Судья судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции Туктамышева О.В., рассмотрев кассационную жалобу представителя Салямовой Елены Геннадьевны, Салямова Станислава Рашитовича - Холмогорова Сергея Аполлоновича на определение Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 13 января 2023 года и апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 3 апреля 2023 года о возврате административного искового заявления Салямовой Елены Геннадьевны, Салямова Станислава Рашитовича об оспаривании действий должностного лица государственного органа,
УСТАНОВИЛА:
Салямова Е.Г, Салямов С.Р. обратились в Ленский районный суд Республики Саха (Якутия) с административным исковым заявлением к помощнику судьи Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) Тартыевой А.Т, в котором просили признать незаконными действия помощника судьи Тартыевой А.Т, выразившиеся в отказе выдаче исполнительного листа по определению суда о принятии мер предварительной защиты
Определением судьи Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 13 января 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судьи судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 3 апреля 2023 года, в принятии указанного административного искового заявления отказано на основании пункта 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), как не подлежащего рассмотрению в порядке административного судопроизводства.
В кассационной жалобе, поступившей в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 25 октября 2023 года через Ленский районный суд Республики Саха (Якутия) 4 октября 2023 года, а также в дополнениях к ней, представителем Салямовой Е.Г, Салямова С.Р. - Холмогоровым С.А. ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, как не основанных на законе и нарушающих права заявителей. В кассационной жалобе представитель заявителей указывает, что поскольку работник аппарата суда является государственным служащим, его действия (бездействие) подлежит обжалованию в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
На основании статьи 327.1 КАС РФ кассационная жалоба представителя Салямовой Е.Г, Салямова С.Р. - Холмогорова С.А. рассмотрена единолично судьей без проведения судебного заседания.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не установлено.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод, в том числе посредством обжалования в суд решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (статья 46).
Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 1 статьи 222 КАС РФ судья отказывает в принятии к производству суда административного искового заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, по основаниям, указанным в части 1 статьи 128 настоящего Кодекса.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах (пункт 1 части 1 статьи 128 КАС РФ).
Как следует из административного искового заявления Салямовой Е.Г, Салямовым С.Р. оспариваются действия Тартыевой А.Т. как должностного лица - помощника судьи Ленского районного суда Республики Саха (Якутия), совершенные в ходе исполнения служебных обязанностей.
Отказывая в принятии административного искового заявления, судья районного суда, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 128 КАС РФ, исходил из того, что заявление об оспаривании действий помощника судьи не подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, поскольку помощник судьи не является должностным лицом, государственным служащим, наделенным государственными или иными публичными и властными полномочиями, не является лицом, осуществляющим функции представителя власти либо выполняющим организационно - распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.
Судья кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами, изложенными в оспариваемых судебных актах, по следующим основаниям.
В силу пункта 2 части 2 статьи 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" разъяснил, что к административным делам, рассматриваемым в порядке административного судопроизводства, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику (абзац четвертый пункта 1).
Согласно части 1 и части 2 статьи 32 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" аппарат суда осуществляет обеспечение работы суда и подчиняется председателю соответствующего суда. Работники аппарата суда являются государственными служащими.
В соответствии с частью 3 статьи 35 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" к функциям председателя районного суда отнесены, в том числе, организация работы суда; общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначение на должность и освобождение от должности работников аппарата суда, а также распределение обязанностей между ними, принятие решение о поощрении работников аппарата суда или о привлечении их к дисциплинарной ответственности.
Статьей 52.1 КАС РФ установлено, что помощник судьи оказывает помощь судье в подготовке и организации судебного процесса, а также в подготовке проектов судебных актов; по поручению председательствующего в судебном заседании ведет протокол судебного заседания, обеспечивает контроль за фиксированием хода судебного заседания техническими средствами, проверяет явку в суд лиц, которые должны участвовать в судебном заседании, совершает иные процессуальные действия в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом.
С учетом изложенного, помощник судьи не относится к тем должностным лицам, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по главе 22 КАС РФ; действия (бездействия) работников аппарата суда при исполнении ими своих должностных обязанностей не подлежат обжалованию в судебном порядке, вопросы об оспаривании действий работников аппарата суда общей юрисдикции могут быть рассмотрены председателем суда.
Из права на судебную защиту, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению того или иного способа и процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным категориям дел определяются федеральными законами, к которым относится и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 14 декабря 1999 года N 220-О, от 24 ноября 2005 года N 508-О, от 15 апреля 2008 года N 314-О-О, от 20 декабря 2016 года N 2802-О и др.).
Вопреки доводам кассационной жалобы судьи обеих инстанций обоснованно пришли к выводу о наличии оснований, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 128 КАС РФ для отказа в принятии административного искового заявления, в связи с чем, принятыми судебными актами нарушений конституционных прав административного истца на доступ к правосудию не усматривается.
Учитывая, что судьей городского суда и судом апелляционной инстанции ошибок в применении и толковании норм процессуального и материального права не допущено, судья кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327.1, 328 - 331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судья судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
определение Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 13 января 2023 года и апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 3 апреля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Салямовой Елены Геннадьевны, Салямова Станислава Рашитовича - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу судебного акта суда апелляционной инстанции.
Судья О.В. Туктамышева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.