Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Захарова Е.И, судей Рукавишникова Е.А, Роженцевой Ю.В, при секретаре Ворсиной А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-49/2023 по административному исковому заявлению Окружной администрации городского округа "Жатай" о признании недействующим нормативного правового акта, с апелляционной жалобой представителя административного истца Окружной администрации городского округа "Жатай" Республики Саха (Якутия) Еникеева Р.А. на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 24 августа 2023 года.
Заслушав доклад судьи Рукавишникова Е.А, пояснения представителя административного истца Окружной администрация городского округа "Жатай" Еникеева Р.А, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скрипник М.А, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Окружная администрация городского округа "Жатай" обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать недействующим постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 июня 2023 года N 289 "Об утверждении порядка предотвращения причинения животными без владельцев вреда жизни или здоровью граждан на территории Республики Саха (Якутия)".
В обоснование требований административного иска указано, что законом Республики Саха (Якутия) от 2 апреля 2014 года 1288-З N 131-V "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями Республики Саха (Якутия) по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев" органам местного самоуправления не переданы полномочия по мониторингу состояния популяции животных без владельцев, по проведению освидетельствования животных без владельцев на предмет наличия (отсутствия) у них немотивированной агрессивности, в то время как оспариваемым нормативным правовым актом именно на органы местного самоуправления возложено осуществление данных мероприятий.
Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 24 августа 2023 года в удовлетворении административного иска Окружной администрации городского округа "Жатай" отказано.
На решение суда представителем административного истца Окружной администрации городского округа "Жатай" Республики Саха (Якутия) Еникеевым Р.А. подана апелляционная жалоба, в которой просит решение отменить, принять по делу новое.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что судом не дана оценка имеющемуся в материалах дела преюдициальному судебному решению Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 19 января 2023 года по делу N 3а-6/2023.
Полагает, что при принятии решения суд необоснованно сослался на статьи 14.1 и 16.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", поскольку статья 14.1 к спорным правоотношениям не применима, а статья 16.1 устанавливает исключительно права, а не обязанности органов местного самоуправления.
Законом Республики Саха (Якутия) от 2 апреля 2014 года N 1288-З N 131-V полномочие по проведению мониторинга органами местного самоуправления не передавалось. При этом отсутствуют положения о наделении Правительства Республики Саха (Якутия) правом, позволяющим возлагать на органы местного самоуправления дополнительные полномочия по обращению с животными без владельцев, кроме перечисленных в Законе N131. Подобные государственные полномочия, обеспеченные дополнительным финансированием, могут быть переданы только законом Республики Саха (Якутия), а не постановлением Правительства Республики Саха (Якутия).
Процедура передачи государственных полномочий от органа власти республики органу местного самоуправления установлена в статье 3 Закона Республики Саха (Якутия) от 10 июля 2002 года N 417-II. В соответствии с частью 2 названной статьи глава муниципального образования вправе обратиться в Правительство Республики Саха (Якутия) с предложением о наделении органа местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
Вместе с тем Окружная администрация городского округа "Жатай" с подобным предложением о наделении отдельными государственными полномочиями к Правительству Республики Саха (Якутия) не обращалась.
Полагает, что подпунктом 2 "г" пункта 5.3 оспариваемого Порядка на орган местного самоуправления неправомерно возложена обязанность по проведению освидетельствования животных без владельцев на предмет наличия (отсутствия) у них немотивированной агрессивности, поскольку подобная обязанность входит в полномочия специализированных организаций.
Выражает несогласие с выводом суда о том, что оспариваемым постановлением не нарушены права административного истца, поскольку он сделан с нарушением требований статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и не соответствует содержащемуся в материалах дела доказательству - письму Департамента ветеринарии Республики Саха (Якутия) от 26 июня 2023 года.
Помимо указанного, автор жалобы также обращает внимание, что Методические указания по предотвращению причинения животными без владельцев вреда жизни или здоровью граждан, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2022 года N 1980, на которые имеется ссылка в решении суда, федеральным законом не являются, не содержат в себе нормы права, позволяющие возлагать на органы местного самоуправления полномочия по проведению мониторинга не законом, а постановлением исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Приняв оспариваемый порядок и возложив данное полномочие на орган местного самоуправление, Правительство Республики Саха (Якутия) вышло за пределы предоставленных ему законом полномочий.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца Еникеев Р.А, участвующий в деле с использованием системы видеоконференц-связи на базе Одинцовскоо городского суда Московской области, доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещались надлежащим образом.
На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело рассмотрено при настоящей явке.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя административного истца, заключение прокурора, полагавшего апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим суд должен установить наличие одновременно двух условий: нормативный правовой акт не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту в совокупности с нарушением прав, свобод и законных интересов лиц, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом (постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами").
Как установлено судом, Правительство Республики Саха (Якутия) постановлением от 22 июня 2023 года N 289 утвердило Порядок предотвращения причинения животными без владельцев вреда жизни или здоровью граждан на территории Республики Саха (Якутия).
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, в установленном порядке, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в нарушение действующего законодательства оспариваемым нормативно-правовым актом Правительство Республики Саха (Якутия) наделила орган местного самоуправления государственными полномочиями, тем самым превысив свои полномочия, судебной коллегией отклоняются по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 82 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", действовавшего до 31 декабря 2022 года, органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия, предусмотренные законодательством в области обращения с животными, в том числе организацию мероприятий по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев, осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными.
Действующее правовое регулирование также относит решение вопросов по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) (п. 143 ст. 44 Федерального закона от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации").
Федеральным законом от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в ред. от 28 апреля 2023 года) деятельность по обращению с животными без владельцев определена как деятельность, включающая в себя отлов животных без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию), возврат на прежние места их обитания и иные мероприятия, предусмотренные настоящим Федеральным законом (статья 3).
На основании статьи 17 Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ деятельность по обращению с животными без владельцев осуществляется, в том числе, в целях предупреждения возникновения эпидемий, эпизоотий и (или) иных чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением заразных болезней, общих для человека и животных, носителями возбудителей которых могут быть животные без владельцев; предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц.
В силу части 3 статьи 7 Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления и настоящим Федеральным законом (статья 8 Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ).
Пунктом 15 части 1 статьи 16.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что органы местного самоуправления муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территориях муниципального округа, городского округа.
На основании Закона Республики Саха (Якутия) от 2 апреля 2014 года 1288-З N 131-V "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями Республики Саха (Якутия) по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев" (в ред. от 9 декабря 2022 года) органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия) наделены государственными полномочиями Республики Саха (Якутия) по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территориях муниципальных образований без ограничения срока, включающую в себя отлов животных без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию), возврат на прежние места их обитания и иные мероприятия, предусмотренные Федеральным законом от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Права и обязанности органов местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий установлены статьей 4 Закона.
Финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на соответствующий финансовый год (часть 1 статьи 6 Закона).
Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев включают в себя:
1) отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных;
2) содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи 16 настоящего Федерального закона;
3) возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев;
4) возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 настоящей части, либо обращение с животными в соответствии с пунктом 5 настоящей части;
5) размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных;
6) иные необходимые мероприятия в соответствии с частями 7 и 8 настоящей статьи.
Пунктом 7 статьи 18 Закона N 498-ФЗ предусмотрено, что порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев устанавливается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Порядок предотвращения причинения животными без владельцев вреда жизни или здоровью граждан устанавливается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими указаниями, указанными в части 9 настоящей статьи (пункт 8 статьи 18 Закона N 498-ФЗ).
Методические указания по предотвращению причинения животными без владельцев вреда жизни или здоровью граждан утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 9 статьи 18 Закона N 498-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2022 года N 1980 утверждены методические указания по предотвращению причинения животными без владельцев вреда жизни или здоровью граждан, в соответствии с которыми органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают порядок предотвращения причинения животными без владельцев вреда жизни или здоровью граждан.
С учетом вышеуказанных норм права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что постановление от 22 июня 2023 года N 289 принято уполномоченным исполнительным органом субъекта Российской Федерации в пределах его компетенции.
Принятие Правительством Республики Саха (Якутия) постановления N 289 является реализацией предоставленного ему, как органу государственной власти субъекта Российской Федерации, полномочия по утверждению порядка предотвращения причинения животными без владельцев вреда жизни или здоровью граждан.
Предусмотренные утвержденным Порядком мероприятия по мониторингу состояния популяции животных без владельцев, по проведению освидетельствования животных без владельцев на предмет наличия (отсутствия) у них немотивированной агрессивности, являются мерами, способствующими снижению риска причинения животными без владельцев вреда жизни или здоровью граждан, и направленными на профилактику угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан или угрозы ее возникновения, проведение которых возложено на органы местного самоуправления в целях реализации переданных им Законом Республикой Саха (Якутия) от 2 апреля 2014 года 1288-З N 131-V полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.
Ввиду изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания нормативного правового акта недействующим.
Довод административного истца, изложенный в апелляционной жалобе о нарушении судом положения части 2 статьи 64 КАС РФ отклоняется.
Предметом оспаривания по делу N 3а-6/2023, ранее рассмотренным Верховным Судом Республики Саха (Якутия), являлся нормативный правовой акт, принятый Департаментом ветеринарии Республики Саха (Якутия), - приказ от 4 февраля 2022 года N 30, которым утвержден Порядок проведения мониторинга по определению количества животных без владельцев на территории Республики Саха (Якутия), в связи с чем в рассматриваемом деле исследованию подлежат обстоятельства, которые не были установлены судом по ранее рассмотренному делу.
При этом судебная коллегия исходит из того, что в силу части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации преюдициальными являются установленные судами обстоятельства, а не выводы, сделанные при рассмотрении другого спора.
Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению административного спора, судом не допущено.
Таким образом, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 24 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Окружной администрации городского округа "Жатай" Республики Саха (Якутия) - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба, представление через Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение шести месяцев со дня вынесения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 19 декабря 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.