Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г. и Соколовой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Петропавловск-Камчатского городского округа на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 01 марта 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 25 мая 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению заместителя прокурора города Петропавловск-Камчатского, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, заинтересованные лица: управление коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, Государственная жилищная инспекция Камчатского края, об оспаривании в части распоряжения от 22 июля 2021 года N 117-р, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, возражения относительно доводом кассационной жалобы прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО4, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
заместитель прокурора города Петропавловск-Камчатского обратился в Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края с вышеназванным административным исковым заявлением в защиту интересов неопределённого круга лиц и просил признать распоряжение администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (далее - Администрация городского округа, Администрация) от 22 июля 2021 года N 117-р незаконным в части установления срока для принятия мер по организации процедуры изъятия жилых помещений в многоквартирном доме N 14 по улице Краснофлотской в городе Петропавловск-Камчатском; возложить на Администрацию обязанность в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу внести изменения в распоряжение от 22 июля 2021 года N 117-р, установив разумный срок для принятия мер по организации процедуры изъятия жилых помещений в многоквартирном доме N 14 по улице Краснофлотской в городе Петропавловск-Камчатском, не превышающий 3 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Определением суда от 02 февраля 2023 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: управление коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, Государственная жилищная инспекция Камчатского края.
Решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 01 марта 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 25 мая 2023 года, административный иск заместителя прокурора города Петропавловск-Камчатского удовлетворён. Признан незаконным пункт 2.2 распоряжения администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 22 июля 2021 года N 117-р по установлению срока для принятия мер к организации процедуры изъятия жилых помещений в многоквартирном доме N 14 по улице Краснофлотская в городе Петропавловск-Камчатском, находящихся в частной собственности; на администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа возложена обязанность в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу внести изменения в пункт 2.2 распоряжения от 22 июля 2021 года N 117-р в части установления разумного срока, не превышающего трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, для принятия мер к организации процедуры изъятия жилых помещений в многоквартирном доме N 14 по улице Краснофлотская в городе Петропавловске-Камчатском, находящихся в частной собственности.
12 октября 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, поданная через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края 27 сентября 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене оспариваемых судебных актов и принятии решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований заместителя прокурора города Петропавловск-Камчатского.
В обоснование своей позиции кассатор сослался на нарушение судами первой и апелляционной инстанции норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам административного дела. Так, по мнению кассатора, судами не дана оценка отсутствию совокупности оснований для признании оспариваемого распоряжения незаконным. В силу действующего законодательства определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц, является исключительной компетенцией органа местного самоуправления. Судами же, в нарушение требований действующего законодательства, установлен новый срок отселения и изъятия жилых помещений. При этом, изъятие сформированного земельного участка, принадлежащего собственникам жилых помещений на праве общей долевой собственности, является обязательным условием при расселении многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу. Судами не принято во внимание, что расселение спорного жилого дома будет осуществляться в рамках пятого этапа Региональной программы, а внеочередное расселение жильцов дома послужит нарушением жилищных прав граждан, проживающих в домах, признанных аварийными ранее указанного дома. Кассатор настаивает, что круг лиц, в защиту прав которых выступает административный истец, является определённым.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 07 ноября 2023 года кассационная жалоба администрации Петропавловск-Камчатского городского округа передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились представители административного истца и заинтересованных лиц, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав возражения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО4, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В силу части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством РФ принято постановление от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение).
Согласно пункту 49 Положения на основании полученного заключения комиссии соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц, в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
Из приведённых положений указанных правовых норм следует, что определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения из него физических лиц, является компетенцией органа местного самоуправления.
Между тем сроки сноса аварийного дома, как и сроки отселения жильцов из аварийного и подлежащего сносу или реконструкции дома должны отвечать требованиям разумности.
Принимая оспариваемые судебные акты, суды первой и апелляционной инстанции, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, сослались на положения Жилищного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", установили, что распоряжением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 22 июля 2021 года N 117-р жилой дом, состоящий из двух квартир, расположенный по адресу: город Петропавловск-Камчатский, улица Краснофлотская, дом 14, 1953 года постройки, признан аварийным и подлежащим сносу, установлен срок для направления собственникам жилых помещений требований о сносе дома до 01 октября 2021 года и срок до 31 декабря 2024 года для принятия мер к организации процедуры изъятия жилых помещений; что дом включён в адресный перечень многоквартирных домов, подлежащих расселению в рамках реализации мероприятий подпрограммы раздел 1 "Переселение граждан из непригодного и аварийного жилищного фонда" Муниципальной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Петропавловск-Камчатского городского округа", утвержденной постановлением Администрации городского округа от 13 октября 2016 года N 1985 (далее - Муниципальная программа); что собственникам жилых помещений аварийного дома 27 сентября 2021 года направлено требование о принятии мер к сносу аварийного дома в срок до 01 июня 2024 года; что в ходе проверки соблюдения Администрацией жилищного законодательства, проведённой прокуратурой совместно со специалистами Государственной жилищной инспекции Камчатского края в связи с обращением жильца данного дома, установлено, что дальнейшая эксплуатация здания несёт опасность и угрозу жизни и здоровью проживающих в нём людей, существует реальная угроза внезапного обрушения элементов
здания, и пришли к правильному выводу о том, что с учётом установленного уровня физического износа жилого дома срок для принятия мер к организации процедуры изъятия жилых помещений аварийного дома является неразумным и нарушает права жильцов на безопасное проживание.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции представителем администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, в том числе в своей кассационной жалобе, не представлено.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Изложенные в оспариваемых судебных актах выводы сомнений в правильности не вызывают, поскольку соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела.
Выводы судов мотивированы и в кассационной жалобе по существу кассатором не опровергнуты. Нарушения требований статей 60, 61, 62, 64, 84 КАС РФ при сборе и оценке доказательств, равно как и нарушения норм материального права, при рассмотрении данного дела судами не допущено.
Судами двух инстанций дана оценка всем доводам кассатора, вновь изложенным в кассационной жалобе, с учётом обстоятельств дела и применительно к нормам закона, регулирующим спорные правоотношения, результаты оценки отражены в обжалуемых судебных постановлениях.
Довод кассационной жалобы относительно разумности срока отселения граждан и изъятия жилых помещений подлежит отклонению, поскольку он уже являлся предметом оценки судов первой и апелляционной инстанции.
Вопреки доводам кассационной жалобы, в судебных актах первой и апелляционной инстанции указан перечень нарушений жилищного законодательства, санитарных норм и правил проживания в жилых помещениях, допущенных административным ответчиком при издании оспариваемого постановления.
Все доводы кассационной жалобы не влекут отмену обжалуемых судебных постановлений, так как не содержат правовых оснований к их отмене, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судов, а также к выражению несогласия с оценкой судами доказательств по делу и обстоятельств, послуживших основанием для выводов судов по существу спора.
Между тем, решение вопроса исследования и оценки доказательств в силу статей 178, 308, 310 КАС РФ отнесено к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанции, поэтому связанные с ним доводы кассатора, согласно части 3 статьи 329 КАС РФ, не могут служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке.
В частности, положения части 3 статьи 329 КАС РФ, находясь в системной взаимосвязи с другими положениями главы 35 данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных постановлений право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанции, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанции правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
Ревизия доказательственной стороны данного спора, заложенная в доводах жалобы, находится за пределами полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных постановлений, вопреки доводам кассационной жалобы, судами допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 01 марта 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 25 мая 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя администрации Петропавловск-Камчатского городского округа-без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.