Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Ровенко П.А, Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Фрунзенского районного суда города Владивостока Приморского края от 17 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 19 апреля 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Владивостокской таможне об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав объяснения представителя ФИО1 - ФИО6, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения относительно кассационной жалобы представителя Владивостокской таможни ФИО4, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился во Фрунзенский районный суд города Владивостока Приморского края с административным исковым заявлением к Владивостокской таможне (далее также - таможенный орган), в котором просил признать незаконным решение заместителя начальника Владивостокской таможни ФИО7 от 18 октября 2022 года N/А001025, принятое по результатам таможенного контроля.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в соответствии с коносаментом N HAN120220R00556 в марте 2020 года на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее также - Союз) в адрес ФИО1 прибыло транспортное средство для личного пользования: мотоцикл HONDA AFRICA TWIN, 1 марта 2018 года выпуска, бывший в употреблении, объём двигателя 998 куб. см, мощность двигателя 95 л.с, номер рамы N N, страна происхождения Япония. При таможенном декларировании данного транспортного средства таможенные платежи уплачены исходя из его стоимости, равной 5 100 долларам США.
Решением заместителем начальника Владивостокской таможни ФИО7 от 18 октября 2022 года N/А001025 произведён перерасчёт таможенных платежей с доначислением к уплате 138 941 рубля 13 копеек из расчёта стоимости транспортного средства в 1 252 000 японских иен, что по курсу на дату декларирования составляло 11 672, 03 долларов США.
По мнению ФИО1, указанное решение является незаконным, основанным на недостоверных сведениях о стоимости ввезённого товара, нарушающим его права и охраняемые законом интересы.
Решением Фрунзенского районного суда города Владивостока Приморского края от 17 января 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 19 апреля 2023 года, в удовлетворении административного искового заявления было отказано.
21 сентября 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ФИО1, поданная через Фрунзенский районный суд города Владивостока Приморского края 2 сентября 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене решения и апелляционного определения в связи с несоответствием выводов судов обстоятельствам дела, допущенными нарушениями при применении норм материального и процессуального права, а также о направлении административного дела на новое рассмотрение.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 10 октября 2023 года данная кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
ФИО1, который был извещён о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явился. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Фрунзенского районного суда города Владивостока Приморского края от 17 января 2023 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 19 апреля 2023 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Таможенное регулирование в Евразийском экономическом союзе осуществляется в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами, включая Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), и актами, составляющими право Союза (международные договоры и акты в сфере таможенного регулирования), а также в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года. В случае возникновения противоречий между ТК ЕАЭС и иными регулирующими таможенные правоотношения международными договорами, входящими в право Союза, применяются положения ТК ЕАЭС (пункты 2, 4 статьи 1 ТК ЕАЭС).
Товары для личного пользования перемещаются через таможенную границу в соответствии с положениями главы 37 ТК ЕАЭС.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 260 ТК ЕАЭС таможенному декларированию подлежат, в том числе, транспортные средства для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу Союза любым способом, за исключением транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государствах-членах Союза.
Исходя из положений пункта 1 статьи 267 ТК ЕАЭС стоимость товаров для личного пользования заявляется в пассажирской таможенной декларации при таможенном декларировании товаров для личного пользования на основании стоимости, указанной в чеках, счетах, на бирках и ярлыках или в иных документах о приобретении таких товаров, содержащих сведения о стоимости товаров для личного пользования, за исключением товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, в отношении которых в качестве пассажирской таможенной декларации используются документы, предусмотренные актами Всемирного почтового союза и сопровождающие международные почтовые отправления.
Для подтверждения стоимости товаров для личного пользования физическим лицом представляются оригиналы документов, на основании которых заявлена стоимость товаров для личного пользования, а в отношении товаров для личного пользования, доставляемых перевозчиком, - оригиналы документов либо их копии.
Согласно пункту 3 статьи 267 ТК ЕАЭС таможенный орган определяет стоимость товаров для личного пользования на основании имеющейся в его распоряжении информации о цене на аналогичные товары, в том числе в случае наличия обоснованных причин полагать, что представленные физическим лицом документы, указанные в пункте 1 настоящей статьи, или документы, предусмотренные актами Всемирного почтового союза, сопровождающие международные почтовые отправления, содержат недостоверные сведения.
В силу пункта 4 статьи 267 ТК ЕАЭС в качестве информации о стоимости товаров для личного пользования таможенный орган может использовать, в том числе, сведения, указанные в каталогах и на сайтах иностранных организаций, осуществляющих розничную продажу аналогичных товаров, с учётом сведений, представленных физическим лицом.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов административного дела, 6 марта 2020 года таможенным представителем ФИО1 - обществом с ограниченной ответственностью "ПРОВЭД" в таможенный орган подана пассажирская таможенная декларация (далее - ПТД) N N, в которой для личного пользования задекларирован мотоцикл HONDA AFRICA TWIN, 1 марта 2018 года выпуска, бывший в употреблении, объём двигателя 998 куб.см, мощность двигателя 95 л.с./69, 87 кВт, рама N N, страна происхождения Япония, согласно которой таможенная стоимость транспортного средства указывалась равной 5 100 долларам США.
Исходя из стоимости товара, заявленной в ПТД N N, а также классификации товара, Владивостокской таможней исчислены таможенные платежи (совокупный таможенный платеж в отношении товаров для личного пользования, таможенный сбор за таможенные операции) в сумме 108 014 рублей 57 копеек (таможенный приходный ордер N), которые были уплачены административным истцом.
18 октября 2022 года Владивостокской таможней проведён таможенный контроль в форме проверки документов и сведений после выпуска товаров, и (или) транспортных средств в целях проверки сведений о таможенной стоимости товара для личного пользования, задекларированного в пассажирской таможенной декларации N/П002946.
В ходе проведённой проверки Владивостокской таможней установлено, что указанный мотоцикл HONDA AFRICA TWIN, 1 марта 2018 года выпуска, бывший в употреблении, объём двигателя 998 куб.см, мощность двигателя 95 л.с./69, 87 кВт, номер рамы N N, имеет аукционный лист с указанием его конечной цены продажи в Японии, превышающей цену, заявленную при декларировании транспортного средства административным истцом.
Так, данное транспортное средство, участвовавшее в торгах 22 января 2020 года на аукционе BDS Kantou (номер лота 5198), было продано по цене 1 252 000 японских йен, что по курсу валют на дату декларирования (на 6 марта 2020 года) составляло 772 517 рублей 8 копеек или 11 672, 03 долларов США.
По результатам проведенной проверки таможенным органом составлен акт от 23 мая 2022 года N/А001025, согласно которому представленные документы и сведения о стоимости мотоцикла, задекларированного в ПТД N/П002946, не являются достоверными и не подтверждают заявленные сведения; таможенный приходный ордер N подлежит аннулированию с составлением нового таможенного приходного ордера на уплату таможенных платежей в отношении транспортного средства, задекларированного в ПТД N/П002946, исходя из его стоимости в 1 252 000 японских йен, что по курсу валют на дату декларирования (на 6 марта 2020 года) составляло 772 517 рублей 8 копеек или 11 672, 03 долларов США или 10 484, 17 евро.
18 октября 2022 года Владивостокской таможней на основании акта от 23 мая 2022 года N/А001025 принято решение по результатам таможенного контроля N/А001025, в соответствии с которым аннулирован таможенный приходный ордер N и составлен новый таможенный приходный ордер от 24 октября 2022 года N от 24 октября 2022 года, исходя из новых сведений о таможенной стоимости мотоцикла.
Общая сумма таможенных платежей, подлежащая уплате, составила 247 205 рублей 7 копеек. В результате принятого таможенным органом решения административному истцу были дополнительно начислены таможенные платежи за указанный товар в сумме 139 191 рублей 13 копеек, а также пеня в размере 26 728 рублей 56 копеек, о чем административному истцу 25 октября 2022 года направлено соответствующее уведомление.
Отказывая в удовлетворении заявленных административных исковых требованиях, Фрунзенский районный суд города Владивостока Приморского края, с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда, проанализировав положения ТК ЕАЭС, Федерального закона от 3 августа 2018 года N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 3 августа 2018 года N 289-ФЗ), оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, указал в решении, что поскольку при таможенном декларировании транспортного средства, ввезённого для личного пользования, декларантом (административным истцом) было представлены документы, содержавшие недостоверные сведения о стоимости транспортного средства, и поскольку по результатам таможенного контроля таможенным органом была получена достоверная информация о действительной рыночной стоимости ввезённого транспортного средства в стране приобретения, которая была выше заявленной в пассажирской таможенной декларации, таможенный орган законно и обоснованно принял оспариваемое решение, определив стоимость транспортного средства на основании имеющейся в его распоряжении информации о цене транспортного средства, полученной с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" ("данные изъяты"), и подтверждённой письменной информацией общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" от 17 марта 2022 года N.
Оснований не согласиться с приведёнными выводами судов нижестоящих инстанций, положенными в основу решения и апелляционного определения, у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется.
Правильно определив юридически значимые обстоятельства, полно и объективно исследовав материалы дела, суды обеих инстанций пришли к верному выводу о необходимости отказа в удовлетворении административного искового заявления.
В соответствии с пунктом 25 статьи 266 ТК ЕАЭС таможенные платежи в отношении товаров для личного пользования исчисляются таможенным органом, производящим выпуск таких товаров, на основании сведений, заявленных декларантом при таможенном декларировании, а также по результатам проведения таможенного контроля. Обязанность заявления таможенному органу полных и достоверных сведений о товарах для личного пользования, необходимых для определения суммы таможенных платежей, подлежащих уплате, возлагается на декларанта.
Из содержания части 28 статьи 237 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 289-ФЗ следует, что на основании акта таможенной проверки и с учётом заключения (если такое заключение составлялось) начальник (заместитель начальника) таможенного органа, проводившего таможенную проверку, либо лицо, им уполномоченное, принимает решение (решения) в сфере таможенного дела при наличии оснований его (их) принятия, предусмотренных ТК ЕАЭС и (или) статьёй 218 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если в целях подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях по акту таможенной проверки, назначена новая таможенная проверка.
В данном случае в результате проведения таможенного контроля таможенным органом было установлено, что декларант не представил достоверных сведений о ввозимом для личного пользования товаре, необходимых для определения суммы таможенных платежей, в связи с чем Владивостокская таможня обоснованно приняла решение об аннулировании первоначального таможенного приходного ордера и о выдаче нового таможенного приходного ордера, исходя из сведений о таможенной стоимости транспортного средства, установленных таможенных органом в результате проведённой проверки.
Доводы кассационной жалобы не опровергают верных выводов судов, по существу они повторяют позицию административного истца, изложенную им при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, которой уже была дана надлежащая правовая оценка в обжалуемых судебных актах, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии суда кассационной инстанции не имеется. Само по себе несогласие с выводами судов нижестоящих инстанций, основанное на субъективной переоценке установленных по делу обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, не может являться основанием для отмены или изменения решения и апелляционного определения в кассационном порядке.
Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 КАС РФ, при рассмотрении кассационной жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, тогда как правом переоценки имеющихся доказательств суд кассационной инстанции не наделён.
Таким образом, при рассмотрении настоящего административного дела судами были верно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения административного спора, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к принятию незаконных и необоснованных решения и апелляционного определения, не допущено. Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по делу также не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Фрунзенского районного суда города Владивостока Приморского края от 17 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 19 апреля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.