Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Захарова Е.И, судей Роженцевой Ю.В, Бутырина А.В, при секретаре судебного заседания Ворсиной А.А, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело (N 3а-57/2023) по административному исковому заявлению ООО "Транспортные коммунальные системы" о признании недействующим приказа Департамента тарифного регулирования Томской области от 02 февраля 2023 года N7-2 "Об установлении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами организации - общество с ограниченной ответственностью ООО "Транспортные коммунальные системы" (ИНН N) на период с 1 июня 2021 года по 31 декабря 2021 года", по апелляционной жалобе Департамента тарифного регулирования Томской области на решение Томского областного суда от 21 августа 2023 года, заслушав доклад судьи Захарова Е.И, выслушав пояснения представителя Департамента тарифного регулирования Томской области Кулешова Г.К, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Скрипник М.А,
УСТАНОВИЛА:
приказом Департамента тарифного регулирования Томской области от 02 февраля 2023 года N 7-2 установлен предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами организации - общество с ограниченной ответственностью "Транспортные коммунальные системы" (ИНН N) на период с 01 июня 2021 года по 31 декабря 2021 года" (далее - Приказ N 7-2).
Общество с ограниченной ответственностью "Транспортные коммунальные системы" (далее - ООО "ТКС", Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим Приказа N 7-2, ссылаясь на его незаконность. Полагают, что административным ответчиком неверно рассчитана протяжённость маршрутов твердых коммунальных отходов. Указывает о необоснованном уменьшении рейсов в маршрутах твердых коммунальных отходов, а также неверном определении количества спецтехники для вывоза крупногобаритных отходов. Полагает о неверном расчёте расходов оператора на аренду стояночных боксов, содержание и эксплуатацию мусоровозов, автострахование и технический осмотр.
Решением Томского областного суда от 21 августа 2023 года административное исковое заявление ООО "ТКС" удовлетворено, оспариваемый приказ признан недействующим со дня принятия.
Не согласившись с решением суда представителем Департамента тарифного регулирования Томской области (далее - ДТР Томской области, Департамент) подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение, исключив выводы суда, касающиеся необходимости учета экономически необоснованных расходов в составе тарифа.
В дополнении к апелляционной жалобе также просить полностью отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. Доводы жалобы и дополнения к ней мотивированы тем, что выводы суда не основаны на доказательствах, не соответствуют материалам дела, нарушают нормы материального и процессуального права. Полагает о неверном выводе суда относительно расходов на содержание транспортных средств, указывая, что административным истцом не приложено расчетов на содержание всех заявленных 20 единиц техники. Также не согласен с выводом суда по протяженности маршрута, указывая, что оспариваемый приказ был принят во исполнение решения Томского областного суда от 14 ноября 2022 года, в котором указывалось, что методика определения маршрута верна, однако реестры накопления мест были использованы на ненадлежащую дату. Вместе с тем, в обжалуемом решении указаны новые адреса, по которым в ранее вынесенном решении не было замечаний. Относительно расходов на аренду гаражей и мусоровозов указывает, что данный объем денежных средств не был экономически обоснован, не является необходимым и не расходуется.
Относительно доводов апелляционной жалобы представителем ООО "ТКС" и участвовавшим в деле прокурором представлены возражения, в которых указывают, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В суде апелляционной инстанции представитель Департамента тарифного регулирования Томской области Кулешов Г.К, участвующий в деле с использованием систем видеоконференц-связи, доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель ООО "ТКС" в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения явившихся лиц, заключение прокурора, полагавшего, что оснований для отмены или изменения решения не имеется, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Отношения по установлению тарифов в сфере обращения с коммунальными отходами регулируются Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления), Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила регулирования), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами", а также приказом Федеральной антимонопольной службы от 21 ноября 2016 г. N 1638/16 "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами" (далее - Методические указания).
Оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором относится к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, для которой органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают предельные тарифы (статья 6, пункты 1 и 4 статьи 24.8 Закон об отходах производства и потребления).
Из пункта 91 статьи 9 Положения о Департаменте тарифного регулирования Томской области, утвержденного Постановлением Губернатора Томской области от 31 октября 2012 года N 145 следует, что Департамент утверждает предельные тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Как правильно установлено судом первой инстанции, оспариваемый приказ принят уполномоченным органом с соблюдением формы и вида, в установленном порядке опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru и по этим основаниям не обжалуется.
02 января 2021 года между Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области и ООО "ТКС" заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории четвертой зоны деятельности регионального оператора. По условиям данного соглашения Обществу присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 1.3 вышеуказанного договора региональный оператор обеспечивает осуществление деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение) в соответствии с территориальной схемой, нормативными правовыми актами Российской Федерации, Томской области и соглашением.
31 марта 2021 года ООО "ТКС" обратилось в Департамент с заявлением на установление единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в четвертой зоне деятельности Томской области на 2021 год с применением метода экономически обоснованных расходов.
Департаментом тарифного регулирования Томской области 28 мая 2021 года вынесен приказ N 7-17/9(23) "Об установлении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами организации - общество с ограниченной ответственностью "Транспортные коммунальные системы" (ИНН N) на период с 01 июня 2021 года по 31 декабря 2021 года" (далее - приказ N 7-17/9 (23).
Решением Томского областного суда от 17 февраля 2022 года приказ N 7-17/9(23) признан недействующим со дня принятия, на Департамент тарифного регулирования Томской области возложена обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий приказ N 7-17/9(23). Апелляционным определением Пятого апелляционного суда общей кассационного суда общей юрисдикции от 08 декабря 2022 года решение Томского областного суда от 17 февраля 2022 года оставлено без изменения.
Во исполнение решения суда Департаментом тарифного регулирования Томской области 11 июля 2022 года вынесен приказ N 7-73 "Об установлении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами организации - общество с ограниченной ответственностью "Транспортные коммунальные системы" (ИНН N) на период с 1 июня 2021 года по 31 декабря 2021 года", который признан недействующим решением Томского областного суда от 14 ноября 2022 года, на Департамент тарифного регулирования Томской области возложена обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий приказ N 7-73.
Во исполнение решения Томского областного суда от 14 ноября 2022 года принят оспариваемый приказ N7-2.
Согласно части 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.
Судебная коллегия считает, что при принятии заменяющих нормативных правовых актов административному ответчику надлежало пересчитать необходимую валовую выручку только в той части, которая являлась предметом рассмотрения судов по ранее принятым судебным актам и по которой в мотивировочных частях этих судебных актов имелись соответствующие указания на перерасчет, не нарушая ранее примененную методологию расчета.
Согласно пункту 18 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема и (или) массы твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования под необходимой валовой выручкой понимается экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый в течение очередного периода регулирования регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности и обеспечения достижения установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в области обращения с твердыми коммунальными отходами плановых значений показателей эффективности объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения и энергетической утилизации твердых коммунальных отходов (далее - показатели эффективности).
Необходимая валовая выручка регионального оператора определяется в соответствии с методическими указаниями как сумма необходимой валовой выручки организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, включая обработку твердых коммунальных отходов, в том числе собственная необходимая валовая выручка регионального оператора, относимая на такие виды деятельности, расходов на транспортирование твердых коммунальных отходов, а также расходов на приобретение контейнеров и бункеров для накопления твердых коммунальных отходов и их содержание, включая расходы на лизинговые платежи в отношении контейнеров и бункеров, уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов и расходов, связанных с предоставлением безотзывной банковской гарантии в обеспечение исполнения обязательств по соглашению об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенному исполнительным органом субъекта Российской Федерации и региональным оператором (пункт 90 Основ ценообразования).
В соответствии с абзацем 5 пункта 90 Основ ценообразования (в редакции, действовавшей на момент подачи заявления об установлении тарифа и вынесении Приказа N 7-17/9(23)), в расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов включаются расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов, предусмотренных схемой потоков твердых коммунальных отходов, содержащейся в территориальной схеме, в том числе от мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, до объектов размещения твердых коммунальных отходов, включенных в соответствии с пунктом 8 статьи 29.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации, а также от указанных объектов до объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования, при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на очередной период регулирования: производственных расходов; ремонтных расходов; административных расходов; сбытовых расходов; расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов; расходов на арендную плату, лизинговые платежи, концессионную плату с учетом особенностей, предусмотренных настоящим документом; расходов, связанных с оплатой налогов, сборов и других обязательных платежей; расходов на оплату товаров, работ и услуг других операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами; нормативной прибыли; расчетной предпринимательской прибыли регулируемой организации; расходов на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов.
В составе производственных расходов учитываются: расходы на приобретение сырья и материалов и их хранение; расходы на приобретаемые топливо, электрическую энергию (мощность), тепловую энергию (мощность), другие виды энергетических ресурсов (далее - энергетические ресурсы); расходы на оплату выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями работ и (или) услуг, связанных с эксплуатацией объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения и энергетической утилизации твердых коммунальных отходов; расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного персонала; расходы на уплату процентов по займам и кредитам, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль; общехозяйственные расходы; прочие производственные расходы, определяемые в соответствии с методическими указаниями (пункт 30 Основ ценообразования).
Пунктом 40 Основ ценообразования предусмотрено, что расходы регулируемой организации на приобретение сырья и материалов, используемых для производственных нужд, а также на их хранение рассчитываются как сумма расходов по каждому виду сырья и материалов, являющихся произведением плановых (расчетных) цен на сырье и материалы и экономически обоснованных объемов потребления сырья и материалов.
Согласно пункту 2 статьи 8 Закона об отходах производства и потребления к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктами 4, 5 статьи 13.4 Закона об отходах производства и потребления, органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
В экспертном заключении, при вынесении оспариваемого приказа, указано, что при определении протяженности маршрутов транспортировки ТКО произведен сравнительный анализ на соответствие мест вывоза ТКО по маршрутам, отраженным организацией реестрам мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов по состоянию на май 2021 года, размещенным на сайтах муниципальных образований в зоне деятельности регионального оператора. Сравнение производилось по географическим координатам и адресам. По результатам анализа экспертом исключены места сбора ТКО, отраженные организацией в маршрутах движения твердых коммунальных отходах, но отсутствующие в реестрах мест (площадок) накопления ТКО. Определены расстояния по маршрутам вывоза ТКО с учетом принятия мест накопления ТКО с использованием поисково-информационной картографической службы Яндекс.Карты.
Из материалов дела следует и судом установлено, что реестры мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов размещены в сети "Интернет" на официальных сайтах муниципальных образований: г. Кедровый, Кожевниковский район, Бакчарский район, Шегарский район. Реестры мест (площадок) кроме адресов, также содержат географические координаты.
В решении Томского областного суда от 14 ноября 2022 года суд, признавая приказ Департамента от 08 июля 2022 года N 7-73 недействующим, сделал вывод о том, что тарифным органом, вопреки выводам, содержащимся в решении Томского областного суда от 17 февраля 2022 года, вновь не учтена в полном объеме информация о местах накопления твердых коммунальных отходов, содержавшаяся в Территориальной схеме обращения с твердыми коммунальными отходами муниципальных реестрах мест накопления отходов.
Проанализировав таблицу перечня мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, из которой следует, что в составе маршрутов вывоза не было принято значительное количество мест накопления, заявленных организацией, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что тарифным органом не представлены доказательства, достоверно подтверждающих правильность произведенного расчета протяженности маршрутов транспортировки для твердых коммунальных отходов и крупногабаритных отходов.
Так, сопоставив данные, содержащиеся в муниципальных реестрах мест накопления отходов с данными, содержащимися в таблице перечня мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, принятых экспертом при определении расстояний по маршрутам вывоза твердых коммунальных отходов и расстояний, предусматривающим сбор и вывоз крупногабаритных отходов, судебная коллегия соглашается с выводам областного суда о том, что при расчете протяженности маршрутов экспертном не учтены площадки, отраженные в муниципальных реестрах: с. Бакчар, ул. Советская 41 (пункт 178 реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов муниципального образования "Бакчарский район"), с. Кожевниково, ул. Мичурина 66 (пункт 133 реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов муниципального образования "Кожевниковское сельское поселение"), с. Кожевниково, ул. Гагарина 13 (пункт 8 реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов муниципального образования "Кожевниковское сельское поселение"), с. Кожевниково, ул. Молодежная 3 (пункт 138 реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов муниципального образования "Кожевниковское сельское поселение").
При этом, ошибочность исключения указанных площадок подтверждена, допрошенным в судебном заседании в качестве свидетеля экспертом ФИО3.
Таким образом, Департаментом тарифного регулирования Томской области вновь не учтена в полном объеме информация о местах накопления твердых коммунальных отходов, содержащаяся в Территориальной схеме обращения с твердыми коммунальными отходами и муниципальных реестрах мест накопления отходов, в редакциях, актуальных на период рассмотрения тарифной заявки в 2021 году.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом приняты во внимание другие адреса мест размещение твердых коммунальных отходов, по которым решение Томского областного суда от 14 ноября 2022 года выводов не содержит, подлежат отклонению.
В решении Томского областного суда от 14 ноября 2022 года указано на то, что муниципальные реестры мест накопления отходов, используемые тарифным органом, действовали на дату подготовки повторного экспертного заключения, а не на дату подачи тарифной заявки, в связи с чем перечень мест накопления твердых коммунальных отходов в целом подлежал пересмотру.
В экспертном заключении указано, что потребность в машинах для выполнения маршрутов по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов составляет 7 единиц мусоровозов и 1 единица техники для вывоза крупногабаритных отходов. Эксперт посчитал, что расходы на ГСМ подлежат определению исходя из принятого годового пробега 8 единиц техники (7 единиц для ТКО и 1 единица для КГО), расходы на оплату труда - исходя из годового фонда рабочего времени с учетом принятого годового пробега 8 единиц техники, при этом, расходы на содержание и эксплуатацию мусоровозов приняты экспертом на 5 единиц мусоровозов марки КАМАЗ (для ТКО) и на 1 единицу ГАЗ-САЗ2507 (для КГО).
Учитывая изложенное, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что в расчет расходов должны быть включены расходы на содержание всех транспортных средств, потребность которых определена для регионального оператора.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, решение суда не содержит выводов о необходимости, при расчете указанных расходов, учета 20 единиц спецтехники.
Являются законными и выводы областного суда о необоснованности исключения затрат регионального оператора на аренду стояночных боксов.
В соответствии с абзацем 2 пункта 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 3.1 Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории четвертой зоны деятельности регионального оператора от 02 января 2021 года также предусмотрено право регионального оператора на привлечение операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
ООО "Транспортные коммунальные системы" в 2021 году, при подаче тарифной заявки были приложены коммерческие предложения на аренду стояночных боксов, адресованные организации ООО "ТКС".
При первоначальном установлении тарифа указанные расходы были учтены и признаны как экономически обоснованными.
Решения Томского областного суда от 17 февраля и 14 ноября 2022 года не содержат выводов о том, что расходы регионального оператора на аренду стояночных боксов являются незаконными и необоснованными.
Как указано выше, при принятии заменяющих нормативных правовых актов административному ответчику надлежало пересчитать необходимую валовую выручку только в той части, которая являлась предметом рассмотрения судов по ранее принятым судебным актам и по которой в мотивировочных частях этих судебных актов имелись соответствующие указания на перерасчет, не нарушая ранее примененную методологию расчета.
Поскольку при принятии заменяющих нормативных правовых актов органу регулирования надлежало исполнить только ранее принятые решения, то у него отсутствовали основания для исключения затрат ООО "ТКС" на аренду стояночных боксов.
С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных норм федерального законодательства, судебная коллегия приходит к выводу, что у суда первой инстанции имелись правовые основания для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим, что соответствует положениям части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Томского областного суда от 21 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента тарифного регулирования Томской области - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение 6 месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационных жалоб, представления в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Томский областной суд.
Председательствующий:
Судьи:
мотивированное апелляционное определение составлено 18 декабря 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.