Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в составе:
судьи судебной коллегии по административным делам Роженцевой Ю.В, рассмотрев без проведения судебного заседания материал N 9а-99/2023, поступивший с частной жалобой Морозовского Е.В, Левчука О.В, Мамонтова А.В. на определение Иркутского областного суда от 9 октября 2023 года о возвращении административного искового заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок,
УСТАНОВИЛ:
Морозовский Е.В, Левчук О.В, Мамонтов А.В. обратились в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, ссылаясь на длительное рассмотрение Куйбышевским районным судом г. Иркутска административного дела N 2а-703/2022 по административному иску заявителей к ФКУ ИК N 6 УФСИН России по Оренбургской области, ФСИН России о признании условий содержания ненадлежащими, взыскании компенсации морального вреда.
Определением Иркутского областного суда от 25 июля 2023 года административное исковое заявление оставлено без движения как поданное с нарушением установленных статьями 125, 252 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации требований, поскольку административными истцами не были указаны реквизиты банковских счетов для перечисления компенсации в случае ее присуждения, а также в связи с необходимостью предоставления документа об уплате государственной пошлины ввиду отказа в отсрочке ее уплаты, заявителям предоставлен срок для устранения недостатков до 14 августа 2023 года.
Определением Иркутского областного суда от 14 августа 2023 года исходя из характера нарушений и наличия объективных трудностей для административных истцов, отбывающих наказание в исправительном учреждении, по их устранению срок для устранения недостатков продлен до 30 августа 2023 года.
Определением Иркутского областного суда от 7 сентября 2023 года срок для устранения недостатков повторно продлен до 4 октября 2023 года, поскольку административными истцами были представлены только документы об уплате государственной пошлины без устранения недостатков в части указания реквизитов банковских счетов заявителей.
Определением Иркутского областного суда от 9 октября 2023 года административное исковое заявление возвращено административным истцам на основании пункта 1 части 1 статьи 254 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В частной жалобе Морозовский Е.В, Левчук О.В, Мамонтов А.В, ссылаясь незаконность и необоснованность определения суда, просят его отменить. В обоснование доводов жалобы указывают, что находясь в местах лишения своды, ограничены в правах по сравнению с иными лицами, поскольку не имеют физической возможности открыть банковские счета на свое имя, также не имеют представителей, которые могли бы открыть такие счета. Полагают, что судом оставлено без внимания ходатайство об изменении порядка исполнения решения о присуждении компенсации, в котором ими указано о возможности перечисления взысканной суммы на банковские реквизиты исправительного учреждения для зачисления денежных средств на отдельные лицевые счета заявителей. По мнению апеллянтов, судом созданы для них препятствия в доступе к правосудию.
В силу части 2 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации частная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания. Обстоятельств, установленных частью 3 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для вызова в суд апелляционной инстанции лиц, участвующих в деле, не установлено.
Изучив доводы частной жалобы, проверив представленный административный материал, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В развитие данного конституционного положения одной из задач административного судопроизводства, регулируемого нормами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункт 2 статьи 3), для чего нормы названного Кодекса гарантируют каждому заинтересованному лицу право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов (часть 1 статьи 4, часть 1 статьи 250).
Порядок рассмотрения дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок урегулирован главой 26 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также положениями Федерального закона от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок".
Согласно пункту 10 части 2 статьи 252 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в административном исковом заявлении о присуждении компенсации должны быть указаны, в том числе реквизиты банковского счета лица, подающего административное исковое заявление, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.
Частью 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что к исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены надлежащим образом заверенная судом копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.
По смыслу приведенных норм права взысканные в счет компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок суммы подлежат перечислению на банковский счет, открытый на имя заявителя (взыскателя).
В соответствии с частью 1 статьи 255 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если административное исковое заявление о присуждении компенсации подано с нарушением установленных статьей 252 настоящего Кодекса требований к форме и содержанию административного искового заявления о присуждении компенсации, к приложенным документам, судья выносит определение об оставлении административного искового заявления о присуждении компенсации без движения.
В случае, если обстоятельства, послужившие основанием для оставления административного искового заявления о присуждении компенсации без движения, будут устранены в срок, установленный определением судьи, административное исковое заявление о присуждении компенсации считается поданным в день его первоначального представления в суд. В других случаях административное исковое заявление о присуждении компенсации считается неподанным и возвращается с приложенными документами в порядке, установленном статьей 129 настоящего Кодекса (часть 4 статьи 255 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно пункту 7 части 1 статьи 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если не исправлены недостатки данного административного искового заявления и документов, приложенных к нему, в срок, установленный в определении об оставлении административного искового заявления без движения.
Возвращая административное исковое заявление, суд первой инстанции исходил из того, что административные истцы в срок, установленный в определении об оставлении административного искового заявления без движения, выявленные недостатки не устранили, поскольку представленные Морозовским Е.В, Левчуком О.В. и Мамонтовым А.В. реквизиты их лицевых счетов в исправительном учреждении, на которые должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию, не свидетельствуют о выполнении заявителями требований, установленных пунктом 10 части 2 статьи 252 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данным выводом суда первой инстанции.
Гарантируя каждому судебную защиту прав и свобод, Конституция Российской Федерации одновременно предусматривает, что порядок судопроизводства определяется федеральным законодательством (пункт "о" статьи 71, часть 1 статьи 76). Тем самым предполагается, что заинтересованные лица вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса лишь в установленном порядке, что не может рассматриваться как нарушение права на судебную защиту; закрепленные законодателем требования - при обеспечении каждому возможности обратиться в суд - обязательны для заявителя. Это относится и к правилам, регламентирующим порядок подачи административного искового заявления в суд.
В пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" разъяснено, что перечисление суммы компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок осуществляется по реквизитам банковского счета лица, в пользу которого взыскана соответствующая компенсация. Перечисление суммы взысканной компенсации на счет представителя лица, обратившегося в суд с заявлением о присуждении соответствующей компенсации, не допускается. Вместе с тем при наличии обстоятельств, объективно исключающих возможность представления лицом, в пользу которого взыскана компенсация, реквизитов банковского счета, суд по личному ходатайству взыскателя может определить иной порядок исполнения решения о присуждении компенсации.
Вопреки доводам апеллянтов их ходатайство о принятии в качестве надлежащих реквизитов реквизитов лицевых счетов, открытых в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю на их имя, на которые должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию, которое оценивается ими как ходатайство об изменении порядка исполнения решения о присуждении компенсации, надлежащим образом судом первой инстанции рассмотрено и обоснованно отклонено.
Как верно указал суд первой инстанции, применив положения части 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, взысканные в счет компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок суммы подлежат перечислению на банковский счет, открытый на имя заявителя (взыскателя).
При этом согласно приложению 2 Положения Банка России от 29 июня 2021 года N 762-П "О правилах осуществления перевода денежных средств" в перечень реквизитов распоряжений, являющихся платежными поручениями, входят: номер лицевого счета, банк получателя, ИНН, КПП, БИК, получатель.
Представленные административными истцами лицевые счета, открытые в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю на их имя, не являются теми банковскими счетами, на которые по смыслу приведенных выше норм права должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию, и не могут служить доказательством выполнения требований пункта 10 части 2 статьи 252 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при этом нахождение административных истцов в исправительном учреждении к обстоятельствам, объективно исключающим возможность представления реквизитов банковского счета, отнесены быть не могут.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 23 июля 2020 года N 1702-О, положения статьи 252 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации и пункта 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающие обязанность граждан, подающих административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, указать в соответствующем заявлении реквизиты своего банковского счета, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию, не могут рассматриваться как недопустимое и чрезмерное обременение взыскателя, поскольку оно служит гарантией получения гражданами денежных средств, взысканных из бюджета Российской Федерации.
Поскольку необходимые реквизиты банковских счетов отсутствовали в административном исковом заявлении, оно обоснованно было оставлено без движения.
В установленный в определении об оставлении административного иска срок (с учетом определений о продлении данного срока) обстоятельства, послужившие основанием для оставления его без движения, административными истцами устранены не были, что правомерно повлекло его возврат исходя из правил части 4 статьи 255 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы апеллянтов о том, что обжалуемое определение препятствует им в доступе к правосудию, суд апелляционной инстанции находит несостоятельными, поскольку данное определение лишь предлагает исполнить требование процессуальных норм, регулирующих порядок обращения в суд. Утверждение административных истцов об обратном основано на ошибочном толковании положений действующего законодательства, регулирующего спорные отношения.
Таким образом, определение суда является законным и обоснованным, оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для его отмены и удовлетворения частной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 315, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
определение Иркутского областного суда от 9 октября 2023 года оставить без изменения, частную жалобу Морозовского Е.В, Левчука О.В, Мамонтова А.В. - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба через Иркутский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Ю.В. Роженцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.