Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Соловьевой О.В.
судей Старовойт Р.К, Егоровой А.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Толстых Анны Анатольевны к государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Камчатский краевой родильный дом", Министерству здравоохранения Камчатского края о компенсации морального вреда
по кассационной жалобе Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края
на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 9 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 29 июня 2023 года.
Заслушав доклад судьи Соловьевой О.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скарлухина М.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Толстых А.А. обратилась в суд с иском к государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Камчатский краевой родильный дом" (ГБУЗ ККРД) о компенсации морального вреда, указывая, что находилась в состоянии беременности, на ДД.ММ.ГГГГ была запланирована операция по родоразрешению путем кесарево. Из-за ухудшения самочувствия ДД.ММ.ГГГГ была доставлена бригадой скорой медицинской помощи в ГБУЗ ККРД, где врачом принято решение о... и в рамках предоперационной подготовки она переведена в палату для проведения процедуры... Во время процедуры у нее возникли.., в результате чего она упала с кушетки на пол, ударившись... и.., медицинского персонала рядом не было. В результате падения и удара о пол на... и... (...), а... После обращения в феврале ДД.ММ.ГГГГ в ООО " О" ей поставлен диагноз. Полагала, что допущенная халатность со стороны медицинского персонала ответчика при проведении процедуры... в рамках предоперационной подготовки к... и ненадлежащее оказание тем самым ей медицинских услуг, стали причиной полученных телесных повреждений в виде..,..,... и наличия в настоящее время...
Уточнив исковые требования, просила взыскать с ответчика компенсацию морального вреда - 1 000 000 рублей, расходы на проведение обследования - 30300 рублей, расходы на оплату услуг представителя - 40 000 рублей, расходы на проведение судебной экспертизы - 91 212 рублей, стоимость рецензии на судебную экспертизу - 35 000 рублей.
Определением от 31 января 2023 года к участию в деле в качестве субсидиарного соответчика привлечен собственник имущества бюджетного учреждения - Камчатский край в лице Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края.
Определением от 31 января 2023 года принят отказ Толстых А.А. от исковых требований о взыскании расходов на проведение обследования в размере 30 300 рублей, производство по делу в указанной части прекращено.
Решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 9 февраля 2023 года, с учетом определения Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 11 апреля 2023 года об исправлении описки, с государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Камчатский краевой родильный дом" в пользу Толстых А.А. взысканы компенсация морального вреда - 100 000 рублей, судебные расходы на оплату услуг представителя - 40 000 рублей, на проведение судебной экспертизы - 91 212, 25 рублей, составление рецензии на судебную экспертизу - 35 000 рублей; в пользу бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края государственная пошлина - 300 рублей.
При отсутствии или недостаточности имущества у государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Камчатский краевой родильный дом", на которое в соответствии с абз. 1 п. 5 ст. 123.22 ГК РФ может быть обращено взыскание, в порядке субсидиарной ответственности взыскана недостающая денежная сумма с Камчатского края в лице Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края.
Апелляционным определение судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 29 июня 2023 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство имущественных и земельных отношений Камчатского края простит об отмене состоявшихся судебных актов в части возложения субсидиарной ответственности на Министерство имущественных и земельных отношений Камчатского края как принятых с нарушением норм действующего законодательства. В обоснование указывает, что при рассмотрении дела судами не исследовался вопрос достаточности либо недостаточности денежных средств и имущества для удовлетворения требований истца; Министерство имущественных и земельных отношений Камчатского края является ненадлежащим ответчиком, поскольку не является главным распорядителем бюджетных средств в отношении бюджетного учреждения; судебными инстанциями при рассмотрении дела не принят во внимание Закон N 378 от 16 декабря 2009 года "О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности" о разграничении полномочий органов исполнительной власти. Также ссылается на судебную практику по аналогичным делам.
В возражениях на кассационную жалобу Министерство здравоохранения Камчатского края просит оставить без изменения судебные постановления.
В судебное заседание суда кассационной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о причинах неявки не сообщили. Учитывая надлежащее извещение, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Прокурор Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скарлухин М.А. в заключении полагал судебные постановления подлежащими изменению в части, путем исключения из резолютивной части судебных актов указание о возложении субсидиарной ответственности на Министерство имущественных и земельных отношений Камчатского края, в остальной части судебные постановления подлежащими оставлению без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения были допущены судами при рассмотрении дела.
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 151, 1101, 1064, 1083, 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в постановлении от 26 января 2010 года N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина", в постановлении от 20 декабря 1994 года N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", оценив по правилам статьи 67 Гражданского кодекса Российской Федерации акт экспертизы качества медицинской помощи АО СК N от ДД.ММ.ГГГГ, заключение судебно-медицинской экспертизы N от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительной комиссионно-судебной медицинской экспертизы N от ДД.ММ.ГГГГ, пришли к выводу об отсутствии непосредственной прямой причинно-следственной связи между выявленными дефектами оказания ГБУЗ "Камчатский краевой родильный дом" медицинской помощи и наступившими у Толстых А.А. последствиями в виде.., вместе с тем установили наличие дефектов оказания медицинской помощи, выразившихся в ненадлежащем исполнении сотрудниками медицинского учреждения своих должностных обязанностей по обеспечению безопасного пребывания и получения медицинских услуг, надлежащего оформления медицинской документации, в связи с чем определили право истца на компенсацию морального вреда.
Взыскивая с ГБУЗ "Камчатский краевой родильный дом" в пользу Толстых А.А. компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей, суды исходили из того, что указанная денежная сумма соразмерна причиненным истцу физическим и нравственным страданиям, в полной мере отвечает принципам разумности и справедливости, с учетом тяжести полученных травм, их последствий для здоровья. На основании статей 98, 100 ГПК РФ с ГБУЗ "Камчатский краевой родильный дом" взысканы расходы на оплату услуг представителя 40 00 рублей, проведение судебной экспертизы 91 212, 25 рублей, составление рецензии на судебную экспертизу 35 000 рублей.
При отсутствии или недостаточности имущества у ГБУЗ "Камчатский краевой родильный дом", на которое в соответствии с абз. 1 п. 5 ст. 123.22 ГК РФ может быть обращено взыскание, суды указали на взыскание в порядке субсидиарной ответственности недостающей денежной суммы с Камчатского края в лице Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края.
Выводы судов о наличии оснований для взыскания компенсации морального вреда и размере такой компенсации, присужденной в пользу истца, являются законными и обоснованными, соответствуют правильно примененным нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
Вместе с тем, суд кассационной инстанции не может согласиться с выводами судов о возложении субсидиарной ответственности на Министерство имущественных и земельных отношений Камчатского края.
Согласно статье 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с ГК РФ.
Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 ГК РФ, несет собственник соответствующего имущества.
Согласно статье 123.22 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.
Согласно абзацу второму части 5 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации по обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым данного пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.
Однако при разрешении спора, факт достаточности либо недостаточности денежных средств и имущества для удовлетворения требований истца не выяснялся, в судебных актах эти сведения не отражены, что свидетельствует о незаконности принятого решения в указанной части.
Согласно пункту 12.1 части 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств отвечает от имени, в том числе субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
В силу статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации для исполнения судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами, органами местного самоуправления не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств федерального бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств соответствующего бюджета документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в Министерство финансов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации под главным распорядителем бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) понимается орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено указанным Кодексом.
Вместе с тем, из судебных постановлений следует, что при взыскании с ответчика денежных средств, судами не было учтено правовое (обязательственное) положение ГБУЗ "Камчатский краевой родильный дом".
В соответствии с учредительными документами ГБУЗ "Камчатский краевой родильный дом", является государственным бюджетным учреждением.
Учредителем и собственником имущества учреждения является Камчатский край. Функции и полномочия учредителя учреждения от имени Камчатского края осуществляет Министерство здравоохранения Камчатского края, функции и полномочия собственника - Министерство имущественных и земельных отношений Камчатского края. Учреждение осуществляет права владения, пользования и распоряжения в отношении закрепленного за ним имущества.
Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществляют свои полномочия в рамках своей компетенции.
Министерство имущественных и земельных отношений является органом государственной власти Камчатского края, осуществляющим функции и полномочия собственника имущества в рамках и в соответствии с возложенными полномочиями, касающимися действий, связанных с недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным на праве оперативного управления за учреждением, при этом Министерство не осуществляет финансирование деятельности бюджетного учреждения, и не несет ответственности по его обязательствам.
Министерство здравоохранения Камчатского края осуществляет функции и полномочия учредителя учреждения, а также осуществляет финансовое обеспечение учреждения в соответствии с пунктом 4.3 Устава (субсидий, предоставляемых из краевого бюджета; средств внебюджетных источников финансирования; доходов учреждения, полученных от осуществления приносящей доходы деятельности и приобретенное за счет этих доходов имущество; иные источники).
Поскольку именно Министерство здравоохранения края является главным распорядителем бюджетных средств учреждения, а Министерство имущественных и земельных отношений таковым не является, что не было учтено судами, оснований для привлечения последнего к субсидиарной ответственности не имелось.
Учитывая, что требования исполнительного документа в отношении должника ГБУЗ "Камчатский краевой родильный дом" исполнены 04 августа 2023 года УФК по Камчатскому краю, решение суда от 09 февраля 2023 года и апелляционное определение от 29 июня 2023 года подлежат изменению в части, путем исключения из резолютивной части судебных актов указание о возложении субсидиарной ответственности на Министерство имущественных и земельных отношений Камчатского края.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
изменить решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 9 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 29 июня 2023 года, исключив из резолютивной части решения указание на то, что при отсутствии или недостаточности имущества у ГБУЗ "Камчатский краевой родильный дом", на которое в соответствии с абз. 1 п. 5 ст. 123.22 ГК РФ может быть обращено взыскание, в порядке субсидиарной ответственности взыскать недостающую денежную сумму с Камчатского края в лице Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.