Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 13 сентября 2010 г. по делу N А09-11273/2009
(извлечение)
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 января 2011 г. N ВАС-18156/10 в передаче настоящего дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от открытого акционерного общества "С" Д.С.С. - представитель, доверенность от 08.09.2010, от Администрации Дятьковского района Брянской области М.Н.Н. - представитель, доверенность от 05.08.2010 N 1897, от Управления Роснедвижимости по Брянской области не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, от Дятьковского РО УФССП по Брянской области не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, от Департамента промышленности, транспорта и связи Брянской области не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, от Управления имущественных отношений по Брянской области не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "С" на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2010 по делу N А09-11273/2009 установил:
Открытое акционерное общество "С" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании недействительным постановления Администрации Дятьковского района Брянской области от 04.09.2009 N 715 "Об утверждении схемы расположения земельного участка в г. Дятьково, ул. Ф., д. 68 а на плане территории кадастрового квартала".
Решением Арбитражного суда Брянской области от 26.03.2010 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2010 решение суда отменено и в удовлетворении требования заявленного Обществом отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить постановление апелляционного суда в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Брянской области от 20.05.2009 по делу N А09-2290/2009 удовлетворены требования ООО "С" о признании незаконным отказа Администрации Дятьковского района Брянской области в предоставлении земельного участка площадью 1350 кв. м., прилегающего к зданию автобусной станции по адресу: Брянская область, г. Дятьково, ул. Ф., д. 68, для эксплуатации и реконструкции с последующим строительством посадочных площадок, общественного туалета, буфета и иных объектов инфраструктуры, необходимых для работы автобусной станции и улучшения качества обслуживания пассажиров - жителей г. Дятьково и Дятьковского района. Этим же решением суд обязал Администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "С" путем проведения работ по формированию спорного земельного участка с целью выставления его на торги.
Арбитражным судом 17.08.2009 выдан исполнительный лист N 000549583, на основании которого Дятьковским РО УФССП возбуждено исполнительное производство N 15/10/33153/11/2009 (постановление от 21.08.2009).
Общество 28.08.2009 повторно, ссылаясь на п. 1 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации и свидетельство о государственной регистрации права 32-АГ 529656 на автостанцию, обратилось с заявлением в Администрацию Дятьковского района о предоставлении в аренду земельного участка площадью 1350 кв. м., прилегающего к автостанции г. Дятьково.
Письмом Администрации Дятьковского района от 22.09.2009 N 2118 заявителю разъяснено, что предоставление в аренду испрашиваемого земельного участка площадью 1350 кв. м. невозможно, поскольку на нем расположено здание дома-вагона, являющееся собственностью Брянской области (свидетельство о государственной регистрации права от 12.05.2009 32-АГ N 499571).
Кроме того, постановлением Администрации Дятьковского района от 04.09.2009 N 715 на основании заявлений Управления имущественных отношений (уполномоченный орган) и Департамента промышленности, транспорта и связи Брянской области была утверждена схема расположения земельного участка в квартале 32:29:010405, площадью 687 кв. м. для использования дома-вагона и организации пассажирских перевозок.
В связи с изложенным, изменялись границы и площадь земельного участка, испрашиваемого ООО "С".
Не согласившись с вышеуказанным ненормативным актом органа местного самоуправления, Общество обратилось в арбитражный суд за защитой.
Удовлетворяя требование Общества, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление является незаконным, так как препятствует исполнению вступившего в законную силу решения суда от 20.05.2009 по делу N А09-2290/2009, имеющему преюдициальное значение по настоящему делу.
Отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд апелляционной инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному спору, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Из материалов дела видно, что Управление имущественных отношений Брянской области в качестве уполномоченного собственником лица, которому на праве собственности принадлежит недвижимое имущество (дом-вагон), расположенное на спорном земельном участке, не принимало участие в рассмотрении дела N А09-2290/2009.
Государственная регистрация права собственности Брянской области на здание дома-вагона, который расположен на земельном участке, испрашиваемом Обществом, осуществлена до рассмотрения Арбитражным судом Брянской области дела N А09-2290/2009 (свидетельство о государственной регистрации права от 12.05.2009 32-АГ N 499571). Ранее распоряжением Администрации Брянской области от 05.03.2007 N 196-р дом-вагон был закреплен за Департаментом промышленности, транспорта и связи Брянской области на праве оперативного управления. Затем 18.09.2009 для использования объекта недвижимости сформирован и поставлен на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 32:29:010405:95.
При таких обстоятельствах спора суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что судебный акт по делу N А09-2290/2009 для рассмотрения настоящего спора не имеет преюдициального значения.
Предметом спора по настоящему делу является законность постановления Администрации Дятьковского района от 04.09.2009 N 715, которым утверждена схема расположения земельного участка в квартале 32:29:010405, площадью 687 кв. м. для эксплуатации дома-вагона и организации пассажирских перевозок.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии с разъяснениями, данными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления может быть признан судом недействительным лишь при одновременном его несоответствии закону или иным правовым актам и нарушении гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица или индивидуального предпринимателя.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и пунктом 1 статьи 18 Земельного кодекса Российской Федерации в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Порядок государственной регистрации права собственности на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю регулируется статьей 30.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности субъекта Российской Федерации на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержден Постановлением Правительства РФ от 30.06.2006 N 404. Перечнем предусмотрено представление, в том числе кадастрового плана земельного участка, подтверждающего нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке.
Согласно пункту 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, оспариваемое постановление принято Администрацией Дятьковского района в установленном законом порядке с целью проведения землеустроительных работ по формированию земельного участка, необходимого для эксплуатации находящегося в собственности Брянской области объекта недвижимости.
Факт нахождения указанного объекта недвижимости на спорном земельном участке документально подтвержден, а следовательно, Брянская область имеет преимущественное право его использования.
Каких-либо документов, свидетельствующих о том, что границы и площадь участка (687 кв. м) определены с нарушением установленного законодательством порядка в деле не представлено.
Кроме того, решением Арбитражного суда Брянской области от 20.05.2009 по делу N А09-2290/2010 на Администрацию Дятьковского района возложена лишь обязанность проведения работ по формированию земельного участка с целью его реализации на торгах. Доказательств, свидетельствующих о наличии у ООО "С" прав на пользование и владение испрашиваемым земельным участком в деле не представлено.
При этом земельный участок площадью 1350 кв. м. не сформирован и не поставлен на кадастровый учет, то есть не является объектом гражданско-правовых отношений. Формирование земельного участка на основании решения Арбитражного суда Брянской области от 20.05.2009 по делу N А09-2290/2009 с целью реализации спорного земельного участка на торгах возможно только с учетом прав собственника здания дома-вагона - Брянской области.
Действия, связанные с исполнением судебного акта по делу N А09-2290/2009, предметом спора по настоящему делу не являются.
Оснований для переоценки указанных выводов суда, подтвержденных соответствующими доказательствами, в кассационной инстанции не имеется.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводами суда апелляционной инстанции о том, что правовые основания для отмены оспариваемого постановления Администрации Дятьковского района Брянской области от 04.09.2009 N 715 отсутствуют.
Учитывая изложенное, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2010 по делу N А09-11273/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности субъекта Российской Федерации на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержден Постановлением Правительства РФ от 30.06.2006 N 404. Перечнем предусмотрено представление, в том числе кадастрового плана земельного участка, подтверждающего нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке.
Согласно пункту 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 13 сентября 2010 г. по делу N А09-11273/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании