Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Римский Я.А., рассмотрев жалобу старшего инспектора отдела государственного контроля Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) Янкова Д.Н. на вступившее в законную силу решение судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 14 сентября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 36 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - акционерного общества "Вилюйская ГЭС-3",
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего инспектора отдела государственного контроля Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) (далее - Управление Росгвардии по Республике Саха (Якутия)) от 21 июля 2023 года N, оставленным без изменения решением судьи Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) от 10 августа 2023 года, юридическое лицо - акционерное общество "Вилюйская ГЭС-3", (далее - АО "Вилюйская ГЭС-3") привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 36 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере "данные изъяты".
Решением судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 14 сентября 2023 года решение судьи районного суда отменено, дело направлено по подсудности в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) на рассмотрение со стадии принятия жалобы.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, старший инспектор отдела государственного контроля Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) Янков Д.Н. просит вступившие в законную силу решение судьи республиканского суда отменить, приводя доводы о его незаконности, дело направить на новое рассмотрение.
АО "Вилюйская ГЭС-3" в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возражений на данную жалобу не представило.
В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объёме.
Изучив доводы жалобы, материалы истребованного дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
Частью 36 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица) войск национальной гвардии Российской Федерации, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в установленных сферах деятельности.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 2 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" на войска национальной гвардии возлагается выполнение федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия и в области частной охранной и частной детективной деятельности, а также за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны.
На основании положений части 3 статьи 9 указанного Федерального закона войска национальной гвардии уполномочены выдавать предписания о соблюдении установленных требований инженерно-технической укреплённости объектов и об обеспечении безопасности граждан, выдавать в ходе осуществления контроля за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны, а также за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.
Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в 16 часов 00 минут по адресу: "адрес", должностными лицами отдела государственного контроля Управления Росгвардии по Республике Саха (Якутия) проведена внеплановая выездная проверка вверенного объекта топливно-энергетического комплекса филиала Светлинская ГЭС в целях осуществления контроля за устранением ранее выявленных нарушений указанных в пунктах 1, 3, 4, 9-12 предписания Управления Росгвардии по Республике Саха (Якутия) об устранении выявленных нарушений от ДД.ММ.ГГГГ, срок исполнения которых истёк 14 июня 2023 года.
По результатам указанной проверки было выявлено, что АО "Вилюйская ГЭС-3" не выполнены пункты 4, 9, 11-12 указанного предписания в установленный срок.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении АО "Вилюйская ГЭС-3" производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 36 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и привлечения юридического лица к административной ответственности по указанной норме на основании постановления старшего инспектора отдела государственного контроля Управления Росгвардии по Республике Саха (Якутия) от 21 июля 2023 года ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия), рассматривая жалобу АО "Вилюйская ГЭС-3" на постановление по делу об административном правонарушении с изложенными в нём выводами согласился.
Отменяя решение судьи районного суда от 10 августа 2023 года, судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия), сославшись на положения пункта 3 части 1 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указал, что жалоба на постановление должностного лица Управления Росгвардии по Республике Саха (Якутия) судьёй районного суда рассмотрена с нарушением территориальной подсудности, поскольку административный орган располагается по адресу: Республика Саха (Якутия), город Якутск, Вилюйский тракт, 4 км, дом N 3 "Б", а указанный адрес относится к юрисдикции Якутского городского суда Республики Саха (Якутия).
С указанными выводами судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) суда нельзя согласиться в силу следующего.
По общему правилу, установленному частью 1 статьи 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.
Как следует из разъяснений, содержащихся в подпункте "з" пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места жительства физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, места исполнения должностным лицом своих обязанностей либо места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со статьёй 54 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 настоящего Кодекса, в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
Как усматривается из постановления старшего инспектора отдела государственного контроля Управления Росгвардии по Республике Саха (Якутия) от 21 июля 2023 года N дело об административном правонарушении было рассмотрено по адресу: Республика Саха (Якутия), Мирнинский район, город Мирный, шоссе Кузакова, дом N 5.
Указанный адрес относится к юрисдикции Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия).
Таким образом, вывод судьи о том, что жалоба на постановление должностного лица рассмотрена судьёй Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) с нарушением правил территориальной подсудности, является ошибочным.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах, решение судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 14 сентября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 36 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО "Вилюйская ГЭС-3", подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в Верховный Суд Республики Саха (Якутия).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
жалобу старшего инспектора отдела государственного контроля Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) Янкова Д.Н. удовлетворить частично.
Решение судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 14 сентября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 36 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - акционерного общества "Вилюйская ГЭС-3", отменить.
Дело возвратить на новое рассмотрение в Верховный Суд Республики Саха (Якутия).
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Я.А. Римский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.