять следующие решения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости:
1) об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, указанной в отчете об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости;
2) об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в связи с использованием неполных и (или) недостоверных сведений, расчетными или иными ошибками, повлиявшими на итоговый результат определения рыночной стоимости такого объекта недвижимости, нарушением требований законодательства об оценочной деятельности при составлении отчета об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости (далее - решение об отказе в установлении рыночной стоимости).
На основании части 15 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 30 июня 2021 года, разъяснено, что часть 15 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ предусматривает возможность оспаривания в суде решения бюджетного учреждения. Требование об установлении рыночной стоимости может быть заявлено только одновременно с таким требованием и не носит самостоятельного характера.
Применительно к распределению судебных расходов при установлении рыночной стоимости объекта недвижимости в порядке, предусмотренном статьей 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, обращено внимание на необходимость учета разъяснений, содержащихся, в частности, в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", о том, что принципом распределения судебных расходов выступает возмещение судебных расходов лицу, которое их понесло, за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу.
Принимая во внимание, что в удовлетворении основного требования Гузиевой А.И. об оспаривании решения бюджетного учреждения отказано, бремя несения расходов по оплате услуг представителя подлежит возложению на административного истца.
Само по себе удовлетворение не имеющего самостоятельного характера требования о пересмотре кадастровой стоимости по основанию установления рыночной стоимости на определенную административным истцом дату не порождает у административных ответчиков обязанности по несению судебных расходов, связанных с оплатой услуг представителя административного истца.
Установленное в данном случае расхождение между кадастровой и рыночной стоимостью объекта не имеет определяющего значения для разрешения вопроса о распределении судебных расходов при том, что кадастровая стоимость названного объекта установлена по состоянию на 1 января 2021 года, административным истцом были заявлены требования об установлении кадастровой стоимости равной рыночной по состоянию на 10 августа 2022 года, обращение в суд с административным исковым заявлением в порядке, предусмотренном частью 15 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, направлено на реализацию законного права административного истца на установление кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости на избранную Гузиевой А.И. дату.
Таким образом, обжалуемое определение от 14 ноября 2023 года постановлено с соблюдением норм процессуального права, оснований для его отмены в апелляционном порядке, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, не имеется.
Руководствуясь статьями 316, 317 КАС РФ, ОПРЕДЕЛИЛА:
Определение Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 14 ноября 2023 года - оставить без изменения, частную жалобу Гузиевой А.И. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Пятый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья А.А. Струкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.