Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Саломатиной Л.А, судей Наконечной Е.В, Егоровой А.И, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Находкинского транспортного прокурора к Находкинской таможне о возложении обязанности провести специальную оценку условий труда рабочих мест
по кассационному представлению Дальневосточного транспортного прокурора на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 01 августа 2023 года.
Заслушав доклад судьи Наконечной Е.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Находкинский транспортный прокурор обратился в суд с названным иском, указав в обоснование заявленных требований, что в нарушение Федерального закона от 28.12.2013 N426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" Находкинской таможней не проведена специальная оценка условий труда рабочих мест сотрудников отдела специальных таможенных процедур таможенного поста Морской порт Находка Находкинской таможни (1 рабочего места начальника отдела, 2 рабочих мест заместителей начальника отдела, 14 рабочих мест ведущих инспекторов, 6 рабочих мест старших инспекторов).
В своих исковых требованиях Находкинский транспортный прокурор просил суд (с учетом уточнений) возложить на Находкинскую таможню обязанность провести специальную оценку условий труда рабочих мест государственных служащих - сотрудников отдела специальных таможенных процедур таможенного поста Морской порт Находка Находкинской таможни (1 рабочего места начальника отдела, 2 рабочих мест заместителей начальника отдела, 14 рабочих мест ведущих инспекторов, 6 рабочих мест старших инспекторов) в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением Находкинского городского суда Приморского края от 16.05.2023 исковое заявление прокурора удовлетворено. На Находкинскую таможню возложена обязанность провести специальную оценку условий труда рабочих мест государственных служащих - сотрудников отдела специальных таможенных процедур таможенного поста Морской порт Находка Находкинской таможни (1 рабочего места начальника отдела, 2 рабочих мест заместителей начальника отдела, 14 рабочих мест ведущих инспекторов, 6 рабочих мест старших инспекторов) в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 01.08.2023 решение Находкинского городского суда Приморского края от 16.05.2023 отменено, по делу принято новое решение. Исковые требования Находкинского транспортного прокурора к Находкинской таможне о возложении обязанности провести специальную оценку условий труда рабочих мест государственных служащих - сотрудников отдела специальных таможенных процедур таможенного поста Морской порт Находка Находкинской таможни оставлены без удовлетворения.
В кассационном представлении Дальневосточного транспортного прокурора ставится вопрос об отмене состоявшегося по делу постановления суда апелляционной инстанции, как не соответствующего материального права, регулирующим спорные правоотношения.
В письменных возражениях Находкинская таможня просит оставить кассационное представление без удовлетворения.
В судебном заседании суда кассационной инстанции прокурор Потапова Е.Н. поддержала доводы кассационного представления.
Представители Находкинской таможни Агекян В.Д. и Костицина Д.В. полагали кассационное представление Дальневосточного транспортного прокурора не подлежащим удовлетворению.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает предусмотренных ч.1 ст.379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ оснований для отмены оспариваемого судебного акта.
В соответствии с ч.1 ст.379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении настоящего дела таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено.
Как установлено судом и видно из дела, в ходе проведения проверки соблюдения законодательства об охране труда Находкинский транспортный прокурор выяснил, что в Находкинской таможне работодателем не проведена специальная оценка условий труда рабочих мест государственных служащих - сотрудников отдела специальных таможенных процедур таможенного поста Морской порт Находка Находкинской таможни, а именно: 1 рабочего места начальника отдела, 2 рабочих мест заместителей начальника отдела, 14 рабочих мест ведущих инспекторов, 6 рабочих мест старших инспекторов.
По результатам проверки в адрес начальника Находкинской таможни 14.10.2022 внесено представление об устранении нарушений закона.
Находкинской таможней представление прокурора не исполнено.
20.10.2022 прокурором возбуждено производство об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.5.27.1 КоАП РФ, в связи с непроведением Находкинской таможней специальной оценки условий труда на рабочих местах.
Постановлением мирового судьи от 31.01.2023 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.5.27.1 КоАП РФ, в отношении Находкинской таможни прекращено по п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения (т.2 л.д.101). Из пояснений сторон в суде кассационной инстанции следует, что указанное постановление мирового судьи вступило в законную силу.
В декабре 2022 года прокурором инициирован спор, заявленный в настоящем деле.
Порядок проведения специальной оценки условий труда работников на рабочих местах, в том числе с целью соблюдения прав работников на безопасную трудовую деятельность, установлен Федеральным законом от 28.12.2013 N426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Федеральный закон от 28.12.2013 N426-ФЗ).
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч.1 ст.3 Федерального закона от 28.12.2013 N426-ФЗ).
Частью 4 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2013 N426-ФЗ предусмотрено специальное регулирование проведения специальной оценки условий труда государственных гражданских служащих, а именно, установлено, что проведение специальной оценки условий труда в отношении условий труда указанной категории лиц регулируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ о государственной гражданской службе.
Таким образом, проведение специальной оценки условий труда государственных гражданских служащих возможно после принятия соответствующих актов, поскольку в Федеральном законе от 28.12.2013 N426-ФЗ прямо предусмотрена такая необходимость. Нормативно-правовые акты должны содержать специальные нормы, учитывающие особенности труда работников данной категории.
Исходя из положений Федерального закона от 27.05.2003 N58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" государственная служба в таможенных органах на должностях, предусматривающих наличие специальных званий, не является государственной гражданской службой и относится к иным видам государственной службы.
Порядок прохождения службы в таможенных органах и организациях Федеральной таможенной службы и основы правового положения должностных лиц таможенных органов определены Федеральным законом от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации".
В силу положений ст.ст. 34, 39 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ для сотрудников таможенных органов, исполняющих свои должностные обязанности во вредных условиях, устанавливается сокращенная продолжительность служебного времени и предоставляется дополнительный отпуск. Перечень должностей сотрудников таможенных органов Российской Федерации, исполняющих должностные обязанности во вредных условиях, за исполнение которых предоставляется дополнительный отпуск и устанавливается сокращенное служебное время, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.1998 N 189.
Разрешая заявленный спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что невыполнение ответчиком обязанности по проведению специальной оценки условий труда рабочих мест нарушает права государственных служащих Находкинской таможни на безопасные условия труда, в связи с чем пришел к выводу о необходимости понуждения ответчика к проведению такой оценки в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ и Федерального закона от 28.12.2013 N426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
Пересматривая дело в апелляционном порядке и установив, что государственная служба в таможенных органах на должностях, предусматривающих наличие специальных званий (к которым относятся, в том числе, указанные прокурором должности), является иным видом государственной службы, условия прохождения которой урегулированы специальным законом (Федеральным законом "О службе в таможенных органах Российской Федерации"), при этом в данном Законе закреплены гарантии для сотрудников, проходящих службу во вредных условиях труда, и регламентирован порядок определения данной категории сотрудников (соответствующий перечень должностей устанавливается Правительством РФ), суд апелляционной инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормами действующего законодательства, пришел к выводу о том, что проведение специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест начальника, заместителя начальника и инспекторов отдела специальных таможенных процедур таможенного поста Морской порт Находка Находкинской таможни не требуется, в связи с чем исковые требования прокурора являются не подлежащими удовлетворению.
Придя к таким выводам суд апелляционной инстанции посчитал необходимым отменить вынесенное Находкинским городским судом решение, как основанное на неверном применении норм материального права, и принял по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Суд кассационной инстанции с выводами суда апелляционной инстанции согласен, так как эти выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и правильно примененным нормам материального права, а также нормам процессуального права, в частности ст.ст.327.1, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, и разъяснениям, содержащимся в п.п.1, 37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", согласно которым рассмотрение дела в апелляционном порядке предполагает проверку законности и обоснованности решения суда первой инстанции, в том числе проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию.
Указанные выводы Приморского краевого суда согласуются с разъяснениями, приведенными Министерством труда и социальной защиты РФ в письме от 08.06.2017 N15-1/ООГ-1593, в соответствии с которым проведение специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест в таможенных органах и организациях Федеральной таможенной службы не требуется, поскольку вопрос предоставления компенсаций за работу во вредных условиях труда сотрудникам таможенных органов урегулирован специальным федеральным законом, в частности, положениями ст.ст.34, 39 Федерального закона от 21.07.1997 N114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации".
При этом необходимо учесть, что Министерство труда и социальной защиты РФ является федеральным органом исполнительной власти, наделенным полномочиями по выдаче разъяснений в сфере регулирования проведения специальной оценки условий труда (Положение о Министерстве труда и социальной защиты РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 N610).
Довод кассационного представления о том, что на государственную службу в таможне на должностях, предусматривающих наличие специальных званий и не поименованных в вышеназванном постановлении Правительства РФ от 15.02.1998 N 189, распространяется общий порядок проведения специальной оценки условий труда, урегулированный Федеральным законом от 28.12.2013 N426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", суд кассационной инстанции отклоняет как основанный на ошибочном применении норм материального права, регламентирующих условия и порядок прохождения службы в таможенных органах.
Нарушений в применении и толковании норм материального права, нарушений норм процессуального права, повлекших неправильное рассмотрение дела, судом апелляционной инстанции не допущено.
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что предусмотренные ч.1 ст.379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основания для отмены обжалуемого судебного акта по доводам кассационной жалобы не установлены, суд кассационной инстанции полагает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь ст.390 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 01 августа 2023 года оставить без изменения, кассационное представление Дальневосточного транспортного прокурора - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.