Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.В.
судей Туктамышевой О.В, Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Корсаковского городского округа Сахалинской области на решение Корсаковского городского суда Сахалинской области от 22 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 3 августа 2023 года, принятые по административному делу N 2-126/2023, по административному иску Корсаковсковского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Корсаковского городского округа Сахалинской области о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В, пояснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Царевой М.Г, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Корсаковский городской прокурор в защиту законных интересов неопределенного круга лиц обратился в Корсаковский городской суд Сахалинской области с вышеназванным исковым заявлением, в котором просил обязать администрацию Корсаковского городского округа Сахалинской области в течение 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести капитальный ремонт (замену) аварийного участка водоснабжения в г. Корсакове: сети водоснабжения, расположенные по адресу: пер.Рыбацкий, протяженностью 271 м.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проверки установлено, что администрацией Корсаковского городского округа как собственником меры к осуществлению капитального ремонта сетей водоснабжения не приняты. Наличие аварийных коммунальных сетей в жилищно-коммунальной инфраструктуре городского округа создает угрозу жизни и здоровья граждан, возникновения техногенных аварий, нарушения прав граждан на бесперебойное и постоянное получение коммунальных услуг надлежащего качества жителями муниципального образования.
К участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований на стороне ответчика привлечены департамент имущественных отношений администрации Корсаковского городского округа и МКУ "Управление капитального строительства" администрации Корсаковского городского округа.
Решением Корсаковского городского суда Сахалинской области от 22 марта 2023 года исковые требования удовлетворены
На администрацию Корсаковского городского округа возложена обязанность в течение 10 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать проведение замены аварийного участка водоотведения в г. Корсакове: сети водоотведения, расположенные по адресу: пер Рыбацкий, протяженностью 271 м.
Дело судом первой инстанции рассмотрено в порядке гражданского судопроизводства.
Определением судьи судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 19 июня 2023 года материалы дела переданы для рассмотрения в судебную коллегию по административным делам Сахалинского областного суда.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 3 августа 2023 года, решение Корсаковского городского суда Сахалинской области от 22 марта 2023 года оставлено без изменения.
25 октября 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба администрации Корсаковского городского округа, поданная через Корсаковский городской суд Сахалинской области 10 октября 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений.
В обоснование кассационной жалобы административный ответчик ссылается на то, что сеть водоснабжения эксплуатируется полном объеме, услуга водоснабжения оказывается потребителям качественно и бесперебойно. Указанный в иске износ водоснабжения является фактическим, поскольку технического обследования спорного участка сети водоснабжения не производилось. Прокурором не представлены доказательства об опасности эксплуатации спорной сети водоснабжения.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 31 октября 2023 года кассационная жалоба администрации Корсаковского городского округа передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, административные ответчики в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения прокурора, с учетом требований части 2 статьи 329 КАС РФ судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Такие основания для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не установлены.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в результате проведенной прокурором проверки по соблюдению органами местного самоуправления требований действующего законодательства Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения, выявлено неудовлетворительное состояние участка водоснабжения в г. Корсакове - сети водоснабжения, расположенной по адресу: пер. Рыбацкий, протяженностью 271 м. Срок эксплуатации этого участка сети превысил нормативный.
Участок сетей водоснабжения, расположенный по указанному адресу, находится в собственности муниципального образования - Корсаковского городского округа, что подтверждается выпиской из Реестра муниципальной собственности (л.д. 85).
Согласно акту технического состояния водопроводных сетей по пер. Рыбачий МУП "Водоканал" от 3 марта 2023 года сети водоснабжения находятся в эксплуатации с 1974 года, фактическое состояние сетей неудовлетворительное, исходя из нормативного срока эксплуатации сети исчерпали свой срок. Капитальный ремонт ветхих сетей не проводился, предотвращено 4 аварийных ситуации, причиной которых является коррозия водопровода.
Из акта осмотра участка системы водопроводных сетей по пер. Рыбацкий от 3 марта 2023 года (л.д. 197), следует, что на водопроводе отсутствует защитный слой, поврежден сплошной коррозией.
Удовлетворяя частично требования прокурора к администрации Корсаковского городского округа, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, установив факт принадлежности сетей водоснабжения администрации Корсаковского городского округа и наличие полномочий у ответчика по организации водоснабжения на территории городского округа, а также ветхое состояние участков сети водоснабжения пер. Рыбацкий, что создает угрозу возникновения аварийных ситуаций и угрозу безопасности жизни, здоровья граждан, их имуществу, пришел к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований.
Оснований не согласиться с соответствующими выводами нижестоящих судов у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального права изложены в оспариваемом судебном акте.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация водоснабжения населения и водоотведения в границах городского округа в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 4.3 части 1 статьи 17 этого же федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ).
Пунктами 1, 4 и 5 части 1 статьи 3 Федерального закона N 416-ФЗ закреплено, что одними из целей, на достижение которых направления государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения, являются: охрана здоровья населения и улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечение доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; обеспечение развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, должны принимать меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций (часть 1 статьи 10 Федерального закона N 416-ФЗ).
Согласно пункту 1 части 2 статьи 3 Федерального закона N 416-ФЗ одним из общих принципов государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения является приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона N416 к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
На основании части 1 статьи 34 и части 1 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) обладает собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Подпунктом "г" пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ) предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно (абзац 1 статьи 7 Федерального закона N 68-ФЗ).
Входящие в состав централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения здания и сооружения, включая сети инженерно-технического обеспечения, а также связанные с такими зданиями и сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) должны соответствовать требованиям Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (часть 2 статьи 10 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 209, статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пункту 1 статьи 125, пункту 3 статьи 214 ГК РФ права собственника от имени Российской Федерации осуществляют государственные органы, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями.
Учитывая, что вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами возложены на органы муниципального образования, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, установив износ указанных сетей водоснабжения, расположенных на г. Корсаково, что свидетельствует о нарушении со стороны администрации требований действующего законодательства по надлежащему содержанию и капитальному ремонту сетей водоснабжения, находящихся в собственности администрации Корсаковского городского округа, и что создает угрозу возникновения аварийных ситуаций, нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно пришли выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска прокурора и возложения на администрацию администрации Корсаковского городского округа обязанности по организации и обеспечению проведения капитального ремонта нуждающихся в замене сетей водоснабжения в течение 10 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций верными, основанными на положениях действующего законодательства с учетом установленных по делу обстоятельств, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Ссылка в кассационной жалобе на исполнение администрацией Корсаковского городского округа обязательств по организации водоснабжения населения путем создания муниципального унитарного предприятия "Водоканал" подлежит отклонению, поскольку создание указанного предприятия не освобождает орган местного самоуправления как собственника имущества от обязанностей по его содержанию, а также от исполнения возложенных действующим законодательством обязанностей по исполнению полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Поскольку Администрация является исполнительно-распорядительным органом городского округа, наделённым статьями 41 и 43 Устава муниципального образования "Корсаковский городской округ" Сахалинской области, принятого решением районного Собрания муниципального образования Корсаковского района от 29 января 2009 года N 110, полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе вопросов владения, пользования и распоряжения объектами водоотведения, находящимися в муниципальной собственности, суды верно возложили на данный орган местного самоуправления обязанность организовать проведение замены находящегося в неудовлетворительном техническом состоянии участка сети водоснабжения.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии в материалах дела доказательств необходимости проведения капитального ремонта указанных сетей, что административным ответчиком принимаются меры, направленные на реконструкцию сетей водоснабжения городского округа, постановлением Администрации от 15 июня 2021 года N 901 утверждена актуализированная схема водоснабжения, водоотведения Корсаковского городского округа, не опровергают выводы судов, основанных на установленных по делу обстоятельствах с учетом имеющихся в материалах дела доказательств, по существу они направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела.
Иные доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств и установленных по делу фактических обстоятельств, и не содержат в себе данных, которые имели бы юридическое значение для отмены либо изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке.
С учетом изложенного и поскольку при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено существенного нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного постановления, содержащиеся в решении и апелляционном определении выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения судебных постановлений.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Корсаковского городского суда Сахалинской области от 22 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 3 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Корсаковского городского округа Сахалинской области - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.