Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Соловьевой О.В, судей Наконечной Е.В, Старовойт Р.К, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тимофеевой Л.Ф. к Управлению при Главе Республики Саха (Якутия) по профилактике коррупционных и иных правонарушений о взыскании премии, компенсации морального вреда
по кассационной жалобе Управления при Главе Республики Саха (Якутия) по профилактике коррупционных и иных правонарушений на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 16 августа 2023 года.
Заслушав доклад судьи Наконечной Е.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тимофеева Л.Ф. обратилась в суд с названным иском, указав в обоснование заявленных требований, что она ранее замещала в Управлении должность гражданского служащего Республики Саха (Якутия) - "данные изъяты". 11.07.2022 заключенный с ней служебный контракт прекращен (расторгнут) по п.3 ч.1 ст.33 Федерального закона от 27.07.2004 N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с выходом на пенсию. По итогам 2022 года Тимофеевой Л.Ф. причиталась годовая премия за фактически отработанное время, однако, данная премия ей не выплачена, в результате чего нарушены ее права. Расторжение служебного контракта не лишает истицу права на получение соответствующего вознаграждения за труд, в том числе и на получение годового вознаграждения в виде премии за фактически отработанное время.
В своих исковых требованиях Тимофеева Л.Ф. просила суд взыскать с Управления задолженность по заработной плате в виде премии по итогам года в размере 100 000 руб, компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб, судебные расходы в размере 20 000 руб.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 25.04.2023 исковые требования Тимофеевой Л.Ф. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 16.08.2023 решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 25.04.2023 отменено, по делу принято новое решение. Исковые требования Тимофеевой Л.Ф. удовлетворены, с Управления при Главе Республики Саха (Якутия) по профилактике коррупционных и иных правонарушений в пользу Тимофеевой Л.Ф. взыскана годовая премия за 2022 год в размере 78 458, 83 руб, компенсация морального вреда в размере 10 000 руб, судебные расходы в размере 20 000 руб.
В кассационной жалобе Управления при Главе Республики Саха (Якутия) по профилактике коррупционных и иных правонарушений (далее по тексту - Управление) ставится вопрос об отмене состоявшегося по делу постановления суда апелляционной инстанции, как не соответствующего нормам материального и процессуального права.
Участвующие в деле лица, извещенные о месте и времени слушания дела, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. Дело рассмотрено на основании ч.5 ст.379.5 Гражданского процессуального кодекса РФ в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает предусмотренных ч.1 ст.379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ оснований для отмены оспариваемого судебного акта.
В соответствии с ч.1 ст.379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (ч.3 ст.379.7 ГПК РФ).
При рассмотрении настоящего дела таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено.
Правовое положение государственных гражданских служащих урегулировано Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации.
В силу ст.5 данного Федерального закона регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется: Конституцией Российской Федерации; Федеральным законом "О системе государственной службы Российской Федерации"; настоящим Федеральным законом; другими федеральными законами, в том числе федеральными законами, регулирующими особенности прохождения гражданской службы; указами Президента Российской Федерации; постановлениями Правительства Российской Федерации; нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; нормативными правовыми актами государственных органов; нормативными правовыми актами органов публичной власти федеральных территорий.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
В силу статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
В число дополнительных выплат входят (наряду с другими выплатами) премии, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается).
Согласно части 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии со ст.51 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" фонды оплаты труда федеральных гражданских служащих федеральных государственных органов и фонды оплаты труда гражданских служащих субъектов Российской Федерации государственных органов субъектов Российской Федерации формируются за счет средств соответствующих бюджетов, предусмотренных для финансового обеспечения выплат, установленных частями 2 и 5 статьи 50 настоящего Федерального закона, а также для финансового обеспечения: выплаты районного коэффициента (коэффициента) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, в размерах, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации соответственно; выплаты в отдельных государственных органах повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации соответственно; иных выплат, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации соответственно.
В соответствии со ст.19 Закона Республики Саха (Якутия) от 30.03.2005 214-З N 433-III "О государственной гражданской службе Республики Саха (Якутия)" оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).
К дополнительным выплатам относятся (наряду с другими выплатами) премии, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается).
Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами, законами Республики Саха (Якутия) и иными нормативными правовыми актами.
Как установлено по делу, Тимофеева Л.Ф. с 13.09.2016 замещала должность гражданского служащего Республики Саха (Якутия) - "данные изъяты".
Приказом N-ЛС от 11.07.2022 заключенный с Тимофеевой Л.Ф. служебный контракт прекращен (расторгнут) по п.3 ч.1 ст.33 Федерального закона от 27.07.2004 N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с выходом на пенсию.
Согласно действующему в Управлении Положению о порядке премирования государственных гражданских служащих Управления при Главе Республики Саха (Якутия) по профилактике коррупционных и иных правонарушений (далее - Положение), утв. приказом Управления от 23.12.2021 N89-П, фонд премирования для выплаты премий гражданским служащим формируется в пределах установленного фонда оплаты труда. Премирование гражданских служащих производится, в том числе в виде годовой премии - по итогам работы за год.
Премирование гражданских служащих производится по решению руководителя Управления на основании приказа Управления. Размеры премий руководителей структурных подразделений, курируемых заместителями Управлений, вносятся курирующими заместителя руководителя Управления (п.п.1.4, 1.7 Положения).
Согласно п.3.4 Положения премирование гражданского служащего, проработавшего неполный отчетный период и прекратившего служебные отношения с Управлением, производится за фактически отработанное время в данном отчетном периоде по решению руководителя Управления на основании представления руководителей структурного подразделения, когда увольнение обусловлено, в том числе выходом на пенсию (по возрасту, инвалидности).
Пунктом 3.5 Положения предусмотрено, что при увольнении гражданского служащего по иным причинам решение о выплате премии принимается руководителем Управления на основании представления руководителей структурного подразделения за фактически отработанное время при условии добросовестного, своевременного и качественного выполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей и в пределах объемов на премирование гражданских служащих Управления.
Письмом от 06.03.2023 N Управление в ответ на обращение Тимофеевой Л.Ф. разъяснило, что премия за период службы 2022 года не была начислена и выплачена, поскольку до конца 2022 года на имя руководителя Управления представление о премировании не поступало, отобраны объяснения у заместителя руководителя Управления С.Н.Л. и руководителя отдела организационно-правовой, финансовой и кадровой работы Т.А.Г.
Разрешая исковые требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что в рассматриваемом случае отсутствовали основания для выплаты истице спорной премии, так как премирование сотрудников по итогам года не является гарантированным и обязательным. Представление непосредственного руководителя Тимофеевой Л.В. о ее премировании по итогам работы за 2022 год руководителю Управления не поступало.
Пересматривая дело в апелляционном порядке и установив, что предусмотренная вышеназванным Положением премия по итогам работы за год регулярно выплачивается сотрудникам Управления за счет средств фонда оплаты труда и входит в систему оплаты труда, и, в том числе, подлежит выплате уволенным в связи с выходом на пенсию сотрудникам пропорционально времени, отработанному ими в соответствующем году, при этом Тимофеева Л.В. проходила службу в должности "данные изъяты" вплоть до 11.07.2022, была уволена в связи с выходом на пенсию, и предусмотренных Положением оснований для ее лишения (в том числе, частичного) названной премии не имелось, а единственной причиной невыплаты премии послужило отсутствие соответствующего представления непосредственного руководителя истицы, что само по себе не может служить достаточным основанием для ограничения права Тимофеевой Л.Ф. на получение спорной выплаты, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст.11 Трудового кодекса РФ, ст.ст.14, 50, 73 Федерального закона от 27.07.2004 N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", вышеназванным Положением о порядке премирования государственных гражданских служащих Управления при Главе Республики Саха (Якутия) по профилактике коррупционных и иных правонарушений, утв. приказом Управления от 23.12.2021 N89-П, пришел к выводу о необходимости выплаты истице причитающейся ей суммы премии по итогам работы за 2022 год, в связи с чем отменил принятое Якутским городским судом решение, как ошибочное, и вынес по делу новое решение о взыскании в пользу Тимофеевой Л.Ф. спорной премии (за фактически отработанное время) в размере 78 458, 83 руб, а также компенсации морального вреда, причиненного в связи с нарушением трудовых прав истицы.
Суд кассационной инстанции с выводами суда апелляционной инстанции согласен, так как эти выводы основаны на установленных фактических обстоятельствах дела и соответствуют нормам действующего законодательства, подлежащим применению к спорным правоотношениям, а также нормам процессуального права, регулирующим полномочия суда апелляционной инстанции (ст.ст.327, 327.1, 330 ГПК РФ).
Доводы жалобы о том, что годовое премирование не входит в систему оплаты труда работников Управления, проверялись судом апелляционной инстанции и были отклонены с учетом обстоятельств, периодичности, источника выплаты данной премии.
Суд правильно учел, что отнесение премии по итогам работы за год к числу выплат, входящих в систему оплаты труда, не противоречит вышеприведенным нормам законодательства, регулирующего оплату труда государственных гражданских служащих.
Ссылка ответчика на то, что выплата спорной премии является правом работодателя, не свидетельствует о неправомерности выводов суда по существу спора. При рассмотрении дела суд апелляционной инстанции правомерно исходил из того, что решение руководителя Управления не выплачивать премию по итогам работы за год может быть принято при наличии соответствующих нормативно оговоренных оснований для такой невыплаты, в то время как в данном случае такие основания не установлены.
Довод о невозможности премирования уволенного работника не состоятелен, так как спор заявлен по поводу выплаты премии, причитающейся за период, когда истица являлась сотрудником ответчика, и в выплате которой ей необоснованно отказано. Сам по себе факт расторжения контракта не может служить препятствием для взыскания в пользу истицы причитавшихся ей, но не выплаченных сумм.
Довод о необоснованности взыскания в пользу Тимофеевой Л.Ф. компенсации морального вреда отклоняется кассационным судом, поскольку по делу установлен факт нарушения трудовых прав истицы, в связи с которым суд апелляционной инстанции правомерно пришел к выводу о наличии предусмотренных законом (ст.73 Федерального закона от 27.07.2004 N79-ФЗ, ст.237 ТК РФ) оснований для взыскания компенсации причиненного ей морального вреда.
Нарушений в применении и толковании норм материального права, нарушений норм процессуального права, повлекших неправильное рассмотрение дела, судом апелляционной инстанции не допущено.
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что предусмотренные ч.1 ст.379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основания для отмены обжалуемого судебного акта по доводам кассационной жалобы не установлены, суд кассационной инстанции полагает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь ст.390 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 16 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления при Главе Республики Саха (Якутия) по профилактике коррупционных и иных правонарушений - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.