Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Туктамышевой О.В, Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрация города Свободного Амурской области на решение Свободненского городского суда Амурской области от 21 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 26 сентября 2023 года, принятые по административному делу N 2а-951/2023, по административному иску Свободненского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного куга лиц, к администрации города Свободного о признании незаконным бездействия, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В, пояснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Царевой М.Г, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Свободненский городской прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц - жителей города Свободного Амурской области, обратился в Свободненский городской суд Амурской области с административным исковым заявлением к администрация города Свободного Амурской области, в котором с учетом уточнений просил признать незаконным бездействие администрации города Свободного, выразившееся в непринятии мер к организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в районе придомовой территории многоквартирного дома по "адрес" координатами N; возложить на администрацию г. Свободного обязанность провести работы по ликвидации несанкционированной свалки в районе придомовой территории МКД "адрес" координатами N в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда.
В обоснование требований прокурор указал, что в результате проведенной проверки в сфере соблюдения законодательства об обращении с отходами производства и потребления выявлены нарушения закона. Согласно реестру муниципальной собственности администрации города Свободного земельный участок в районе "адрес" (между кирпичным гаражом и полуразрушенным зданием бывшей котельной), на котором обнаружена несанкционированная свалка, относится к собственности администрации города Свободного. Между тем администрацией города Свободного не принимаются меры, направленные на ликвидацию несанкционированных мест, складирования бытовых отходов.
Решением Свободненского городского суда Амурской области от 21 июня 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 26 сентября 2023 года административные исковые требования Свободненского городского прокурора Амурской области удовлетворены.
Признано незаконным бездействие администрации г. Свободного, выразившееся в непринятии мер к организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования "город Свободный", в районе "адрес", на земельном участке с. координатами N. На администрацию г. Свободного возложена обязанность в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на территории муниципального образования "город Свободный", в районе "адрес", на земельном участке с координатами N.
6 ноября 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба администрации города Свободного Амурской области, поданная через Свободненский городской суд Амурской области 1 ноября 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии нового решения об отказе в удовлетворении требований прокурора.
В обоснование кассационной жалобы административный ответчик ссылается на нарушение судами норм материального и процессуального права; указывает, что надлежащим ответчиком является управление по ЖКХ и благоустройству, к задачам которого и отнесены организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Судами не принято во внимание, что на момент рассмотрения дела Управлением по ЖКХ и благоустройству уже объявлен аукцион на оказание услуг по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов на вывоз несанкционированной свалки; согласно акту сдачи-приемки выполненных работ свалки убраны, в связи с чем, незаконного бездействия со стороны административного ответчика не имелось.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 9 ноября 2023 года кассационная жалоба администрация города Свободного Амурской области передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, помимо прокурора не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора, с учетом требований части 2 статьи 329 КАС РФ судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не установлено.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Положениями статьи 42 Конституции Российской Федерации, статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) и статьи 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) установлено, что каждый гражданин Российской Федерации имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
В силу пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
На основании пунктов 11, 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Статьей 51 Федерального закона N7-ФЗ, с учетом части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) определено, что отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федерального закона N 89-ФЗ) территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
На основании пункта 1 статьи 3.4 Федерального закона N 89-ФЗ допускается накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического законодательства населения и иного законодательства Российской Федерации.
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункт 4.13 ГОСТ 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного Постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года N 607-ст (далее - ГОСТ 30772-2001), являются несанкционированными свалками отходов.
В целях, охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления (подпункт 2 пункта 2 статьи 13 ЗК РФ).
Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года N 607-с, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Таким образом, действующим законодательством на органы местного самоуправления городского округа возложена обязанность по осуществлению мер организационно-властного воздействия, направленных на создание условий для обеспечения эффективности очистки территории муниципального образования от загрязнения бытовыми и промышленными отходами.
Как следует из материалов дела и установлено судами Свободненской городской прокуратурой проведены надзорные мероприятия в сфере соблюдения законодательства об обращении с отходами производства и потребления, по результатам которых выявлены нарушения закона.
Согласно паспорту "Национальный проект "Экология", утвержденного Министерством природы Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ год, в рамках которого реализуется Федеральный проект "Чистая страна", на территории г. Свободного на основании п. 2 раздела 4.1 паспорта реализуется мероприятие "Ликвидация несанкционированных свалок в границах городов". Целью мероприятия является ликвидация несанкционированных свалок в границах городов.
Согласно акту выездного обследования от ДД.ММ.ГГГГ и представленной фототаблице, в ходе выездного обследования проведенного старшим государственным инспектором Министерства природных ресурсов Амурской области выявлены места несанкционированного размещения отходов, в том числе в районе "адрес" координатами N, между кирпичным гаражом и полуразрушенным зданием бывшей котельной.
Согласно реестру несанкционированных свалок 2022-2023 на участке в районе "адрес" координатами N между кирпичным гаражом и полуразрушенным зданием бывшей котельной свалка не ликвидирована.
В ходе выездной проверки, проведенной Свободненской городской прокуратурой, ДД.ММ.ГГГГ в районе "адрес" (между кирпичным гаражом и полуразрушенным зданием бывшей котельной), установлен факт несанкционированного складирования бытовых отходов, что подтверждается актом обследования объекта N от ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая заявленные прокурором требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что органом местного самоуправления длительное время не принимаются необходимые меры, направленные на ликвидацию несанкционированного места складирования бытовых отходов на территории города Свободного; неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Оснований не согласиться с данными выводами нижестоящих судов у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы права изложены судебных актах.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что в районе "адрес" (между кирпичным гаражом и полуразрушенным зданием бывшей котельной), установлен факт несанкционированного складирования бытовых отходов.
При таких обстоятельствах, поскольку органами местного самоуправления не принимаются должные своевременные меры, направленные на ликвидацию несанкционированных мест складирования бытовых отходов на территории города Свободного, суды нижестоящих инстанций пришли к правильному выводу об обоснованности заявленных прокурором требований.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда первой и апелляционной инстанций верными, основанными на положениях действующего законодательства с учетом установленных по делу обстоятельств, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
С учетом вышеуказанных положений действующего законодательства, поскольку пунктами 11, 23 части 1 статьи 5 Устава города Свободного предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, доводы кассационной жалобы о том, что надлежащим ответчиком по делу является Управление по ЖКХ и благоустройству администрации города Свободного являются несостоятельными.
Ссылки в кассационной жалобе на то, что ДД.ММ.ГГГГ уже заключен муниципальный контракт по очистке мест несанкционированного размещения отходов, в том числе, и на указанном земельном участке, не являются основанием для отмены судебных актов, поскольку не опровергают установленные по делу обстоятельства, свидетельствующие о допущенном бездействии со стороны административного ответчика в непринятии своевременных мер к организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с указанного в иске земельного участка.
Доводы кассационной жалобы о том, что в суде первой инстанции принимал участие представитель администрации города Свободного без надлежаще оформленных полномочий, который фактически признал заявленные прокурором административные исковые требования, подлежат отклонению, поскольку данное административное дело рассмотрено судом первой инстанции по существу. Кроме того, административный ответчик был надлежаще уведомлен о месте и времени слушания дела, в связи с чем не был лишен возможности направить в суд иного представителя.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы нижестоящих судов, направлены на переоценку доказательств и установленных по делу фактических обстоятельств, и не содержат в себе данных, которые имели бы юридическое значение для отмены либо изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 328 КАС РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329-331 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Свободненского городского суда Амурской области от 21 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 26 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрация города Свободного Амурской области - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.