Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Соловьевой О.В, судей Панфиловой Л.Ю, Аноприенко К.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Радивил В.М. к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Амурской области о признании заключения об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата незаконным, обязании выдать государственный жилищный сертификат, по кассационной жалобе Радивил В.М. на решение Благовещенского городского суда Амурской области от 12 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 25 сентября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Панфиловой Л.Ю, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Радивил В.М. обратилась суд с иском к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, указав, что 30.12.2022 на заседании комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан Министерства ЖКХ Амурской области при рассмотрении материалов учетного дела в отношении Радивил В.М. в выдаче государственного жилищного сертификата было отказано, поскольку трудовой стаж истца составляет 9 лет 3 месяца 8 дней, что не достаточно для постановки истца на учет граждан, подлежащих обеспечению жилищным сертификатом. Также было отказано истцу в предоставлении государственного жилищного сертификата и по причине того, что у нее в собственности имеется жилое помещение за пределами районов Крайнего Севера, а именно в "адрес", у дочерей истца также имеются в собственности жилые помещения за пределами районов Крайнего Севера. С данным решением истец не согласна, считает его незаконным, поскольку трудового стаж для постановки ее на учет достаточно, стаж истца составляет более 10 лет. Кроме того, принадлежащее истцу на праве собственности жилье является непригодным для проживания, признано аварийным, жилые помещения, находящиеся в собственности у ее дочерей, были ими проданы, в настоящее время в собственности жилья они не имеют.
Просила суд признать незаконным решение комиссии Министерства Жилищно-коммунального хозяйства Амурской области от 30.12.2022 N об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата на приобретение жилья в связи с выездом из местности, приравненной к районам Крайнего Севера; обязать Министерство Жилищно-коммунального хозяйства Амурской области выдать Радивил В.М. в 2023 году государственный жилищный сертификат для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севра на состав семьи из 3-х человек.
Определениями Благовещенского городского суда от 21.04.2023 и 13.06.2023 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация г.Тында, Радивил Л.В, Радивил Н.В.
Решением Благовещенского городского суда Амурской области от 12 июля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 25 сентября 2023 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Радивил В.М. просит отменить судебные постановления. Указывает, что решением суда установлено, что по состоянию на 25.07.1998, то есть до введения в действие Федерального закона N131 "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", ее стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, составляет более 10 лет. Обращает внимание, что жилое помещение, находящееся в ее собственности, расположенное за пределами Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению, поскольку не пригодно для проживания, что не принято судами во внимание.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" право на получение жилищных субсидий имеют граждане, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Для целей настоящего закона не обеспеченными жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, признается, в частности, гражданин, выезжающий из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, если он и (или) члены его семьи не являются собственниками жилых помещений, расположенных за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, либо являются собственниками жилых помещений, расположенных за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, при условии обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления в соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации (ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 N 879, принятым в целях совершенствования деятельности по реализации вышеуказанного Федерального закона, утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
В силу подпунктов "в", "и" п. 21 Положения от 10.12.2002 N 879 выявление в представленных документах не соответствующих действительности сведений, а также приобретение жилья за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей является основанием для снятия гражданина с соответствующего учета.
Согласно подпунктам "д", "и" пункта 21 Положения граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае приобретения (строительства) жилья в других субъектах Российской Федерации (кроме случаев приобретения (строительства) жилья за счет ипотечных кредитов при условии использования средств социальных выплат для приобретения жилья на погашение основной ссудной задолженности по указанным кредитам); изменения других условий, в результате чего исчезли основания для признания гражданина нуждающимся в переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющим право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета.
Согласно п. 44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153, для получения сертификата гражданин - участник ведомственной целевой программы представляет, в том числе - заявление по установленной форме (приложение N 5), содержащее информацию о сделках с жилыми помещениями, которые привели к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению (за исключением безвозмездного отчуждения этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность).
Пунктом 44(1) Правил от 21.03.2006 N 153 предусмотрено, что в случае непредставления или неполного представления документов, указанных в пункте 44 настоящих Правил, а также выявления недостоверности сведений, содержащихся в заявлении, сертификат гражданину - участнику ведомственной целевой программы не вручается.
Нормативным правовым актом г.Тынды от 27.06.2014 N "О порядке управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом города", принятым решением Тындинской городской Думы от 27.06.2014 N учетная норма площади жилого помещения устанавливается в размере 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи (часть 3 статьи 8).
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями вышеназванных норм права, оценив представленные доказательства, исходил из того, что по состоянию на дату принятия оспариваемого решения (то есть на 30.12.2022) в собственности Радивил В.М. и члена ее семьи Радивил Л.В. имелись жилые помещения за пределами районов Крайнего Севера, а именно у Радивил В.М. - "адрес", площадью 37, 8 кв.м, у Радивил Л.В. - "адрес", площадью 57, 9 кв.м.
Суд апелляционной инстанции согласился с решением суда первой инстанции.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы судебных инстанций верными, соответствующими правильно примененным нормам материального и процессуального права и подтверждены материалами дела.
Доводы кассационной жалобы о том, что жилое помещение, находящееся в собственности у Радивил В.М. непригодно для проживания, согласно заключению межведомственной комиссии от 25.01.2023, судебная коллегия не может принять во внимание, поскольку на дату принятия решения от 30.12.2022, данные о непригодности указанного жилого помещения отсутствовали.
Ссылка кассатора на отсутствие у членов семьи Радивил В.М. в собственности жилых помещений, также не может быть принята во внимание, поскольку согласно материалам дела, у дочери заявителя - Радивил Л.В. на 30.12.2022, находилось в собственности жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", площадью 57, 9 кв.м.
При этом, отчуждение Радивил Л.В. жилого помещения 17.01.2023, не может являться основанием для признания заключения об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата от 30.12.2022, незаконным.
Иные доводы кассационной жалобы повторяют правовую позицию заявителя в споре, которым дана соответствующая оценка судом апелляционной инстанции в соответствии с нормами права, регулирующими спорные правоотношения, и сводится к иному толкованию норм материального права.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального и норм процессуального права.
Несогласие с оценкой доказательств к таким основаниям не относятся.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Благовещенского городского суда Амурской области от 12 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 25 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Радивил В.М. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.