Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г. и Соколовой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФСИН России, УФСИН России по Хабаровскому краю, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Хабаровскому краю на решение Ванинского районного суда Хабаровского края от 10 апреля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 23 июня 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Комсомольского-на-Амуре прокурора за соблюдением законов в исправительных учреждениях к ФКУ ИК-1 УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России о признании бездействия незаконным, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, возражения относительно доводом кассационной жалобы прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО4, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Комсомольский-на-Амуре прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в Ванинский районный суд Хабаровского края с вышеназванным исковым заявлением и просил признать незаконным бездействие ФКУ ИК-1 УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю и возложить на административных ответчиков обязанность привести помещения ФКУ ИК-1 УФСИН России по Хабаровскому краю в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (с перечислением помещений, подлежащих ремонту, объёма работ и перечень имущества и инвентаря, которыми должны быть обеспечены помещения исправительного учреждения).
Определением судьи Ванинского районного суда Хабаровского края от 17 февраля 2023 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена ФСИН России.
Решением Ванинского районного суда Хабаровского края от 10 апреля 2023 года постановлено признать незаконным бездействие ФКУ ИК-1 УФСИН России по Хабаровскому краю и на ФКУ ИК-1 УФСИН России по Хабаровскому краю возложены заявленные административным истцом обязанности, определив срок исполнения таких обязанностей - в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. В удовлетворении требований к УФСИН России по Хабаровскому краю и ФСИН России отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 23 июня 2023 года решение Ванинского районного суда Хабаровского края от 10 апреля 2023 года отменено в части признания незаконным бездействия ФКУ ИК-1 УФСИН России по Хабаровскому краю и возложения обязанности оборудовать камеры OK NN 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, ОК ПН NN 1, 2, 3, 4, 5, 6, камеры ШИЗО NN 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, камеры БМ NN 1, 2, 3, 4, 5, 6, комнату приёма осужденных администрацией и медперсоналом ШИЗО-ОК, здания общежития отрядов NN 1, 2 горячим водоснабжением, предусмотрев подводку горячей воды к санитарно-техническим приборам, требующим обеспечения холодной и горячей водой (умывальники, раковины), с принятием в указанной части нового решения, которым в удовлетворении административных исковых требований в указанной части отказано. Решение Ванинского районного суда Хабаровского края от 10 апреля 2023 года изменено в части срока исполнения требований судебного акта, с установлением срока в течение 24 месяцев со дня вступления решения в законную силу. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
12 октября 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ФСИН России, УФСИН России по Хабаровскому краю, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Хабаровскому краю, поданная через Ванинский районный суд Хабаровского края 21 сентября 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных актов в части, и принятии по делу нового судебного решения об отказе в удовлетворении требований в оспариваемой части.
В обоснование своей позиции кассаторы сослались на нарушение судами первой и апелляционной инстанции норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам административного дела. Так, по мнению кассаторов, судами первой и апелляционной инстанции не дана надлежащая оценка их доводам в части отсутствия бездействия по: - оборудованию, располагающихся на первом этаже здания блока ШИЗО/ОК одиночных камер NN 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, одиночных камер постоянного наблюдения NN 1, 2, 3, 4, 5, 6, камер штрафного изолятора NN 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, камер безопасного места NN 1, 2, 3, 4, 5, 6 антивандальным унитазом, который разместить в кабине, с выполнением перегородки кабины кирпичными, толщиной 120 мм на всю высоту камеры, с установлением в дверном проёме кабины полноразмерного дверного блока с дверным полотном, открывающимся наружу; - оборудованию ОК NN 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, ОК ПН NN 1, 2, 3, 4, 5, 6, камеры ШИЗО NN 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, камеры БМ NN 1, 2, 3, 4, 5, 6 вытяжной вентиляцией с механическим или естественным побуждением, магистральным воздуховодом механической системы вентиляции, прокладываемым по общему коридору, внутристенными, пристенными вытяжными каналами; - оборудовать общежитие отрядов NN 1, 2 помещениями общего пользования: душевыми, постирочными, гладильными, комнатами для сушки белья, кухнями, помещениями для обработки и хранения уборочного инвентаря, кладовыми для хранения хозяйственного инвентаря, бельевыми, камерами хранения личных вещей.
На момент постройки ШИЗО ФКУ ИК-1 УФСИН России по Хабаровскому краю, общежитий отрядов N 1 и N 2, в 1979 и 1980 годах здания запроектированы в соответствии с нормами проектирования исправительного учреждения, действовавшими в период проектирования и строительства данных объектов - "Указания по проектированию и строительству ИТУ и военных городков войсковых частей МВД СССР" (ВСН 10-73/СВД СССР), утверждённые МВД СССР 20 декабря 1973 года. Кассатор считает, что Свод Правил 308.1325800.2017, введённый в действие с 21 апреля 2018 года не распространяется на здания, возведённый ранее, что судом не исследовался вопрос о наличии технической возможности для совершения определённых действий, указанных в требованиях прокурора.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 07 ноября 2023 года кассационная жалоба ФСИН России, УФСИН России по Хабаровскому краю, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Хабаровскому краю передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, представители административных ответчиков в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав возражения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО5, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Принимая оспариваемые судебные акты, с учётом частичной отмены апелляционным определением решения суда первой инстанции, об удовлетворении требований прокурора в части в отношении ФКУ ИК-1 УФСИН России по Хабаровскому краю, суды первой и апелляционной инстанции, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, сослались на положения Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы, утверждённого приказом Минюста России от 04 сентября 2006 года N 279, Инструкции по технической эксплуатации зданий и сооружений учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утверждённой приказом Минюста России от 28 сентября 2001 года N 276, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждённых приказом Минюста России от 04 июля 2022 года N 110, Норм создания материально-технической базы для организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 1997 года N 974, Номенклатуры норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утверждённой приказом ФСИН России от 27 июля 2006 года N 512, а также на Санитарные нормы и правила, установили, что в ходе прокурорской проверки ФКУ ИК-1 УФСИН России по Хабаровскому краю были установлены многочисленные нарушения уголовно-исполнительного законодательства и иного законодательства, в том числе законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия граждан Российской Федерации при исполнении уголовных наказаний (наличие грязи, дефектов, повреждений и следов протекания защитного покровного слоя штукатурки, облицовки, лакокрасочных и
других покрытий, окраски поверхностей стен, полов, потолка, дверей, дверных проемов, световых проемов, инженерного оборудования; отсутствие предусмотренной мебели и имущества; откидные металлические кровати с поверхностными повреждениями, деформациями, ржавчиной, не окрашены, а устройства, предназначенные для закрытия данных кроватей в дневное время на замок, неисправны; столы для приёма пищи с поверхностными повреждениями, деформациями и ржавчиной металлической конструкции, не окрашены, приварены к кровати; скамьи для сидения с поверхностными повреждениями, деформациями и ржавчиной металлической конструкции, не окрашены; инженерное оборудование (раковина, чаша "Генуя", кран, трубы, подводящие воду к раковине) со следами коррозии металла, деформациями, не окрашено, грязное, с поверхностными повреждениями; отсутствует кабина из кирпича толщиной 120 мм на всю высоту камеры, в дверном проеме кабины отсутствует полноразмерный дверной блок с дверным полотном, открывающимся наружу; соответствующие помещения не оборудованы антивандальным унитазом; на створках переплётов окон отсутствуют ветровые крючки или другие фиксирующие устройства, исключающие поломку переплётов, выпадение стекол от ветровой нагрузки; отсутствуют задвижки и другие запоры, которые должны закрываться до упора во избежание перекоса переплетов; отсутствуют целые стекла в оконных переплётах, указанных в справке прокурора, камер; перечисленные в справке камеры, комната приема осужденных администрацией и медперсоналом ШИЗО-ОК, здание общежития отрядов NN 1, 2 не оборудованы горячим водоснабжением, не предусмотрена подводка горячей воды к санитарно-техническим приборам, требующим обеспечения холодной и горячей водой (умывальники, раковины); отсутствует вытяжная вентиляция с механическим или естественным побуждением; отсутствует магистральный воздуховод механической системы вентиляции, прокладываемый по общему коридору; отсутствуют внутристенные, пристенные вытяжные каналы, самостоятельные для каждого
помещения; выявлены дефекты электросетей, наличие пыли на осветительной арматуре, наличие разбитых и испорченных электропатронов в некоторых помещения; общежитие отрядов NN 1, 2 не обеспечено всеми предусмотренными коммунально-бытовыми помещениями и помещениями общего пользования; в некоторых отрядах со строгими условиями отбывания наказания отсутствуют специально отведённые места для хранения одноразовых бритв индивидуального использования, бритвенных принадлежностей, посуды для приёма пиши (за исключением кружек) и сигарет (табачных изделий, предназначенных для курения); отсутствуют специально отведённые места для хранения продуктов питания, принадлежащих осужденным к лишению свободы в ИК особого режима, отбывающим наказание в строгих условиях; в отрядах NN 1, 2, 4, 5 в комнатах для приёма пищи общежития отсутствуют специально оборудованные шкафы и холодильники для хранения продуктов питания, пришли к правильному выводу о наличии незаконного бездействия исправительного учреждения по устранению выявленных нарушений, возложив на ФКУ ИК-1 УФСИН России по Хабаровскому краю обязанность устранить данные нарушения. При этом, суд апелляционной инстанции обоснованно исключил из объёма нарушений обязанность по оборудованию помещений исправительного учреждения горячим водоснабжением, предусмотрев подводку горячей воды к санитарно-техническим приборам, требующим обеспечения холодной и горячей водой (умывальники, раковины), и увеличил срок для исправления недостатков до 24 месяцев.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции представителем ФСИН России, УФСИН России по Хабаровскому краю, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Хабаровскому краю, в том числе в своей кассационной жалобе, не представлено.
Изложенные в оспариваемых судебных актах выводы сомнений в правильности не вызывают, поскольку соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела.
Выводы судов мотивированы и в кассационной жалобе по существу кассаторами не опровергнуты. Нарушения требований статей 60, 61, 62, 64, 84 КАС РФ при сборе и оценке доказательств, равно как и нарушения норм материального права, при рассмотрении данного дела судами не допущено.
Судами двух инстанций дана оценка всем доводам кассаторов, вновь изложенным в кассационной жалобе, с учётом обстоятельств дела и применительно к нормам закона, регулирующим спорные правоотношения, результаты оценки отражены в обжалуемых судебных постановлениях.
Доводы кассационной жалобы не влекут отмену обжалуемых судебных постановлений, в том числе в оспариваемой части, так как не содержат правовых оснований к их отмене, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судов, а также к выражению несогласия с оценкой судами доказательств по делу и обстоятельств, послуживших основанием для выводов судов по существу спора.
Между тем, решение вопроса исследования и оценки доказательств в силу статей 178, 308, 310 КАС РФ отнесено к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанции, поэтому связанные с ним доводы кассаторов, согласно части 3 статьи 329 КАС РФ, не могут служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке.
В частности, положения части 3 статьи 329 КАС РФ, находясь в системной взаимосвязи с другими положениями главы 35 данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных постановлений право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанции, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанции правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
Ревизия доказательственной стороны данного спора, заложенная в доводах жалобы, находится за пределами полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных постановлений, вопреки доводам кассационной жалобы, судами допущено не было.
Оснований, предусмотренных частями 2, 3 статьи 328 КАС РФ, для отмены или изменения оспариваемых судебных постановлений, по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ванинского районного суда Хабаровского края от 10 апреля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 23 июня 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФСИН России, УФСИН России по Хабаровскому краю, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Хабаровскому краю - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.