Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Королевой Е.В, Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца Волошко ФИО6 на решение Краснофлотского районного суда г. Хабаровска от 22 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 15 сентября 2023 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению Волошко М.В. к Министерству науки и высшего образования Российской Федерации о признании незаконным бездействия, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Волошко М.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству науки и высшего образования Российской Федерации о признании незаконным бездействия заместителя директора Департамента координации деятельности образовательных учреждений Дамбегова А.А, выразившегося в не направлении его обращения в соответствующий орган, в компетенцию которого входит решение поставленных в обращении вопросов; возложении обязанности устранить допущенное нарушение путем направления его обращения в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением о его переадресации.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 4 мая 2023 года он обратился через официальный сайт в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации с обращением в электронном виде по вопросу подтверждения его обучения в образовательной организации - филиале ГОУ СПО "Сахалинский топливно-энергетический техникум" в г. Шахтерске в период с 2003 по 2006 годы. 22 мая 2023 года заместителем директора Департамента координации деятельности образовательных учреждений Дамбеговым А.А. посредством электронной почты ему дан ответ, что по вопросу, изложенному в обращении, он вправе обратиться в архив ФГБОУ ВО "Сахалинский государственный университет".
Полагает, что оспариваемый ответ не соответствует положениям части 3 статьи 8 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", а также нарушает его права, гарантированные указанным законом.
Решением Краснофлотского районного суда г. Хабаровска от 22 июня 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 15 сентября 2023 года, в удовлетворении административных исковых требований Волошко М.В. отказано.
5 октября 2023 года административным истцом Волошко М.В. подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 19 октября 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене вынесенных по делу судебных актов и принятии нового решения об удовлетворении заявленных административных исковых требований.
В обоснование кассационной жалобы заявитель, повторяя доводы, изложенные в судах нижестоящих инстанций, полагает, что при рассмотрении дела судами неправильно применены нормы Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", предусматривающие обязанность государственного органа переадресовать обращение в соответствующий орган, в компетенцию которого входит решение поставленных в обращении вопросов, с письменным уведомлением об этом гражданина.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не усматривается.
Разрешая административный спор, суды, исходя из того, что на обращение Волошко М.В. от 4 мая 2023 года в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации о подтверждении его обучения в филиале ГОУ СПО "Сахалинский топливно-энергетический техникум" в г. Шахтерске дан ответ от 22 мая 2023 года за подписью заместителя директора Департамента координации деятельности образовательных организаций, в котором заявителю разъяснено, что к полномочиям Минобрнауки России не относится подтверждение факта обучения граждан в образовательных организациях, подтвердить факт обучения вправе организация или соответствующий архив в случае поступления в него документов, в связи с чем Волошко М.В. рекомендовано обратиться непосредственно в архив Федерального государственного бюджетного учреждения высшего образования "Сахалинский государственный университет", пришли к выводу об отсутствии незаконного бездействия со стороны Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, которым обращение Волошко М.В. рассмотрено по существу, заявителю дан мотивированный ответ, при этом обращение не могло быть переадресовано ФГБОУ ВО "Сахалинский государственный университет", поскольку данное образовательное учреждение не является государственным органом.
Оснований не согласиться с постановленными по делу судебными актами, которыми административное дело по существу разрешено правильно, не имеется.
Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, полагая, что административным ответчиком при рассмотрении его обращения от 4 мая 2023 года не были выполнены требования части 3 статьи 8 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", устанавливающей, что письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона, что в данном случае обязывало Министерство науки и высшего образования Российской Федерации направить его обращение для рассмотрения в ФГБОУ ВО "Сахалинский государственный университет".
Между тем, из положений части 1 статьи 218 и части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что решение, действие (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, признаются незаконными, если суд установит не только их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту, но и такое последствие, как нарушение прав и законных интересов административного истца.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 28 июня 2022 года N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" подчеркнул, что суды при рассмотрении дел по правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации разрешают споры о правах, свободах и законных интересах граждан, организаций, неопределенного круга лиц в сфере административных и иных публичных правоотношений и одним из имеющих значение для дела обстоятельств является установление факта нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца (пункты 2 и 15).
Поскольку со стороны административного ответчика действий (бездействия), нарушающих права административного истца, не допущено, выводы нижестоящих судов о правомерности оспариваемого ответа Министерства науки и высшего образования Российской Федерации являются законными.
Кроме того, обращаясь в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Волошко М.В. просил предоставить ему архивные сведения, что также регулируется Федеральным законом от 22 октября 2004 года N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации".
В статье 3 данного Закона разъяснено, что под владельцем архивных документов понимается государственный орган, орган местного самоуправления либо юридическое или физическое лицо, осуществляющие владение и пользование архивными документами и реализующие полномочия по распоряжению ими в пределах, установленных законом или договором (пункт 18); пользователь архивными документами - государственный орган, орган местного самоуправления либо юридическое или физическое лицо, обращающиеся на законных основаниях к архивным документам для получения и использования необходимой информации (пункт 19).
Согласно статье 24 Федерального закона от 22 октября 2004 года N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" пользователь архивными документами имеет право свободно искать и получать для изучения архивные документы (часть 1).
В соответствии с частью 1.1 названной статьи доступ к архивным документам обеспечивается, в том числе путем предоставления подлинников и (или) копий необходимых пользователю документов, в том числе в форме электронных документов (пункт 2).
В период возникновения спорных правоотношений действовали Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, утвержденные приказом Минкультуры России от 31 марта 2015 года N 526, которые в пункте 5.10 предусматривали, что архив организации должен рассматривать и исполнять запросы, поступившие в письменной форме и содержащие информацию, перечисленную в данном пункте.
Таким образом, доступ к архивным документам осуществляется посредством обращения с соответствующим запросом непосредственно к владельцу архивных документов, на что обоснованно указано в ответе Министерства науки и высшего образования от 22 мая 2023 года на обращение Волошко М.В. от 4 мая 2023 года.
С учетом указанных обстоятельств выводы судов об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований административного истца являются правильными.
Поскольку кассационная жалоба не содержит ссылок на существенные нарушения судами норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, оснований для ее удовлетворения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Краснофлотского районного суда г. Хабаровска от 22 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 15 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу административного истца Волошко М.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу решения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.