Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г. и Римского Я.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи кассационную жалобу Косенок Сергея Анатольевича на решение Амурского городского суда Хабаровского края от 19 декабря 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 17 мая 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Губернатора Хабаровского края к Совету депутатов Литовского сельского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края, заинтересованное лицо Косенок Сергей Анатольевич, о признании незаконным решения Совета депутатов от 24 ноября 2021 года N175, возложении обязанности отменить решение Совета депутатов от 08 февраля 2022 года N 185, возложении обязанности удалить в отставку главу сельского поселения.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, пояснения представителя Косенок С.А.- ФИО8, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения относительно доводов кассационной жалобы представителя Губернатора Хабаровского края - ФИО9, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Губернатор Хабаровского края обратился в Амурский городской суд Хабаровского края с вышеназванным административным исковым заявлением и, с учётом уточнения исковых требований, просил признать незаконным решение Совета депутатов Литовского сельского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края (далее - Совет депутатов Литовского сельского поселения) от 24 ноября 2021 года N 175; обязать Совет депутатов Литовского сельского поселения отменить решение Совета депутатов Литовского сельского поселения от 08 февраля 2022 года N 185 и удалить в отставку в связи с утратой доверия главу Литовского сельского поселения Косенок С.А. в течение 30 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу, указав в обоснование заявленных требований, что в ходе проведённой по решению Губернатора Хабаровского края проверки, установлено предоставление главой Литовского сельского поселения Косенок С.А. в отношении него и его супруги за 2018-2020 годы недостоверных и неполных сведений, содержащихся в справках о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (не указаны, либо указаны не в полном размере, доходы по основному месту работы, доходы от вкладов в банках и иных кредитных организациях, иные доходы, не указаны земельный участок, доля в праве общей долевой собственности, банковские счета); также, что глава сельского поселения Косенок С.А. не исполнил свою обязанность по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в связи с работой его супруги ФИО10 в должности сторожа-вахтера администрации сельского поселения (используя свое должностное положение, способствовал систематическим нарушениям ФИО10 трудовой дисциплины, не привлекая её к дисциплинарной ответственности за отсутствие на рабочем месте в дни дежурств, за которые она получала доход в виде денежных выплат за фактически не отработанное время); самостоятельные меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов глава сельского поселения Косенок С.А. не принял,
уведомление до начала исполнения должностных обязанностей сотрудником, не подавал, наличие конфликта интересов не признал. Губернатор Хабаровского края считает, что оспариваемое решение Совета депутатов Литовского сельского поселения от 24 ноября 2021 года N 175 о применении к главе сельского поселения Косенок С.А. меры ответственности в виде предупреждения, принято без учёта принципа юридической ответственности (соразмерности, пропорциональности и неотвратимости).
Решением Амурского городского суда Хабаровского края от 23 марта 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 10 июня 2022 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 19 октября 2022 года решение Амурского городского суда Хабаровского края от 23 марта 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 10 июня 2022 года отменены, административное дело направлено на новое рассмотрение в Амурский городской суд Хабаровского края.
При новом рассмотрении административного дела решением Амурского городского суда Хабаровского края от 19 декабря 2022 года, отменённым в части, с принятием нового решения, апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 17 мая 2023 года, уточнённые административные исковые требования Губернатора Хабаровского края удовлетворены. Признано незаконным решение Совета депутатов Литовского сельского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края от 24 ноября 2021 года N 175 о применении к Косенок С.А. меры ответственности в виде предупреждения. Признано незаконным решение Совета депутатов Литовского сельского поселения от 08 февраля 2022 года N 185 "Об отставке по собственному желанию Главы Литовского сельского поселения". Досрочно прекращены полномочия главы Литовского сельского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края Косенок С.А, в связи с утратой доверия за несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
28 сентября 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Косенок С.А, поданная через Амурский городской суд Хабаровского края 14 сентября 2023 года (сдана в организацию почтовой связи), в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений в оспариваемой части и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении административных исковых требований Губернатора Хабаровского края в полном объёме.
В обоснование своей позиции кассатор сослался на нарушение судами первой и апелляционной инстанции норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам административного дела. Так, по мнению кассатора, судом апелляционной инстанции рассмотрено требование о признании незаконным решения Совета депутатов Литовского сельского поселения от 08 февраля 2022 года N 185 "Об отставке по собственному желанию Главы Литовского сельского поселения", которое административным истцом не заявлялось, и при этом не применён трёхмесячный срок исковой давности. Кассатор считает, что имеет место вмешательство в компетенцию представительного органа местного самоуправления.
Определениями судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 17 октября 2023 года и от 01 ноября 2023 года кассационная жалоба Косенок С.А. передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции с использованием системы видеоконференц-связи в Девятом кассационном суде общей юрисдикции и Центральном районном суде города Хабаровска.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы с использованием системы видеоконференц-связи извещены своевременно и в надлежащей форме, административный истец, представитель административного ответчика, заинтересованное лицо, прокурор в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, изучив письменные возражения Губернатора Хабаровского края, выслушав пояснения представителя Косенок С.А. - ФИО8, возражения представителя Губернатора Хабаровского края - ФИО9, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный законо от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ), а также Законом Хабаровского края от 26 июля 2017 года N 272 "Об отдельных вопросах реализации Федерального закона "О противодействии коррупции" в отношении граждан, претендующих на замещение муниципальной должности и лиц, замещающих муниципальные должности" (далее - Закон Хабаровского края от 26 июля 2017 года N 272).
Частью 4.1 статьи 36 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06 октября 2003 года N131-ФЗ) предусмотрено, что глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ.
В силу части 10.1 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ, части 9 статьи 8, части 6 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных вышеуказанными Федеральными законами.
В соответствии с частью 1, пунктом 4 части 2 статьи 74.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ, представительный орган муниципального образования вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) за несоблюдение ограничений и запретов и неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ и другими федеральными законами.
Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ предусмотрено, что лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае: непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является; непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений, если иное не установлено федеральными законами.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании постановления Избирательной комиссии муниципального образования Хабаровского края от 11 сентября 2017 года N 49 Косенок С.А. являлся выборным должностным лицом местного самоуправления - избран на второй срок главой Литовского сельского поселения (ранее вступил в должность в соответствии с распоряжением о вступлении в должность N 84 от 19 сентября 2013 года).
Уполномоченным органом проведена проверка достоверности и полноты сведений, содержащихся в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера главы Литовского сельского поселения Косенок С.А, а также исполнения (неисполнения) обязанностей по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ, в ходе которой установлено, что глава Литовского сельского поселения Косенок С.А. представил врио Губернатора Хабаровского края справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера главы Литовского сельского поселения Косенок С.А. и его супруги ФИО8 за 2018-2020 года, содержащие недостоверные и неполные сведения.
Также проверкой было установлено неисполнение главой Литовского сельского поселения Косенок С.А. обязанностей по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ, между ним и его супругой ФИО10, работающей в должности сторожа-вахтера администрации Литовского сельского поселения, и также одновременно в должности педагога дополнительного образования на 0, 5 ставки в ЧДОУ "Детский сад N 253 ОАО РЖД".
Решением Комиссии по соблюдению лицами, замещающими муниципальные должности, требований, установленных законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции (далее - Комиссия) (протокол N 6 от 12 октября 2021 года), по вопросу рассмотрения материалов проверки, свидетельствующих о предоставлении главой Литовского сельского поселения Косенок С.А. недостоверных и (или) иных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетные 2018-2020 года, признано, что искажение в представленных главой поселения Косенок С.А. недостоверных и (или) неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, не являются несущественными; по повторному рассмотрению уведомления главы Литовского сельского поселения Косенок С.А. о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, признано, что главой поселения Косенок С.А. не соблюдались требования об урегулировании конфликта интересов.
26 октября 2021 года Губернатор Хабаровского края обратился в Совет депутатов Литовского сельского поселения с инициативой об удалении главы поселения Косенок С.А. в отставку по основаниям, предусмотренным пунктом 4 части 2 статьи 74.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ, оформленной соответствующим заявлением, приложив выписку из доклада врио Губернатора Хабаровского края от 01 октября 2021 года "О результатах проверки в отношении Косенка С.А." и проект решения Совета депутатов Литовского сельского поселения об удалении в отставку в связи с утратой доверия и досрочном прекращении полномочий главы Литовского сельского поселения.
24 ноября 2021 года Советом депутатов Литовского сельского поселения принято решение N 175 о применении к главе Литовского сельского поселения Косенок С.А, предоставившему недостоверные сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера его супруги за 2018-2020 годы, меры ответственности в виде предупреждения.
На момент рассмотрения дела в суде, решением Совета депутатов Литовского сельского поселения от 08 февраля 2022 года N 185, досрочно прекращены полномочия главы Литовского сельского поселения Косенок С.А. в виду отставки по собственному желанию с 14 февраля 2022 года.
Принимая оспариваемые судебные акты, суды первой и апелляционной инстанции сославшись на положения Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Закона Хабаровского края от 26 июля 2017 года N 272 "Об отдельных вопросах реализации Федерального закона "О противодействии коррупции" в отношении граждан, претендующих на замещение муниципальной должности и лиц, замещающих муниципальные должности", Положения об управлении Губернатора и Правительства края по противодействию коррупции, утверждённого постановлением Губернатора Хабаровского края от 17 сентября 2020 года N 99, исходили из характера, допущенных Косенок С.А. нарушений при предоставлении им сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также его супруги за 2018-2020 годы, справок, с учётом конкретных обстоятельств дела, и пришли к правильному выводу о том, что поскольку доказан факт нарушений действующего законодательства о противодействии коррупции, допущенных главой Литовского сельского поселения, а также факт несоблюдения им требований об урегулировании конфликта интересов, которые к несущественным или малозначительным отнести нельзя, ввиду чего применение к главе Литовского сельского поселения Косенок С.А. меры ответственности в виде предупреждения является незаконным, данные нарушения в своей совокупности являются основанием для досрочного прекращения его полномочий по утрате доверия.
При этом, суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что гражданин Российской Федерации, вступая в выборную должность местного самоуправления, принимает на себя обязанность неукоснительно соблюдать связанные с этим статусом обязанности и ограничения. В связи с этим возможность привлечения его к конституционно-правовой ответственности, в том числе в виде удаления в отставку за несоблюдение соответствующих обязанностей и ограничений, не может сама по себе рассматриваться как нарушение принципов справедливости и соразмерности.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции Косенок С.А, в том числе в своей кассационной жалобе, не представлено.
Изложенные в оспариваемых судебных актах выводы сомнений в правильности не вызывают, поскольку соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела.
Выводы судов мотивированы и в кассационной жалобе по существу кассатором не опровергнуты. Нарушения требований статей 60, 61, 62, 64, 84 КАС РФ при сборе и оценке доказательств, равно как и нарушения норм материального права, при рассмотрении данного дела судами не допущено.
Судами двух инстанций дана оценка всем доводам кассатора, вновь изложенным в кассационной жалобе, с учётом обстоятельств дела и применительно к нормам закона, регулирующим спорные правоотношения, результаты оценки отражены в обжалуемых судебных постановлениях.
Доводы кассационной жалобы не влекут отмену обжалуемых судебных постановлений, так как не содержат правовых оснований к их отмене, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судов, а также к выражению несогласия с оценкой судами доказательств по делу и обстоятельств, послуживших основанием для выводов судов по существу спора.
Между тем, решение вопроса исследования и оценки доказательств в силу статей 178, 308, 310 КАС РФ отнесено к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанции, поэтому связанные с ним доводы кассатора, согласно части 3 статьи 329 КАС РФ, не могут служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке.
В частности, положения части 3 статьи 329 КАС РФ, находясь в системной взаимосвязи с другими положениями главы 35 данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных постановлений право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанции, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанции правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
Ревизия доказательственной стороны данного спора, заложенная в доводах жалобы, находится за пределами полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных постановлений, вопреки доводам кассационной жалобы, судами допущено не было.
Оснований, предусмотренных частями 2, 3 статьи 328 КАС РФ, для отмены или изменения оспариваемых судебных постановлений, по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Амурского городского суда Хабаровского края от 19 декабря 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 17 мая 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Косенок Сергея Анатольевича - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.