Судья судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции Зайцева О.А., рассмотрев кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Рослесинфорг" на определение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 26 апреля 2023 года, апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 28 августа 2023 года о процессуальном правопреемстве по административному делу по административному исковому заявлению Камчатского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к Агентству лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края об оспаривании бездействия, выразившегося в непроведении лесоустройства путём таксации лесов,
УСТАНОВИЛ:
решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 27 ноября 2019 года отказано в удовлетворении административных исковых требований Камчатского межрайонного природоохранного прокурора.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 27 февраля 2020 года решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 27 ноября 2019 года отменено, по административному делу принято новое решением, которым административный иск Камчатского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворён: признано незаконным бездействие Агентства лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края по непроведению лесоустройства путём таксации лесов на территории Ключевского лесничества Камчатского края; на Агентство лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края возложена обязанность, в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу, провести лесоустройство путём таксации лесов на территории Ключевского лесничества Камчатского края.
В соответствии с постановлением Губернатора Камчатского края от 29 сентября 2020 года N 178 "Об изменении структуры исполнительных органов государственной власти Камчатского края" Агентство лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края переименовано в Агентство лесного хозяйства Камчатского края.
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП и ИОИП УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу от 24 марта 2022 года в отношении Агентства лесного хозяйства Камчатского края возбуждено исполнительное производство N.
Определением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 04 апреля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судьи Камчатского краевого суда от 22 августа 2022 года, удовлетворено заявление Агентства лесного хозяйства Камчатского края о процессуальном правопреемстве и замене административного ответчика (должника) Агентства лесного хозяйства Камчатского края на Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз), со ссылкой на Федеральный закон от 02 июля 2021 года N 304-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статьи 14 и 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и отсутствие у заявителя с 01 января 2022 года полномочий по проведению лесоустройства на землях лесного фонда.
Кассационным определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 20 января 2023 года определение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 04 апреля 2022 года и апелляционное определение судьи Камчатского краевого суда от 22 августа 2022 года отменены, административное дело направлено в суд первой инстанции на новое рассмотрение заявления о процессуальном правопреемстве.
Определением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 26 апреля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судьи Камчатского краевого суда от 28 августа 2023 года, произведена замена должника - агентства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области на Федеральное государственное бюджетное учреждение "Рослесинфорг" (далее - ФГБУ "Рослесинфорг").
15 ноября 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ФГБУ "Рослесинфорг", поданная через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края 03 ноября 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявления о процессуальном правопреемстве в отношении ФГБУ "Рослесинфорг".
В обоснование своей позиции кассатор сослался на нарушение судами первой и апелляционной инстанции норм материального права. Так, по мнению кассатора, судами не учтено, что ФГБУ "Рослесинфорг" выполняет мероприятия по лесоустройству в рамках государственного задания, в порядке предусмотренном частью 9 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации, и в соответствии с планом проведения лесоустройства, предусмотренным статьёй 67.2 Лесного кодекса Российской Федерации, либо по заявлению и за счёт заинтересованного лица, на основании соответствующего договора (контракта).
На основании статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба ФГБУ "Рослесинфорг" рассмотрена единолично судьёй без проведения судебного заседания.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, письменный отзыв Агентства лесного хозяйства Камчатского края и письменное мнение Камчатской межрайонной природоохранной прокуратуры, судья судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не усматривает.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае, если в период рассмотрения административного дела орган государственной власти, иной государственный орган или орган местного самоуправления, являющиеся стороной в административном деле, реорганизован, суд производит замену этой стороны его правопреемником. В случае, если какой-либо из указанных органов либо организация, наделенная государственными или иными публичными полномочиями, упразднены, суд производит замену этой стороны органом или организацией, к компетенции которых относится участие в публичных правоотношениях в той же сфере, что и рассматриваемые судом спорные правоотношения, либо к компетенции которых относится защита нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца (функциональное правопреемство).
При этом пунктом 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" предусматривает возможность замены должника и (или) взыскателя его правопреемником по административному делу на стадии исполнения судебного акта.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 16 ноября 2018 года N 43-П, нормы, регулирующие процессуальное правопреемство, в том числе основания и порядок его осуществления (применительно к различным ситуациям) должны отвечать общеправовым требованиям. Признавая вступление лица в процесс в качестве правопреемника законным способом реализации права на судебную защиту и устанавливая при этом примерный (открытый) перечень оснований для процессуального правопреемства, федеральный законодатель учитывал, что правопреемство в материальном праве в случае перехода прав и обязанностей от одного лица к другому в порядке универсального или сингулярного правопреемства само по себе не порождает (автоматически и безусловно) процессуальное правопреемство.
Вопрос о процессуальном правопреемстве во всех случаях решается судом, который при рассмотрении дела обязан исследовать по существу его фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, - иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту, закрепленное статьей 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации (гарантируемое как истцам, так и ответчикам по гражданско-правовым спорам), оказывалось бы существенно ущемленным (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 13 декабря 2016 года N 28-П, от 10 марта 2017 года N 6-П и др.). При этом в целях вынесения законного и обоснованного судебного постановления, разрешающего вопрос о процессуальном правопреемстве, суд оценивает представленные доказательства (в том числе подтверждающие наличие оснований для правопреемства) по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании.
Согласно части 1, пункту 1 части 2 статьи 52 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случае выбытия одной из сторон исполнительного производства (смерть гражданина, реорганизация организации, уступка права требования, перевод долга) судебный пристав-исполнитель производит замену этой стороны исполнительного производства её правопреемником, в том числе на основании судебного акта о замене стороны исполнительного производства правопреемником по исполнительному документу, выданному на основании судебного акта или являющегося судебным актом.
Судами установлено, что в силу ранее действовавшего правового регулирования (пункт 7 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации) осуществление полномочий по проведению на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 указанного Кодекса, было передано Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
С 1 января 2022 года полномочия по осуществлению мероприятий по лесоустройству в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены особо охраняемые природные территории федерального значения, переданы органам государственной власти Российской Федерации (пункт 22 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации).
То есть, со дня вступления в силу Федерального закона от 02 июля 2021 года N 304-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статьи 14 и 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" произошло перераспределение полномочий по осуществлению мероприятий по лесоустройству в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, что является основанием для рассмотрения вопроса о функциональном правопреемстве.
Согласно Положению о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утверждённому постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 736, Федеральное агентство лесного хозяйства является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений (пункт 1).
Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4).
В соответствии с пунктом 5.6(1) указанного Положения, который введён постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 года N 2524, Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет мероприятия по лесоустройству в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда.
Мероприятия по лесоустройству в лесах, расположенных на землях лесного фонда, в том числе на лесных участках, предоставленных по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, осуществляются федеральным государственным бюджетным учреждением, подведомственным уполномоченному федеральному органу исполнительной власти, в соответствии с планом проведения лесоустройства, предусмотренным статьей 67.2 настоящего Кодекса, самостоятельно или с привлечением иных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (часть 9 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации).
Таким подведомственным учреждением Федерального агентства лесного хозяйства является ФГБУ "Рослесинфорг", к основным видам деятельности (работ, услуг) которого относится обеспечение мероприятий по лесоустройству в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, в том числе, таксация лесов (пункт 3.2.2 Устава).
Удовлетворяя заявление Агентства лесного хозяйства Камчатского края о процессуальном правопреемстве, суд первой инстанции, с позицией которого согласился судья апелляционный инстанции, исходил из того, что закон допускает правопреемство в ходе административного судопроизводства и в исполнительном производстве в случае перераспределения полномочий между органами государственной власти в публично-правовой сфере. При этом, ФГБУ "Рослесинфорг" является единственным лицом, наделённым полномочиями на проведение мероприятий по лесоустройству путём таксации лесов на территории Ключевского лесничества Камчатского края.
Судья суда кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Кассационная жалоба представителя ФГБУ "Рослесинфорг" не содержит ссылок на предусмотренные частью 1 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, повлиявшие или способные повлиять на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Иное толкование кассатором положений закона не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального и процессуального права.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья
определила:
определение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 26 апреля 2023 года, апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 28 августа 2023 оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Рослесинфорг" - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления оспариваемого определения суда первой инстанции в законную силу.
Судья Девятого кассационного
суда общей юрисдикции О.А. Зайцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.