Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Ровенко П.А, Королевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Хабаровской таможни на решение Благовещенского городского суда Амурской области от 20 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 10 августа 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Хабаровской таможни к ФИО1 о взыскании таможенных платежей и пени.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав объяснения представителя Хабаровской таможни ФИО5, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Хабаровская таможня (далее также - таможенный орган) обратилась в Благовещенский городской суд Амурской области с административным исковым заявлением к ФИО1, в котором, с учётом последующего уточнения заявленных требований, просила взыскать с административного ответчика сумму неуплаченных таможенных платежей в размере 858 941 рубля 71 копейки, а также пеню, начисленную на данную задолженность за период с 13 июля 2018 года по 20 апреля 2023 года, в размере 666 362 рублей 23 копеек (всего - 1 525 303 рубля 94 копейки).
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в ходе проведённой камеральной проверки установлен факт неуплаты ФИО6 таможенных платежей при ввозе из Республики Армения на территорию Российской Федерации 12 июля 2018 года легкового автомобиля марки "Toyota Crown 2.5", 2005 года выпуска, номер кузова (VIN) N, государственный регистрационный знак Республики Армения N, размер которых, составляющий разницу между суммой таможенных пошлин, уплаченных в Республике Армения, и таможенных пошлин подлежащих уплате в Российской Федерации, равен 858 941 рублю 71 копейке.
13 июля 2021 года таможенным органом в адрес ФИО1 направлялось уточнённое уведомление от 12 июля 2021 года N 10703000/УУ2021/0000003 о необходимости уплаты соответствующей задолженности, а также пени в размере 159 930 рублей 19 копеек, которое исполнено не было.
Судебный приказ от 17 сентября 2021 года N, вынесенный исполняющим обязанности мирового судьи Амурской области по Благовещенскому городскому судебному участку N 9 по заявлению Хабаровской таможни, был отменён определением мирового судьи от 21 марта 2022 года в связи с поступлением от ФИО1 возражений относительно его исполнения.
Решением Благовещенского городского суда Амурской области от 20 апреля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 10 августа 2023 года, административное исковое заявление таможенного органа удовлетворено частично: с ФИО1 в пользу Хабаровской таможни взысканы таможенные платежи в сумме 858 941 рубля 71 копейки, а также пеня за период с 13 июля 2018 года по 31 марта 2022 года в размере 258 985 рублей 24 копеек и за период со 2 октября 2022 года по 20 апреля 2023 года в размере 43 161 рубля 82 копеек (всего 1 161 088 рублей 77 копеек). В удовлетворении административных исковых требований таможенного органа в части взыскания с ФИО1 пени за период с 1 апреля 2022 года по 1 октября 2022 года в размере 364 215 рублей 17 копеек было отказано. Кроме того, с административного ответчика в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 14 005 рублей.
12 октября 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Хабаровской таможни, поданная через Благовещенский городской суд Амурской области 6 сентября 2023 года, в которой ставится вопрос об изменении решения и апелляционного определения в части, касающейся размера взысканной с административного ответчика пени. По мнению Хабаровской таможни, выводы судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии оснований для взыскания с ФИО1 пени за период с 1 апреля 2022 года по 1 октября 2022 года в размере 364 215 рублей 17 копеек основаны на неверном толковании норм материального права.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 31 октября 2023 года данная кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
ФИО1, извещённый о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явился. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Благовещенского городского суда Амурской области от 20 апреля 2023 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 10 августа 2023 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Частью 1 статьи 286 КАС РФ предусмотрено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделённые в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (здесь и далее в редакции, действовавшей до 1 января 2023 года) в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учёта в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счёт имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учётом особенностей, установленных настоящей статьёй.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Частями 1, 5 статьи 71 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 3 августа 2018 года N 289-ФЗ) предусмотрено, что взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней производится с плательщиков, лиц, несущих солидарную обязанность с плательщиком по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, а также за счёт товаров, в отношении которых не уплачены или не полностью уплачены таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины. Взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней с физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, производится в судебном порядке, за исключением случаев, установленных частями 10 и 11 статьи 76 настоящего Федерального закона.
Обязанность по уплате пеней возникает со дня, следующего за днём истечения срока исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, установленного международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании (часть 3 статьи 72 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 289-ФЗ).
При взыскании таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в судебном порядке пени начисляются при подаче таможенным органом в суд или арбитражный суд иска или заявления. До принятия судебного акта таможенный орган для уточнения исковых требований проводит начисление пеней по день такого начисления включительно (часть 14 статьи 72 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 289-ФЗ).
В силу части 1 статьи 73 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 289-ФЗ уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней представляет собой извещение плательщика и лица, несущего солидарную обязанность, о суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, не уплаченных в срок, установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
В случае направления уведомления (уточнения к уведомлению) таможенным органом по почте заказным письмом днём его получения считается шестой рабочий день, следующий за днём отправки заказного письма (часть 23 статьи 73 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 289-ФЗ).
Из содержания пункта 2 статьи 84 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) следует, что декларант обязан: произвести таможенное декларирование товаров; представить таможенному органу в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации; предъявить декларируемые товары в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, либо по требованию таможенного органа; уплатить таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) обеспечить исполнение обязанности по их уплате в соответствии с ТК ЕАЭС; соблюдать условия использования товаров в соответствии с таможенной процедурой или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с ТК ЕАЭС помещению под таможенные процедуры; выполнять иные требования, предусмотренные ТК ЕАЭС.
Согласно пункту 1 статьи 266 ТК ЕАЭС в отношении товаров для личного пользования, ввозимых на таможенную территорию Союза, подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, взимаемые по единым ставкам, либо таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа, за исключением случаев, когда настоящей статьей в отношении таких товаров для личного пользования установлен иной порядок применения таможенных пошлин, налогов.
Единые ставки таможенных пошлин, налогов в зависимости от категорий товаров для личного пользования, стоимостных, весовых и (или) количественных норм и способа ввоза товаров для личного пользования на таможенную территорию Союза, а также категории товаров для личного пользования, в отношении которых подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа, определяются Евразийской экономической комиссией (далее - Комиссия) (пункт 2 статьи 266 ТК ЕАЭС).
20 декабря 2017 года Советом Комиссии принято решение N 107 "Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования" (далее - Решение от 20 декабря 2017 года N 107).
10 октября 2014 года Республика Армения подписала Договор о присоединении к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор).
Применение Республикой Армения отдельных норм Договора и других международных договоров, указанных в Приложении N 1 к данному Договору, было решено осуществлять в соответствии с условиями и переходными положениями согласно Приложению N 3 к данному Договору с учётом договорённостей по применению Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза в отношении товаров по перечню согласно Приложению N 4 к Договору.
В силу пункта 35 Приложения N 3 к Договору автомобили, указанные в пунктах 30 и 31 Приложения N 3 к Договору, зарегистрированные на территории Республики Армения, могут временно ввозиться на территории других государств - членов Евразийского экономического союза только лицами, постоянно проживающими в Республике Армения, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Ввоз и использование на территориях других государств - членов Евразийского экономического союза таких автомобилей иными лицами, а также их отчуждение, передача в пользование, распоряжение на территориях таких других государств - членов Евразийского экономического союза допускаются только при условии их таможенного декларирования в таможенных органах этих других государств и уплаты таможенных пошлин, налогов с учетом пункта 31 Приложения N 3 к Договору.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов административного дела, легковой автомобиль марки "Toyota Crown 2.5", 2005 года выпуска, номер кузова (VIN) N, был ввезён на территорию Республики Армения 28 марта 2018 года, то есть после подписания Договора, с уплатой таможенных платежей по ставкам, установленным в Республике Армения.
Позже, данное транспортное средство было приобретено на территории Республики Армения гражданином Российской Федерации ФИО7. и 9 июля 2018 года поставлено им на учёт в Полиции Республики Армения с выдачей государственного регистрационного знака N.
ФИО1, который постоянно проживает на территории Российской Федерации с 2007 года, ввёз указанный автомобиль в Российскую Федерацию без уплаты таможенных платежей в размере разницы уплаченных в Республике Армения таможенных пошлин, налогов и размера таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, указанным в Решении от 20 декабря 2017 года N 107.
По результатам проведённой камеральной таможенной проверки Хабаровской таможней 2 июня 2021 года принято решение N, согласно которому сумма таможенных платежей, подлежащих уплате в бюджет за ввоз 12 июля 2018 года на территорию Российской Федерации из Республики Армения указанного выше транспортного средства, определялась равной 858 941 рублю 71 копейки. Копия данного решения направлялась ФИО1 3 июня 2021 года.
6 июля и 13 июля 2021 года таможенный орган направил административному ответчику заказной почтой соответственно уведомление N и уточнение к уведомлению N о необходимости уплаты в течение 15 рабочих дней со дня получения уведомления (10 рабочих дней со дня получения уточнения к уведомлению) таможенных платежей в размере 858 941 рубля 71 копейки и пени в размере 158 930 рублей 19 копеек.
Заказные письма не были получены ФИО1, в связи с чем они были возвращены организацией почтовой связи в Хабаровскую таможню за истечением срока хранения.
Судебный приказ от 17 сентября 2021 года N, вынесенный исполняющим обязанности мирового судьи Амурской области по Благовещенскому городскому судебному участку N 9, о взыскании с административного ответчика задолженности по таможенным платежам в размере 858 941 рубля 71 копейки и пени в размере 192 312 рублей 29 копеек отменён мировым судьёй 21 марта 2022 года в связи с поступлением от ФИО1 возражений относительно его исполнения.
Административное исковое заявление Хабаровской таможни после отмены судебного приказа подано в Благовещенский городской суд Амурской области через организацию почтовой связи 6 мая 2022 года.
Частично удовлетворяя заявленные административные исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда, проанализировав положения ТК ЕАЭС, Федерального закона от 3 августа 2018 года N 289-ФЗ, Договора, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, указал в решении, что ФИО1 не исполнил установленную законом обязанность по уплате таможенных платежей за ввоз транспортного средства на территорию Российской Федерации для личного использования, размер которых составляет 858 941 рубль 71 копейку. Указанная сумма задолженности по таможенным платежам, как и начисленная на неё пеня за периоды с 13 июля 2018 года по 31 марта 2022 года и со 2 октября 2022 года по 20 апреля 2023 года в общей сумме 302 147 рублей 6 копеек, подлежат взысканию с административного ответчика.
Между тем суды нижестоящих инстанций указали в решении и апелляционном определении на отсутствие оснований для взыскания с ФИО1 пени за период с 1 апреля 2022 года по 1 октября 2022 года в размере 364 215 рублей 17 копеек в связи с тем, что в данный период времени действовал мораторий на начисление неустойки, штрафов и пени, введённый постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2022 года N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 28 марта 2022 года N 497).
Поскольку кассационная жалоба Хабаровской таможни не содержит каких-либо доводов, касающихся несогласия административного истца с обжалуемыми судебными актами в той части, в которой административные исковые требования были удовлетворены, оснований для проверки в кассационном порядке законности и обоснованности соответствующих частей решения и апелляционного определения у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется.
Что касается выводов судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии оснований для взыскания с административного ответчика пени за период с 1 апреля 2022 года по 1 октября 2022 года, то в данной части оснований не согласиться с приведенными выводами судов нижестоящих инстанций у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды пришли к ним, подробно изложены в оспариваемых судебных актах со ссылками на установленные по делу обстоятельства, а также на нормы материального права, подлежащие применению к спорным отношениям.
Так, суды указали в обжалуемых судебных актах, что пунктом 1 статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ) установлено, что для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.
Такой мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, введён постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2022 года N 497, вступившим в силу со дня его официального опубликования (с 1 апреля 2022 года) и действовавшим в течение шести месяцев (по 1 октября 2022 года включительно).
На срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространялся, наступали последствия, предусмотренные абзацами пятым и седьмым - десятым пункта 1 статьи 63 Федеральный закон от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ, в том числе, неначисление неустоек (штрафов, пени) и иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей) (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац 10 пункта 1 статьи 63 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ).
Из разъяснений, приведённых в пунктах 2 и 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2020 года N 44 "О некоторых вопросах применения положений ст. 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", в соответствии с пунктом 1 статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ на лицо, которое отвечает требованиям, установленным актом Правительства Российской Федерации о введении в действие моратория, распространяются правила о моратории независимо от того, обладает оно признаками неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества либо нет. В период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), неустойка (статья 330 ГК РФ), пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие. В частности, это означает, что не подлежит удовлетворению предъявленное в общеисковом порядке заявление кредитора о взыскании с такого лица финансовых санкций, начисленных за период действия моратория. Лицо, на которое распространяется действие моратория, вправе заявить возражения об освобождении от уплаты неустойки (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ) и в том случае, если в суд не подавалось заявление о его банкротстве.
При таких обстоятельствах суды верно указали в обжалуемых судебных актах, что на время действия моратория, введённого постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2022 года N 497, то есть с 1 апреля 2022 года по 1 октября 2022 года, у Хабаровской таможни отсутствовали основания для начисления пени на имевшуюся у ФИО1 задолженность по уплате таможенных платежей, несмотря на то, что заявление в суд о признании административного ответчика несостоятельным (банкротом) не подавалось.
Доводы кассационной жалобы административного истца по существу направлены на оспаривание обоснованности соответствующих выводов судов по установленным ими обстоятельствам административного дела, кроме того, они основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем эти доводы не могут служить предусмотренными частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены либо изменения решения суда первой инстанции и апелляционного определения (в той части, в которой они обжалуются Хабаровской таможней).
Таким образом, при рассмотрении настоящего административного дела судами были верно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения административного спора, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к принятию незаконных и необоснованных решения и апелляционного определения, не допущено. Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по делу также не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Благовещенского городского суда Амурской области от 20 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 10 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Хабаровской таможни - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.