Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Кудриной Я.Г, Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного ответчика Окружной администрации г. Якутска Борисовой С.И. на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 9 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 23 августа 2023 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению прокурора г. Якутска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Окружной администрации г. Якутска об оспаривании бездействия и возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, выслушав прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Цареву М.Г, полагавшую принятые по делу судебные акты оставить без изменения, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
прокурор г. Якутска, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Окружной администрации городского округа "город Якутск", в котором с учетом последующего уточнения заявленных требований просил признать незаконным бездействие по паспортизации автомобильной дороги с кадастровым номером N по ул. Ленина с. Хатассы, протяженностью 1730 м; возложить на Окружную администрацию городского округа "город Якутск" обязанность изготовить технический паспорт на указанную автомобильную дорогу в течение 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проведенной проверки выявлено, что расположенная в с. Хатассы автомобильная дорога по улице Ленина с кадастровым номером N не имеет паспорта, изготовленного в соответствии с требованиями "ГОСТ 33388-2015. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации". Допущенное органом местного самоуправления бездействие при осуществлении дорожной деятельности нарушает права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 9 июня 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 23 августа 2023 года, административное исковое заявление прокурора г. Якутска удовлетворено, признано незаконным бездействие Окружной администрации городского округа "город Якутск" по паспортизации автомобильной дороги по ул. Ленина с. Хатассы с кадастровым номером N, протяженностью 1730 м; на Окружную администрацию городского округа "город Якутск" возложена обязанность устранить выявленные нарушения и изготовить технический паспорт на автомобильную дорогу по ул. Ленина с. Хатассы с кадастровым номером N, протяженностью 1730 м в течение 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
12 октября 2023 года представителем Окружной администрации г. Якутска Борисовой С.И. подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 19 октября 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене вынесенных по делу судебных актов и принятии нового решения об отказе прокурору в удовлетворении административных исковых требований.
В кассационной жалобе заявитель считает, что судами не дана надлежащая оценка доводам о нарушении порядка проведения прокурорской проверки, выразившимся в несоблюдении требований пунктов 3, 4 статьи 21 Закона о прокуратуре, что влечет признание итогов такой проверки недействительными. Выводы прокуратуры основаны на ответе заместителя главы Окружной администрации г. Якутска без надлежащего установления и исследования фактических обстоятельств. Апелляционным судом оставлены без оценки представленный технический паспорт на автомобильную дорогу и его соответствие ГОСТ 33388-2015, а также выделение средств из местного бюджета на проведение работ по оформлению технических паспортов в рамках муниципальной программы, утвержденной постановлением от 21 декабря 2022 года N 421, что свидетельствует об отсутствии незаконного бездействия. Также обращает внимание, что судом первой инстанции дело было рассмотрено в отсутствие представителя административного ответчика, не извещенного надлежащим образом о времени и месте проведения судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, дополнений к кассационной жалобе, выслушав прокурора, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций таких нарушений не допущено.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены к вопросам местного значения городского округа.
Согласно пункту 6 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Статьей 17 названного Закона установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения (часть 1).
Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства (часть 3).
Из подпункта 4 пункта 9 раздела IV Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16 ноября 2012 года N 402, следует, что паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений входит в состав работ по содержанию автомобильных дорог.
Отношения по паспортизации автомобильных дорог регулируются Межгосударственным стандартом ГОСТ 33388-2015 "Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации", введенным в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 августа 2016 года N 1004-ст (далее - ГОСТ 33388-2015).
Под паспортизацией автомобильных дорог понимается учет автомобильных дорог и искусственных сооружений с составлением технического паспорта и формированием базы дорожных данных; техническим паспортом автомобильной дороги является ежегодно обновляемый технический документ, содержащий данные о технических и эксплуатационных характеристиках автомобильной дороги, полученные в результате проведения технического учета, то есть систематического сбора таких данных (пункты 3.8, 3.9, 3.10, 9.1 ГОСТ 33388-2015).
Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги независимо от принадлежности, состояния и вида покрытия. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге или ее части (пункт 4.2.2 ГОСТ 33388-2015).
Различают первичный, повторный и текущий технический учет и паспортизацию автомобильных дорог. Повторный технический учет проводится на существующих дорогах, имеющих паспорта, но содержащих сведения не в полном объеме (пункт 4.2.3 ГОСТ 33388-2015).
Разрешая заявленные требования, суды исходили из того, что в отношении автомобильной дороги местного значения по ул. Ленина в с. Хатассы отсутствует технический паспорт, соответствующий требованиям ГОСТ 33388-2015, имеющийся технический паспорт на дорогу от 17 февраля 2017 года требованиям стандарта не соответствует, поскольку в нем отсутствуют раздел "техническая характеристика дороги", ежегодные обновления по результатам текущего учета в паспорт не вносились, паспорт изготовлен МКУ "Кадастровое бюро" городского округа "город Якутск", которое не является специализированной организацией в области технического учета и паспортизации автомобильных дорог.
Оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций не имеется, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, соответствуют установленным делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Как правильно указали суды, технический паспорт на автомобильную дорогу по ул. Ленина в с. Хатассы, составленный по состоянию на 17 февраля 2017 года, не соответствует требованиям пункта 9.2 ГОСТ 33388-2015, поскольку не содержит основные разделы, определенные данным пунктом, что согласно пункту 4.2.3 ГОСТ 33388-2015 является основанием для проведения повторного технического учета автомобильной дороги. Кроме того, ежегодный технический учет автомобильной дороги не производился, соответственно, изменения в паспорт дороги не вносились. В нарушение пункта 4.2.6 ГОСТ 33388-2015 работы по техническому учету и паспортизации автомобильной дороги не были выполнены специализированной организацией, оснащенной передвижными лабораториями, приборами и оборудованием.
При таких обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили заявленные прокурором требования. Доказательств принятия необходимых мер к проведению технического учета и паспортизации автомобильной дороги по ул. Ленина в с. Хатассы в соответствии с требованиями ГОСТ 33388-2015 Окружной администрацией г. Якутска не представлено.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судами первой и апелляционной инстанций нарушения норм процессуального права при исследовании и оценке доказательств не допущены, в материалах дела отсутствуют документы, оформленные по результатам проведенной прокуратурой в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" проверки. Процессуальные требования о надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения административного дела судом первой инстанции в отношении административного ответчика соблюдены.
Таким образом, приведенные в кассационной жалобе доводы Окружной администрации г. Якутска выводы судов не опровергают, основаны на неверном толковании норм материального права и по существу сводятся к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию установленных по делу фактических обстоятельств, что не может являться основанием к отмене принятых по делу решения и апелляционного определения в кассационном порядке.
Поскольку кассационная жалоба не содержит ссылок на существенные нарушения судами норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита охраняемых законом публичных интересов муниципального образования, оснований для ее удовлетворения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 9 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 23 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Окружной администрации г. Якутска - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу решения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.